Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации
1.1 Сущность налога и его роль в формировании бюджета
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц
Глава 2. Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
2.1 Роль налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ
3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 99.88 Кб (Скачать файл)

Блокирование тенденции  к уклонению от уплаты налогов. При  введении того или иного налога и  установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность  уклонения от его уплаты.

Универсальность. Ставки налогообложения  и нормативы распределения доходов  между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий  налогоплательщиков. В последнее  время одной из актуальнейших  проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых  сборов в особенности между бюджетами  различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат  вследствие намеренных задержек при  переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения.

Защищенность доходов  не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система  налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета.

Существует множество  точек зрения на проблему, как усовершенствовать  систему налогообложения населения.

В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту  приобретают проблемы перекрытия каналов  ухода высокообеспеченной части  населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей  для достижения этого заключается  в следующем: необходимо кроме учета  доходов установить действенный  контроль за соответствием крупных  расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам.

Речь идет о том, чтобы  законодательно обязать лиц, приобретающих  или имеющих в собственности  имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера  минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и  размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.

Главное здесь - сделать налогообложение  физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот.

Думается, что пришло время  в принципе изменить систему поддержки  отдельных слоев населения, и  делать это не через налоговые  льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны  все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент.

Вполне правомерна постановка вопроса об отнесении к экономически необоснованной налоговой форме  и такого платежа, как подоходный налог с суммы жалованья, выплачиваемого из бюджетных средств работникам бюджетных сфер деятельности. Более  того, сфера применения этого налога может значительно расшириться, поскольку проект Налогового кодекса вносит для законодательного оформления положение о налогообложении доходов военнослужащих. Платеж в виде подоходного налога с жалованья работников бюджетных сфер деятельности (за исключением коммерческих доходов) не может быть классифицирован как собственно налог. Работники бюджетных сфер, в том числе и военнослужащие, получая не заработную плату, а жалованье от государства, лишены возможности приращивать его в зависимости от качества и количества вложенного труда. Коммерческая деятельность в данном случае не рассматривается. Здесь налог теряет свое сущностное содержание, т. е. перестает быть производным от величины стоимости, созданной в производстве. Взимание этого налога представляет собой искусственно созданный перераспределительный процесс. Налогооблагаемой базой по подоходному налогу с работников бюджетных сфер является жалованье, выплачиваемое из бюджета. В бюджете эти средства формируются в основном за счет налоговых изъятий. Жалованье по своей экономической сущности не относиться к категории «заработная плата « - объективно порождаемой распределением вновь созданной стоимости и являющейся той отправной основной, при распределении которой возникают финансовые отношения. Только в составе этих финансовых отношений могут складываться налоговые отношения. В противном случае получается, что мы берем налог с сумм, сформированных в бюджете в основном теми же налогами. Вышеназванное несоответствие (в отношении подоходного налога с работников бюджетных сфер) может быть устранено за счет уменьшения жалованья на сумму налоговых изъятий.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место  в системе налогов, взимаемых  с физических лиц. В настоящее  время порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ Налог  на доходы физических лиц, вступившей в действие в 2001 году и положившей начало применению совершенно новой  системы налогообложения доходов  физических лиц, которая сменила действовавшую на протяжении ряда лет систему подоходного налогообложения граждан.

За много лет существования НДФЛ не раз подвергался реформированию. Следует отметить ряд поправок, внесенных в 23 главу НК РФ, вступивших в силу с 1 января 2011 года.

Изменение 1: предел предоставления вычетов.

С 1 января 2011 года:

- стандартный налоговый  вычет на ребенка налогоплательщика  – получателя дохода предоставляется  до момента достижения размера  дохода нарастающим итогом с  начала года суммы в 280 000 рублей (ранее – 40 000 рублей).

Как видим, повышение порога предоставления вычета на ребенка до порога регрессии по ЕСН и ПФР  является принципиальным. Оно означает, что данный вычет будет влиять на фактический располагаемый доход  не только низкооплачиваемых сотрудников, но и сотрудников, чей доход относится  к средним заработкам.

Изменение 2: сумма вычета.

Стандартный налоговый вычет  на самого налогоплательщика в 2011 году не изменялся и по-прежнему  составлял 400 рублей. С 1 января 2012 года данная статья Налогового Кодекса утратила силу.

Стандартный налоговый вычет  на ребенка налогоплательщика  составлял 1000 рублей на первого и второго ребенка, и 3000 рублей на третьего и последующих детей. А с 1 января 2012 года вступили в силу поправки, изменяющие стандартный налоговый вычет на первого и второго ребенка налогоплательщика. Теперь он равен 1400 рублей.

Несмотря на постоянные поправки и дополнения, вносимые в 23 главу  НК РФ, ряд научных деятелей и  экономистов настаивают на более кардинальном реформировании НДФЛ. Например, предлагается существенно увеличить размер стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Считается, что эта мера приведет к повышению благосостояния низкооплачиваемых категорий граждан и снижению уровня бедности в РФ. Однако ряд исследований по данному вопросу доказывает, что эта мера малоэффективна в настоящее время. Так, П.В. Трунин в своей работе по исследованию влияния увеличения стандартного налогового вычета по НДФЛ на благосостояние низкооплачиваемых категорий работников рассматривает два основных варианта реформирования стандартного налогового вычета: увеличение размера налогового вычета до уровня прожиточного минимума; а также рост размера налогового вычета до уровня прожиточного минимума, сопровождаемый ростом порогового значения накопленного дохода, до достижения которого применяется налоговый вычет, до величины годового дохода, соответствующего ежемесячной зарплате, равной прожиточному минимуму. Исследование показало, что увеличение стандартного вычета до уровня прожиточного минимума вызовет снижение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума лишь на 1,8%, а одновременное увеличение порогового значения накопленного дохода, до достижения которого применяется стандартный вычет, приведет к падению этой доли на 3,7%. Таким образом, при значительном росте налогового вычета  отмечается весьма незначительное сокращение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума, но достаточно весомое сокращение поступлений в бюджет.

Самые большие споры, касающиеся реформирования НДФЛ, ведутся по поводу введения прогрессивной шкалы налогообложения. Предлагается введение дифференцированных ставок НДФЛ от 6 до 30% в зависимости  от дохода налогоплательщика. Напомним, что плоская шкала налогообложения  по НДФЛ была введена в 2001 году, заменив  прогрессивную шкалу подоходного  налога. Единая ставка НДФЛ в 13% вводилась  на пять лет, рассматривалась как временная мера и была направлена на легализацию доходов. На первом этапе введения плоской шкалы ожидалось сокращение поступлений НДФЛ в связи с резким снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющих доходы выше среднего. Однако начиная с 2001 года поступления НДФЛ значительно возросли. В 2001 году по сравнению с предыдущим годом поступления НДФЛ увеличились на 46,6% при увеличении общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет лишь на 31,4%. Тенденция роста поступлений НДФЛ в бюджет наблюдается и в настоящее время. Представляется, что введение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ в настоящее время подорвет доверие налогоплательщиков к налоговой системе, спровоцирует  рост конвертных схем выплаты доходов, что негативно скажется на поступлениях налога в бюджет.

Сторонники введения прогрессивной  шкалы налогообложения по НДФЛ обращаются к опыту развитых стран, где действуют  дифференцированные ставки налога на доходы, а максимальные ставки налога нередко превышают 50%. Естественно, что в настоящее время платить  НДФЛ по таким ставкам граждане РФ не готовы, а введение прогрессивных  ставок на данном этапе вызовет новую  волну неплатежей в бюджет. Целесообразно в данном случае обратить внимание на мотивацию граждан некоторых стран уплачивать налоги в полном объеме и в установленные сроки. Например, в США достаточно долгое время действует система кредитных историй, в которых фиксируются все задолженности налогоплательщика по уплате налогов, а также количество штрафов и иных взысканий. Недобросовестность плательщика может послужить поводом для отказа в выдаче кредита, что существенно утяжеляет современную жизнь. В России очень долгое время считалось подвигом не платить налоги, и недобросовестность налогоплательщика никаким образом не сказывалась на его обычной жизни. В РФ система кредитных историй вводится в настоящее время банками для отслеживания количества кредитов, выданных тому или иному налогоплательщику. При отсутствии единых баз данных и соответствующих информационных технологий в налоговых органах о включении в кредитные истории информации о платежах налогоплательщиков в бюджет в настоящее время говорить более чем преждевременно. Однако данная мера могла бы стать существенным стимулом налогоплательщикам уплачивать налоги своевременно и в полной мере.

Несмотря на все разногласия, касающиеся перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время  кардинальных изменений в порядке  налогообложения доходов граждан. В настоящее время база для  значительных изменений еще не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается постепенное  реформирование, заключающееся в  приведении налога в соответствие с  современными реалиями: необходим пересмотр  размеров ряда вычетов, совершенствование  и упрощение процедуры их предоставления. Что касается других перспектив реформирования, то необходимо помнить, что, с одной  стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны  это не должно привести к сокращению платежей в бюджет.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно сделать  следующие выводы:

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные  и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта, например работники, своим  трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с  физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует  отметить, что это - прямой налог  на совокупный доход физического  лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Плательщиками НДФЛ являются:

1) Физические лица, имеющие  постоянное местожительство в  России (резиденты). К резидентам  относятся лица, проживающие в  России в общей сложности не  менее 183 дней в календарном  году.

2) Физические лица, не  имеющие постоянного местожительства  в Российской Федерации (нерезиденты), в случае получения дохода  на территории России.

К физическим лицам относятся  граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

3) Иностранные личные  компании, доходы которых рассматриваются  как доходы их владельцев. Владельцем  личной компании считается физическое  лицо, в собственности которого  находится любая хозяйственная  единица, доходы которой в стране  регистрации личной компании  не подлежат обложению налогом  на прибыль корпораций или  иным аналогичным налогом.

4) В отдельную категорию  плательщиков налога на доходы  физических лиц выделены индивидуальные  предприниматели. К ним относятся  физические лица, зарегистрированные  в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица, а также частные  нотариусы, частные охранники,  частные детективы (п.2 ст.11 НК  РФ).

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком подоходного налога.

Объект налогообложения - это необходимый элемент состава  налога. Ст.17 НК РФ он отнесен к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным.

Основная налоговая ставка - 13 %. Так же применяются ставки 35% и 9%.

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система  РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части  Налогового кодекса НДФЛ в той  ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог  вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Вместе с тем, по сравнению  с экономически развитыми странами в РФ НДФЛ составляет лишь 20 % консолидированного бюджета против 60% в США.

Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь граждан к Российскому государству, его законам, вызывает в жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.

Информация о работе Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации