Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
Введение
1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации
1.1 Сущность налога и его роль в формировании бюджета
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц
Глава 2. Экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
2.1 Роль налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ
3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц
Заключение
Список использованных источников
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база
определяется отдельно по каждому виду
доходов, в отношении которых
установлены различные
Налоговая база в зависимости от типа доходов и налоговых ставок, применяемых к таким доходам, определяется по следующим правилам:
по ставке 13% - налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (статьи 218 - 221 НК РФ).
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.
по иным ставкам - налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.
Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).
Доходы, освобождаемые от налогообложения в РФ:
1. Государственные пособия,
за исключением пособий по
временной нетрудоспособности (включая
пособие по уходу за больным
ребёнком), а также иные выплаты
и компенсации, выплачиваемые
в соответствии с действующим
законодательством. При этом к
пособиям, не подлежащим налогообложению,
2. Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению и
3. Все виды установленных
действующим законодательством
Российской Федерации,
- возмещением вреда,
- бесплатным предоставлением
жилых помещений и
- оплатой стоимости и
(или) выдачей полагающегося
- оплатой стоимости питания,
спортивного снаряжения, оборудования,
спортивной и парадной формы,
получаемых спортсменами и
- увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
- гибелью военнослужащих
или государственных служащих
при исполнении ими своих
- возмещением иных расходов,
включая расходы на повышение
профессионального уровня
- исполнением
4. Вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
5. Алименты, получаемые
6. Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
7. Суммы, получаемые
8. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
- налогоплательщикам в
связи со стихийным бедствием
или другим чрезвычайным
- работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
- налогоплательщикам в
виде гуманитарной помощи (содействия),
а также в виде
- налогоплательщикам из
числа малоимущих и социально
незащищённых категорий
- налогоплательщикам, пострадавшим
от террористических актов на
территории Российской
9. Суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
- за счёт средств работодателей,
- за счёт средств Фонда
социального страхования
10. Суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;
11. другие доходы, предусмотренные ст. 217 Налогового Кодекса РФ.
Главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его.
Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.
Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Роль налога на доходы
физических лиц в формировании
консолидированного бюджета
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России на сумму 10958,2 млрд. рублей, что на 12,7 % больше, чем в 2011 году. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 21,5%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,4%, налога на доходы физических лиц - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 17,2%.
В 2012 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 2260,3 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 13,3% больше, чем в 2011 году. Доли налогов с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации и с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организации снизились на 0,1 и 0,2 процентного пункта (соответственно 96,8% и 2,1%).
Исходя из вышеизложенных данных видно, что налоговые отчисления граждан являются основным источником поступлений в бюджеты. Этот вывод можно сделать из обнародованной статистики Федеральной налоговой службы (ФНС). Эксперты связывают положительную динамику поступлений НДФЛ с ростом зарплат бюджетников и полагают, что сложившееся соотношение фискальных поступлений в 2013 году сохранится.
Между тем эксперты обращают внимание на то, что рост поступлений от НДФЛ значительно превышает темп инфляции. По данным Минфина, в 2012 году инфляция составила 6,6%.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что роль НДФЛ в налоговой системе России достаточна значима. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ
3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц
Сейчас уже никто не
отрицает тот факт, что чрезмерно
высокие налоги - это негативное
явление, порождающее спад производства,
снижение предпринимательской
1. Тяжесть налогового бремени.
2. Нестабильность, сложность,
запутанность и
3. Однобоко фискальная
направленность
4. Значительные возможности
уклонения от уплаты налогов,
стимулирующие развитие
Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики:
Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным «бумагомаранием» граждан.
Фискальная эффективность.
Расходы государства и