Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации
1.1 Сущность налога и его роль в формировании бюджета
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц
Глава 2. Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
2.1 Роль налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ
3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 99.88 Кб (Скачать файл)

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов  производятся какие-либо удержания, такие  удержания не уменьшают налоговую  базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых  установлены различные налоговые  ставки.

Налоговая база в зависимости от типа доходов  и налоговых ставок, применяемых  к таким доходам, определяется по следующим правилам:

по ставке 13% - налоговая база определяется как  денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму  налоговых вычетов (статьи 218 - 221 НК РФ).

Если сумма  налоговых вычетов в налоговом  периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно  к этому налоговому периоду налоговая  база принимается равной нулю. На следующий  налоговый период разница между  суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.

по иным ставкам - налоговая база определяется как  денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые  вычеты не применяются.

Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу  Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

Доходы, освобождаемые от налогообложения в РФ:

1. Государственные пособия,  за исключением пособий по  временной нетрудоспособности (включая  пособие по уходу за больным  ребёнком), а также иные выплаты  и компенсации, выплачиваемые  в соответствии с действующим  законодательством. При этом к  пособиям, не подлежащим налогообложению,  относятся пособия по безработице,  беременности и родам;

2. Пенсии по государственному  пенсионному обеспечению и трудовые  пенсии, назначаемые в порядке,  установленном действующим законодательством;

3. Все виды установленных  действующим законодательством  Российской Федерации, законодательными  актами субъектов Российской  Федерации, решениями представительных  органов местного самоуправления  компенсационных выплат, связанных  с:

- возмещением вреда, причинённого  увечьем или иным повреждением  здоровья;

- бесплатным предоставлением  жилых помещений и коммунальных  услуг, топлива или соответствующего  денежного возмещения;

- оплатой стоимости и  (или) выдачей полагающегося натурального  довольствия, а также с выплатой  денежных средств взамен этого довольствия;

- оплатой стоимости питания,  спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы,  получаемых спортсменами и работниками  физкультурно-спортивных организаций  для учебно-тренировочного процесса  и участия в спортивных соревнованиях;

- увольнением работников, за исключением компенсации за  неиспользованный отпуск;

- гибелью военнослужащих  или государственных служащих  при исполнении ими своих служебных  обязанностей;

- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение  профессионального уровня работников;

- исполнением налогоплательщиком  трудовых обязанностей (включая  переезд на работу в другую  местность и возмещение командировочных  расходов).

4. Вознаграждения донорам  за сданную кровь, материнское  молоко и иную помощь;

5. Алименты, получаемые налогоплательщиками;

6. Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

7. Суммы, получаемые налогоплательщиками  в виде международных, иностранных  или российских премий за выдающиеся  достижения в области науки  и техники, образования, культуры, литературы и искусства по  перечню премий, утверждаемому Правительством  Российской Федерации;

8. Суммы единовременной  материальной помощи, оказываемой: 

- налогоплательщикам в  связи со стихийным бедствием  или другим чрезвычайным обстоятельством  в целях возмещения причинённого  им материального ущерба или  вреда их здоровью на основании  решений органов законодательной  (представительной) и (или) исполнительной  власти, представительных органов  местного самоуправления либо  иностранными государствами или  специальными фондами, созданными  органами государственной власти  или иностранными государствами,  а также созданными в соответствии  с международными договорами, одной  из сторон которых является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями;

- работодателями членам  семьи умершего работника или  работнику в связи со смертью  члена (членов) его семьи;

- налогоплательщикам в  виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной  помощи (в денежной и натуральной  формах), оказываемой зарегистрированными  в установленном порядке российскими  и иностранными благотворительными  организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством  Российской Федерации о благотворительной  деятельности в Российской Федерации;

- налогоплательщикам из  числа малоимущих и социально  незащищённых категорий граждан  в виде сумм адресной социальной  помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;

- налогоплательщикам, пострадавшим  от террористических актов на  территории Российской Федерации,  независимо от источника выплаты;

9. Суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:

- за счёт средств работодателей,  оставшихся в их распоряжении  после уплаты налога на прибыль  организаций;

- за счёт средств Фонда  социального страхования Российской  Федерации;

10. Суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;

11. другие доходы, предусмотренные  ст.  217 Налогового Кодекса РФ.

Главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между  экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его.

Поэтому необходимы такие  ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение  доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного  налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в  соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

 

2.1 Роль налога на доходы  физических лиц в формировании  консолидированного бюджета Российской  Федерации

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России на сумму 10958,2 млрд. рублей, что на 12,7 % больше, чем в 2011 году. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 21,5%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,4%, налога на доходы физических лиц - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 17,2%.

В 2012 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 2260,3 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 13,3% больше, чем в 2011 году. Доли налогов с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации и с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организации снизились на 0,1 и 0,2 процентного пункта (соответственно 96,8% и 2,1%).

Исходя из вышеизложенных данных видно, что  налоговые отчисления граждан являются основным источником поступлений в бюджеты. Этот вывод можно сделать из обнародованной статистики Федеральной налоговой службы (ФНС). Эксперты связывают положительную динамику поступлений НДФЛ с ростом зарплат бюджетников и полагают, что сложившееся соотношение фискальных поступлений в 2013 году сохранится.

Между тем эксперты обращают внимание на то, что рост поступлений от НДФЛ значительно превышает темп инфляции. По данным Минфина, в 2012 году инфляция составила 6,6%.

Таким образом, можно с  уверенностью сказать, что роль НДФЛ в налоговой системе России достаточна значима. Его доля в государственном  бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых  распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

 

3.1 Приоритетные направления  и проблемы развития налога  на доходы физических лиц

 

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно  высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя  и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности  инфляционных процессов в обществе. В этом, в частности, заключается  одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных  границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения  населения в России:

1. Тяжесть налогового  бремени.

2. Нестабильность, сложность,  запутанность и неоднозначность  нормативной базы и процедур  налогообложения, приводящие к  большим затратам на содержание  налоговой системы.

3. Однобоко фискальная  направленность налогообложения,  недостаточное его использование  в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской  деятельности.

4. Значительные возможности  уклонения от уплаты налогов,  стимулирующие развитие теневой  экономики, коррупции и организованной  преступности и, разумеется, приводящие  к недобору поступлений.

Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики:

Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических  машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным «бумагомаранием» граждан.

Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов  должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном  случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и  минимизации расходов по сбору налогов  не является наиглавнейшей, о ней  нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов).

Информация о работе Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации