Экономическая работа коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Основной целью экономической работы любого коммерческого банка в условиях рыночной ориентации экономики является повышение эффективности деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу.
Достижение этой цели возможно при хорошо поставленной экономической работе, которая должна вестись в следующих направлениях:
исследование и анализ деятельности банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений их развития;
перспективное и текущее планирование развития банка;
изучение экономики и финансового рынка региона, в котором функционирует банка:
осуществление постоянных контактов с налоговыми службами по вопросам налогообложения.

Файлы: 1 файл

Экономическая работа КБ.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Центральный вопрос при работе с крупными предприятиями -финансирование инвестиционных программ, предполагающих предоставление кредитов и вложение средств в уставный капитал. Также важным аспектом обслуживания крупных предприятий является способность быстро и комплексно предлагать клиенту новые продукты в области проектного финансирования, например, связанные с организацией выпуска ценных бумаг и созданием системы экспортного страхования, фондированием. Помимо этого комплексное обслуживание клиентов предполагает предоставление им целого ряда других банковских услуг, в частности кредитование оборотных средств, управление портфелем ценных бумаг, аккредитивные расчеты, конверсионные операции. Причем при проведении всех перечисленных операций должен присутствовать режим наибольшего благоприятствования и корпоративное обслуживание должно тщательно координироваться в рамках единого направления деятельности банка. Всё это свидетельствует о необходимости правильной организации экономической работы банка с клиентурой.

Достижение  этой цели возможно при хорошо поставленной экономической работе, которая должна вестись в следующих направлениях:

  • исследование и анализ деятельности банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений их развития;
  • перспективное и текущее планирование развития банка;
  • изучение экономики и финансового рынка региона, в котором функционирует банк;
  • реализация принципа «создания клиента», в том числе при работе с крупными предприятиями. Очевидно, банк заинтересован в повышении устойчивости рыночных позиций ведущих клиентов, увеличении спроса на их продукцию, то есть, заинтересован во всех аспектах их деятельности, которые способны привести к росту выручки, а соответственно и увеличить обороты, проводимые по счетам в банке. В силу этого банк может выступать с инициативой в части расширения операций клиента, модернизации производства. Особенно это касается ситуаций, когда банк наблюдает повышение активности конкурентов его клиента.

1.2. Методы экономического  анализа

Анализ деятельности учреждений банка с точки зрения доходности, надежности, ликвидности, степени риска, в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы коммерческих банков, является крайне необходимым. При разработке предложений по максимальному увеличению доходов и снижению расходов необходимо опираться на четко разработанную аналитическую базу.

Анализ результатов  финансово-хозяйственной деятельности учреждений банка позволяет сформировать соответствующие направления в депозитной и инвестиционно - кредитной политике, выявить узкие места, разработать рекомендации по их устранению. Результаты анализа дают возможность разрабатывать дальнейший план действий по развитию учреждений банка, как на ближайший период, так и на длительную перспективу, вырабатывать рекомендации по улучшению и совершенствованию работы подчиненных учреждений.

Результаты анализа используются при разработке бизнес-планов и текущего планирования.

Отсутствие анализа  или несовершенный анализ могут привести к отрицательным результатам финансового состояния учреждений банка. Исходя из этого, овладение методикой анализа и дальнейшее ее совершенствование являются одной из основных задач экономических служб банка.

Материалами для анализа служат:

-бухгалтерские балансы;

- оперативная статистическая отчетность  учреждений банка;

- прочая информация о работе  учреждений банка (материалы проверок, ревизий и т.д.);

- материалы выборочных обследований;

- сведения, характеризующие экономическую  ситуацию в данном регионе.

Вспомогательные приложения, составляемые  банками для формирования общей финансовой и статистической отчетности, составляются на основании  Инструкции №17 от 01.10.97 г. О составлении  финансовой отчетности» в ред. от 27.01.99 г. и включают следующие формы, служащие материалами анализа:

1.Расшифровки отдельных  балансовых счетов - (ежемесячно);

2.Расшифровки отдельных  символов отчета о прибылях  и  убытках (формы N 2) - (ежеквартально).

3.Аналитические данные  о состоянии кредитного портфеля -  (представляется  только  по требованию надзорных органов территориальных учреждений ЦБ РФ по месту расположения головных офисов кредитных организаций и ОПЕРУ-2 в части информации по крупным кредитам).

  1. Таблица корректировок - (ежемесячно).
  2. Агрегированный балансовый отчет (далее  по тексту  БО) - (ежемесячно).
  3. Агрегированный отчет о прибылях и убытках (ежеквартально).
  4. Расчет резерва под возможные потери по ссудам - (ежемесячно).
  5. Сведения о движении резерва под возможные потери по ссудам - (ежемесячно).
  6. Данные о переоформленной задолженности клиентов и банков по кредитам и договорам аренды с правом последующего выкупа - (ежеквартально).
  7. Данные о крупных кредитах - (ежемесячно).
  8. Данные о кредитах, предоставленных акционерам (участникам), - (ежемесячно).
  9. Данные о кредитах, предоставленных инсайдерам, - (ежемесячно).
  10. Данные о кредитном портфеле банка в разрезе  клиентов -юридических лиц по отраслям экономики и клиентов - физических лиц - (ежеквартально).
  11. Данные о дочерних и зависимых предприятиях и организациях - (ежеквартально).
  12. Данные о движении денежных средств  - (ежегодно).
  13. Сведения о достаточности капитала - (ежеквартально).
  14. Сведения об активах и пассивах по срокам  востребования  и погашения - (ежемесячно).
  15. Данные об использовании прибыли и фондов,  создаваемых  из прибыли - (ежеквартально).
  16. Сведения о деятельности банка - (ежегодно).
  17. Данные о средневзвешенных процентных ставках по  кредитам, предоставленным банком за отчетный месяц - (ежемесячно).
  18. Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным  депозитам  и  вкладам за отчетный месяц - (ежемесячно).
  19. Данные о средневзвешенных процентных ставках по выпущенным банком депозитным и сберегательным сертификатам и облигациям в рублях за отчетный месяц - (ежемесячно).
  20. Данные о средневзвешенных процентных ставках по выпущенным банком векселям за отчетный месяц - (ежемесячно).
  21. Данные о средневзвешенных процентных ставках по учтенных банком векселям за отчетный месяц - (ежемесячно).

Основными методами, применяемыми при  проведении анализа деятельности учреждений банка, являются:

а) сопоставление отчетных показателей  работы учреждения банка:

- с фактическими данными за  соответствующие периоды прошлых  лет и предшествующие периоды  (кварталы, месяцы, две недели и  т.д.) текущего года;

- с установленными заданиями  в бизнес-плане;

- с соответствующими показателями  других учреждений банка, а  также основными показателями  других коммерческих банков;

-с отдельными показателями, характеризующими  экономику региона;

б) группировка отчетных данных по учреждениям банка, находящимся  примерно в схожих экономических условиях;

г) расчет коэффициентов, характеризующих  финансово-хозяйственную деятельность учреждения банка, использование активов, привлечение пассивов и т.д.

         д) исчисление  и оценка удельных весов. Применяется  при анализе структуры активов и пассивов, доходов и расходов учреждения банка, определении доли банка в основных показателях в целом по всем коммерческих банков.

Исходя из периодичности проведения, анализ может быть: ежедневным, еженедельным, пятнадцатидневным, месячным, квартальным, полугодовым, годовым. Банки проводят анализ своей деятельности по итогам за полмесяца, месяц, квартал и год, а отделения при необходимости - за неделю и день. Наиболее эффективным является еженедельный и ежедневный анализ, так как по итогам этих анализов могут приниматься оперативные управленческие решения.

В зависимости от спектра изучаемых  вопросов анализ подразделяется на полный и тематический. Оба эти вида анализа осуществляются на основе соблюдения принципа комплексности.

При полном анализе изучаются все стороны деятельности банка, т.е. как внешние, так и внутренние связи.

При тематическом анализе затрагивается  круг вопросов, позволяющих выявить возможности улучшения отдельных сторон деятельности.

К методам экономической работы при управлении дисбалансами можно отнести:

- метод объединения источников  фондов;

- метод разделения источников  фондов;

- комбинированный метод (сбалансированный  подход к управлению фондами)

Метод объединения источников фондов состоит в том, что все фонды банка представляют как бы полученные из единого источника.

Метод разделения источников фондов предполагает рассмотрение конкретных источников фондирования каждого активного  инструмента.

Комбинированный метод  – это интегральный метод, который  включает элементы метода объединения источников фондов и метода разделения источников фондов, обеспечивая при этом большую гибкость управления активами и пассивами.

Некоторые экономисты жестко подходят к разграничению активов  на ликвидные и на работающие. Ликвидными считают неработающие активы, а работающие – неликвидными.

Такой подход считается  не совсем корректным, так как у  банка есть масса работающих активов, в частности «короткие» МБК, покрытые различными по формам залога с нулевым  риском в виде государственных ценных бумаг, депозитов. Это категория активов однозначно подпадает под «вывеску» ликвидных.

Понятно, что подобную особенность активы баланса не отражают. О ликвидности можно судить только по расшифровкам ссудных активных статей баланса с точки зрения сроков их размещения и покрытия. Таким образом, одни и те же активы могут относиться как группе ликвидных активов, так и группе работающих активов.

Исходя из целей и  характера исследования анализ бывает:

- предварительный;

- оперативный;

- итоговый;

- перспективный.

Предварительный анализ применяется для выявления возможности осуществления каких-либо операций. Например, анализ состояния ресурсной базы для решения вопроса о предоставлении кредитов и т.д.

Оперативный анализ осуществляется в  ходе текущей работы для оценки соблюдения нормативов, выполнения основных показателей бизнес-плана и принятия срочных мер, обеспечивающих их выполнение.

Регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется посредством  соответствующих нормативов, первоначально  введенных в действие Центральным банком в 1991 г. Новой Инструкцией Центрального банка №1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» с 01.04.96 г. установлены экономические нормативы (приложение 1).

Обязательные нормативы:  предельный  размер  не денежной  части       уставного капитала; минимальный размер резервов,  создаваемых под       высокорисковые  активы;  размеры валютного,  процентного и иных       рисков  -  устанавливаются отдельными  нормативными  актами Банка России.

Итоговый (последующий) анализ используется при определении эффективности деятельности учреждения банка за определенный период и выявлении резервов повышения доходности.

Перспективный анализ применяется  для прогнозирования ожидаемых  результатов в предстоящем периоде  и определения дальнейших направлений развития учреждения банка.

Для полного, систематического анализа, правильных выводов и принятия соответствующих управленческих решений учреждения банка на всех уровнях обеспечивают сбор, накопление, разработку динамических рядов, удельных весов всех основных показателей работы учреждений банка, а также сведений, характеризующих экономику регионов.

По итогам комплексного анализа  необходимо составлять информацию (справку), в которой отражаются:

  • полученные в результате анализа показатели объемов, структуры, динамики и т.д ;
  • заключение о достигнутых результатах;
  • рекомендации по улучшению работы учреждения банка или отдельных его участков, финансового положения банка, состоянию экономической работы и т.д.

Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка – важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.

Организационную структуру «Далькомбанка» формируют управления и департаменты. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению.

Управление активных операций включает в себя: кредитный отдел; отдел  ценных бумаг;  депозитарий.

Кредитный отдел определяет общую  политику банка и порядок ее реализации в зависимости от конкретных экономических условий; разрабатывает общие методики краткосрочного и долгосрочного кредитования и финансирования, методики определения кредитоспособности клиентов, методики организации перспективных финансовых услуг; изучает кредитные риски и определяет механизм страхования банковских кредитных операций; распределяет кредитные ресурсы по видам ссуд и заемщикам, исходя из кредитного потенциала банка; определяет потребности в кредите; заключает кредитные договора, организует выдачу и погашение кредита, ведет кредитные дела, определяет кредитоспособность клиентов; ведет картотеку кредитоспособности.

Отдел ценных бумаг осуществляет операции по покупке и продаже ценных бумаг (золотые и простые векселя  финансового управления, администрации  Хабаровского края); занимается управлением финансового портфеля банка; оказывает депозитарные услуги.

Депозитарий осуществляет прием и  хранение ценностей (документы, ценности, имущество и т.д.), а также хранение заложенного имущества.

Управление  пассивных операций включает  в себя: отдел расчетных операций; отдел денежного обращения; касса; отдел пластиковых карт; отдел сводной отчетности; отдел по работе с филиалами; отдел маркетинга; группа валютного контроля; отдел корреспондентских отношений.

Информация о работе Экономическая работа коммерческих банков