Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации
1.1 Сущность налога и его роль в формировании бюджета
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц
Глава 2. Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
2.1 Роль налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ
3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 99.88 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

3

 

5

5

14

 

26

 

26

 

28

 

28

36

40





Введение

1. Теоретические основы  обложения налогом на доходы  физических лиц в Российской  Федерации

1.1 Сущность налога и  его роль в формировании бюджета

1.2 Порядок взимания налога  на доходы физических лиц

Глава 2. Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

2.1 Роль налога на доходы  физических лиц в формировании  консолидированного бюджета Российской  Федерации

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ

3.1 Приоритетные направления  и проблемы развития налога  на доходы физических лиц

Заключение

Список использованных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В Российской Федерации, как  и во всех других государствах мира, существует разветвленная система  налогов, взимаемых с собственных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных граждан, именуемых  в российском законодательстве обобщенным термином – физические лица.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших  налогов. От его собираемости зависит  не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.

Несовершенство налоговой  базы по подоходному налогу, наличие  большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а  также слабое администрирование  сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты сбора налога. Заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, являлась базой не только для обложения подоходным налогом. На рядового налогоплательщика государство возлагало чрезвычайно высокую налоговую нагрузку. В то же время налоговые льготы практически никогда не достигали той цели, ради которой они вводились, нарушая принципы равноправной конкуренции экономических агентов и способствуя коррупции.

Практика последних лет  показала бесперспективность и неэффективность  попыток устранения недостатков  налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое  законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Формирование оптимальной  формы налога на доходы физических лиц в России должно учитывать  все имеющиеся возможности этого  вида налога, международный опыт, а  также соответствовать сложившейся  социально-экономической ситуации в стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.

Объектом исследования в  данной работе является изучение динамики налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Предметом исследования являются социальные, экономические факторы, определяющие потенциал налога на доходы физических лиц в России.

Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

- рассмотреть сущность  налога и его роль в формировании  бюджета;

- охарактеризовать порядок  взимания налога на доходы  физических лиц в настоящее  время;

- провести экономический  анализ взимания налога на  доходы физических лиц в Российской  Федерации;

- рассмотреть приоритетные  направления и проблемы развития  налога на доходы физических  лиц и совершенствование механизма  исчисления НДФЛ.

Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЛОЖЕНИЯ  НАЛОГОМ

 НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1.Сущность налога и  его роль в формировании бюджета

 

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки, важно  понимать его природу, функции, значение для экономики, в чем есть определенная сложность, обусловленная тем, что  налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и политико-правовое явление реальной жизни. Русский  экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил данную особенность налога: «С одной стороны, налог - один из элементов  распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены), собственно, и началась экономическая  наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».

Экономическая природа налога заключается в определении источника  обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог  на частные хозяйства и народное хозяйство в целом, т.е. обнаруживает себя в сфере производства и распределения.

Практика налогообложения  опережала финансовую науку, которая  не подготовила, говоря современным  языком, общественное мнение относительно справедливости взимания налогов. Правительства  сталкивались с неприятием налогов  населением, уклонением от их уплаты.

Непосредственным результатом  введения налогов является материальный ущерб для плательщика. На ранних этапах развития налоговой системы, когда государственные доходы еще  не отделяются от личного имущества  короля, против налогов возражают  с позиций неприкосновенности частной  собственности и допускают их лишь в чрезвычайных случаях как  экстраординарный источник государственных  доходов. Так смотрит на налоги выдающийся представитель школы меркантилистов Ж. Боден, не говоря уже о более ранних итальянских экономистах XV - начала XVI в.

Индивидуальный подоходный налог вносит наиболее весомый вклад  в доходы государственных бюджетов многих стран, от 12% (Франция) до 41% (Канада) всех налоговых доходов. Это один из самых известных и широко распространенных налогов. Он охватывает значительную часть  населения той или иной страны. Основной причиной его высокого удельного  веса в налоговых доходах развитых стран является высокий растущий уровень доходов населения этих стран. На роль и тенденцию развития индивидуального подоходного налога в развитых странах значительное влияние оказывают позиции различных  теоретических школ.

За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его  бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое  содержание налогов выражается, таким  образом, граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие  свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и  черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую  сущность, внутреннее содержание.

Можно выделить три функции  налогов:

- распределительную;

- фискальную;

- контрольную.

Причем распределительную  функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Наиболее последовательно  реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части  доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны  страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных  источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития (фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения и т.п.). Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции  с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый  век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением  его функций и определенной политикой  социальных групп, находящихся у  власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические  и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Другая функция налога с населения как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность каждого  налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной  функции.

Изначально распределительная  функция налогов носила чисто  фискальный характер: наполнить государственную  казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать  в организации хозяйственной  жизни в стране, у него появились  регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом  регулировании доходов населения  появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов  реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные  и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта, например работники, своим  трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, структура налога показана на рисунке 1.

 

Рис.1 Структура налога на доходы физических лиц

 

В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с  физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует  отметить, что это - прямой налог  на совокупный доход физического  лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Значение налога на доходы физических лиц для  казны велико, он зачисляется в бюджет  и  является одним из основных источников дохода.

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

 Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, что много ниже, чем в России - 20-23%.

Информация о работе Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации