Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации
1.1 Сущность налога и его роль в формировании бюджета
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц
Глава 2. Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
2.1 Роль налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ
3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 99.88 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы, с одной  стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить  налоговую систему и тем самым  снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать  ставки налогов на доходы (имеются  в виду доходы всех экономических  агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают  определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с  потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен  разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его. Поэтому  главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие  ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение  доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в  соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения  невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение  ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

Наличие льгот и вычетов  в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как  чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и  тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет  расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма  уплачиваемого ими налога.

Считается, что достижению большей социальной справедливости в подоходном налогообложении способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая  часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки  зрения есть противники, считающие, что  прогрессивное налогообложение  тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест.

Типичными примерами льгот  и вычетов по налогу на доходы физических лиц являются: не облагаемый налогом  минимум, величина которого определяется в абсолютном значении и может  изменяться, вычеты на детей и иждивенцев, расходы на социально значимые цели, расходы на образование, государственные  пособия, профессиональные льготы и  т.д.

Следует обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе  РФ есть некоторая особенность в  порядке предоставления вычетов, составляющих необлагаемый минимум: вычеты предоставляются  налогоплательщику ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит определенную величину. Количество вычетов  зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в  течение года. Получить основную сумму  дохода предпочтительнее в конце  года. В таком случае количество вычетов, предоставленных за год, будет  больше, чем если бы большая часть дохода была получена в начале года. Соответственно сумма налога, исчисленного за год с одной и той же суммы дохода, будет отличаться в зависимости от времени получения дохода.

Такое неравенство в отношении  причитающегося к уплате налога с  одинаковых сумм дохода некоторые критики  называют дискриминацией в оплате труда, запрещенной Конституцией РФ.

В финансовом смысле нет  равенства между налогоплательщиком, получившим доход в начале года, и налогоплательщиком, получившим такой  же доход в конце года.

В подобных ситуациях в  некоторых странах облагают доход  по ставке, рассчитанной особым образом  с учетом фактора времени получения  дохода. Этот подход сложнее, чем применяемый  в нашей стране, и требует хорошо развитых структур налогового контроля.

Многие страны используют систему семейного налогообложения, когда семья рассматривается  как налоговая единица. Например, во Франции налог взимается со всей суммы доходов семьи. Взрослые дети, не проживающие с родителями, могут присоединиться к ним со своими детьми и составить одно целое. Для расчета налога используется специальная таблица, учитывающая  семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава  семьи применяется семейный коэффициент, выражающий доход, приходящийся на одну долю. Количество долей увеличивается  на половину доли на каждого инвалида, если они есть в семье.

В США доход семьи не делится, на него может заполняться  общая декларация. Семейный доход  облагается по специальной шкале. В  Малайзии, например, замужняя женщина  вправе выбирать: облагать свои доходы отдельно или вместе с доходами своего мужа, который в этом случае увеличивает  свой необлагаемый минимум. В российском законодательстве не предусмотрено  семейное налогообложение.

Во многих странах с  помощью налога на доходы государством стимулируется развитие той или  иной отрасли хозяйства, создаются  условия для того, чтобы налогоплательщики  своими силами обеспечивали себе материальный достаток.

Так, например, в Малайзии предоставляется льгота на определенную сумму при покупке компьютера налогоплательщиком или его женой, а для нерезидентов установлены  льготы в отношении некоторых  доходов: от технической помощи и  консультаций, установки и сборки заводов и оборудования, от обслуживания нематериальных активов, от публичных развлечений.

В России установлено освобождение от налогообложения доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемых в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет  начиная с года образования хозяйства. Предусмотрена льгота по суммам доходов  физических лиц от продажи выращенного  в личном приусадебном хозяйстве  скота, кроликов, нутрий, птицы (как  в живом виде, так и продуктов  их убоя в сыром и переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде, сбора и сдачи дикорастущих ягод, орехов, грибов как технического и лекарственного сырья растительного происхождения.

В России не облагаются налогом  вознаграждения донорам за сданную  кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь, алименты, гранты и вознаграждения в области науки, культуры и искусства, стипендии  студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов  и докторантов, учащихся учреждений профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, обучающихся  по направлению служб занятости, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

- в связи со стихийным  бедствием или иным чрезвычайным  обстоятельством;

- работодателем членам  семьи умершего работника или  работнику в связи со смертью  члена его семьи;

- государством малоимущим  и социально незащищенным гражданам;

- пострадавшим от террористических  актов.

Суммы, выплачиваемые детям-сиротам  на обучение, инвалидам на технические  средства профилактики инвалидности и  реабилитацию, на приобретение и содержание собак-проводников, вознаграждения, выплачиваемые  за передачу кладов в государственную  собственность, налогом на доходы также  не облагаются.

Еще одна льгота состоит  в том, что освобождается от налогообложения  оплата работодателями своим работникам, их супругам, родителям, детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости  приобретенных ими или для  них медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

Чем бы ни отличались налоговые  системы разных стран, в одном  они схожи: в конце налогового периода (в России это год) проводится декларационная кампания. Суть ее состоит  в том, что налогоплательщики  сообщают государству о суммах полученного  дохода и уплаченного (или еще  не уплаченного) налога и заявляют свои права (если таковые имеются) на льготы и вычеты.

Из вышеизложенного можно  сделать выводы, что налог на доходы физических лиц по сравнению с  другими видами налогов является «молодым». Регулирование налога на доходы физических лиц производится главой 23 ст. 207-232 Налогового Кодекса РФ. Этот налог играет значимую роль в налоговой системе нашей страны, бюджета регионов и городов. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

 

1.2 Порядок взимания налога  на доходы физических лиц в  настоящее время

В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических  применяют термины налог на прибыль  корпораций или налог на прибыль.

В России подоходный налог  официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налог на доходы физических лиц - форма изъятия в бюджет части  доходов физических лиц. НДФЛ относится  к федеральным налогам, которые  устанавливаются НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории России.

Кроме того, НДФЛ относится  к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является физическое лицо, получившее доход.

НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Плательщиками НДФЛ являются:

1) Физические лица, имеющие  постоянное местожительство в  России (резиденты). К резидентам  относятся лица, проживающие в  России в общей сложности не  менее 183 дней в календарном  году.

2) Физические лица, не  имеющие постоянного местожительства  в Российской Федерации (нерезиденты), в случае получения дохода  на территории России.

К физическим лицам относятся  граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

3) Иностранные личные  компании, доходы которых рассматриваются  как доходы их владельцев. Владельцем  личной компании считается физическое  лицо, в собственности которого  находится любая хозяйственная  единица, доходы которой в стране  регистрации личной компании  не подлежат обложению налогом  на прибыль корпораций или  иным аналогичным налогом.

4) В отдельную категорию  плательщиков налога на доходы  физических лиц выделены индивидуальные  предприниматели. К ним относятся  физические лица, зарегистрированные  в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица, а также частные  нотариусы, частные охранники,  частные детективы (п.2 ст.11 НК  РФ).

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком подоходного налога.

Объект налогообложения - это необходимый элемент состава  налога. Ст.17 НК РФ он отнесен к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным.

Согласно ст.41 НК РФ доходом  признается экономическая выгода в  денежной или натуральной форме.

В соответствии со ст.210 НК РФ налоговая база представляет собой  совокупность всех доходов налогоплательщика, получаемых им как в денежной, так  и в натуральной форме, или  право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

При получении доходов  в натуральной форме налоговая  база определяется как рыночная стоимость  в денежном выражении переданных налогоплательщику товаров, работ, услуг, иного имущества. Эта стоимость  определяется с учетом положений  статьи 40 НК РФ и включает в себя сумму налога на добавленную стоимость, акцизы и налог с продаж.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения  принимается указанная сторонами  цена сделки. Пока не доказано обратное, эта цена считается рыночной. Однако, налоговые органы на основании пункта 2 статьи 40 НК РФ могут проверить правильность применения цен: а) по сделкам между взаимозависимыми лицами; б) при отклонении цены более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых организацией (индивидуальным предпринимателем) по идентичным (однородным) товарам в течение непродолжительного времени. Если в ходе проверки окажется, что цена, указанная сторонами сделки, ниже рыночной на 20 процентов и более, то налоговые органы вправе вынести решение о доначислении налога исходя их рыночных цен и взыскании пени. Принципы определения рыночной цены изложены в пунктах 4-11 статьи 40 НК РФ. Применение финансовых санкций в данном случае не предусмотрено. Статьей 40 не вменяется в обязанность налогоплательщику делать специальный расчет. Контроль за соответствием цен рыночной конъюнктуре в целях налогообложения осуществляют только налоговые органы. Однако налогоплательщик вправе самостоятельно произвести специальный расчет и заплатить дополнительные суммы налогов.

Информация о работе Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации