Шпаргалки по "Налоговой политике государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:55, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 3. Формы и методы осуществления налоговой политики.
Вопрос 4. Налоговая политика организации и ее элементы.
Вопрос 6. Налоговая политика в системе факторов социально-экономического развития государства
...
54. Налоговая политика как инструмент преодоления последствий мирового финансового кризиса в России и в странах с рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

zhuravleva.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

 С принятием  Закона СССР "О государственном  предприятии" начинается реформа  системы обязательных платежей  государственных предприятий в  бюджет. Устанавливается налог с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (с изм. и доп. от 10 июля 1991 г.) (в настоящее время прекратил действие), который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

 Вносятся  изменения в законодательство, устанавливающее  порядок налогообложения граждан.  В соответствии с Законом СССР  от 23 апреля 1990 г. "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" (утратил силу) устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

 Уже в конце 1980-х гг. предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (прекратил действие) - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

 

  1. Основные тенденции реформирования налоговой системы РФ в процессе совершенствования (с 1992 по 2008гг.).

 

Налоговая реформа  является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Пройдя довольно длительный противоречивый путь развития, налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. За период 2000-2008 гг. был осуществлен целый ряд важных мероприятий по коренному реформированию налоговой системы РФ6. В частности, в ходе налоговой реформы:

Упразднены «оборотные»  налоги и налог с продаж, а также  некоторые другие неэффективные налоги, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы;

Введен единый социальный налог вместо имевшихся  ранее самостоятельных отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды с существенно меньшей  ставкой и возможностью снижения относительной суммы налога при увеличении размера выплат наемным работникам;

Снижены налоговые  ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, что в конечном счете привело  не к снижению, а к росту поступлений  по этим налогам;

Введен принципиально  новый порядок исчисления налога на прибыль, соответствующий системам налогообложения, применяющимся в  международной практике;

Реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых и прежде всего  добычи углеводородного сырья. Это наряду с новой системой экспортных пошлин обеспечило поступление в доход государства значительных сумм, не связанных с деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье;

Упрощен и облегчен режим налогообложения малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет введения трех специальных налоговых режимов;

Начата реформа  имущественного налогообложения, предусматривающая  уменьшение числа объектов налогообложения  по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земельных участков;

Обеспечено более  равномерное распределение налоговой  нагрузки на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных  налоговых льгот и ликвидации «внутренних оффшоров»;

Улучшилось налоговое  администрирование, что привело  к заметному росту собираемости налоговых платежей.

Важнейшим результатом  налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важных факторов обеспечения экономического роста. При этом налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объему ВВП без учета влияния изменения мировых цен на нефть, за 2000-2008 гг., снизилась с 31,7 до 28,4%. При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, имеет место постоянный и стабильный рост налоговых и обязательных платежей (включая таможенные доходы) в бюджетную систему.7

Эту же тенденцию  может проиллюстрировать таблица и графики (Приложение).

Данные таблицы  свидетельствуют:

ВВП возрос в  абсолютном значении за период 1998-2008 гг. в шесть с лишним раз, в реальном выражении с учетом инфляции был  значительно ниже (в 1,4 раза). Это  вязано с применением более новых факторов производства, в том числе с использованием новых достижений научно-технического прогресса. Однако темпы прироста снижались в результате неэффективной экономической политики.

54. Налоговая  политика  как инструмент преодоления  последствий мирового финансового кризиса  в России и в странах с рыночной экономикой.

Основные направления  бюджетной политики

в период кризиса. Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают  правительства  многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации  и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей  экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев  основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее может использоваться и дискреционная фискальная  политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой. Перед нашей страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений. использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Как уже было отмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства. Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900—1000 млрд руб. (2,3—2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) — в 1145 млрд руб. (2,9% ВВП). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет 2045—2145 млрд руб.

(5,2—5,4% ВВП). Меры  налогово-бюджетной политики, направленные  на преодоление последствий мирового  финансового кризиса, предполагается  осуществить в сумме 175 млрд  руб. за счет остатков бюджета  на начало 2009 г., остальные — за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета. При разработке антикризисных программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами. Он свидетельствует

о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность. Практика доказывает, что неизбирательное предоставление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия6 Напротив, такая политика увеличивает потери от текущего кризиса и повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, поскольку подрывает стимулы экономических агентов к проведению ответственной политики при реальной оценке всех рисков. Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний. Отдельного обсуждения заслуживает вопрос об увеличении доли государственной собственности в финансовом секторе в мировом масштабе. В рамках антикризисных программ значительная его часть перешла от частных владельцев под контроль государства. Среди мер, которые необходимо осуществить в среднесрочной перспективе, следует выделить следующие: —выработка новых правил регулирования финансовых рынков, а также требований к макроэкономическим параметрам развития стран по примеру Маастрихтских соглашений;—расширение финансовых возможностей МВФ, в настоящее время недостаточных для решения задач в кризисной ситуации;—повышение роли G20 и укрепление его статуса; G7/G8 и G20 должны дополнять друг друга;—создание единой системы регулирования деятельности рейтинговых агентств; —создание в финансовой сфере новой международной организации (либо преобразование одной из действующих), члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политики. В настоящее время государства объединяются вокруг Форума финансовой стабильности. Однако он не включает в себя развивающиеся страны, в том числе страны БРИК. Сегодня нужен международный полномочный орган, чьи рекомендации были бы обязательны к выполнению.

Вопрос 56. Перспективы  совершенствования  налоговой  политики  РФ в 2013-2015гг.: особенности, основные тенденции

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения  задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения. В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалки по "Налоговой политике государства"