Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ (на примере Управления Пенсионного Фонда Кольского района Мурманской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной дипломной работы объясняется тем, что в современных и сложных условиях экономического развития стратегической задачей России является повышение уровня жизни населения страны и рост его благосостояния.
В Российской Федерации в настоящее время проживает 30,61 млн. человек в возрасте старше трудоспособного (21,9% от обшей численности населения). Одиноко проживает 6,7 млн. пожилых людей. К 2015 г. численность граждан старшего поколения уже увеличится на 2,1 млн. человек. Структура населения по возрасту и далее будет существенно меняться. Доля лиц старших возрастов увеличится к 2016 г. до 24,5%

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 24
1.3 Пенсионный фонд России, его функции и роль в реализации социальной политики государства 28
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СТРАХОВАНИЯ В РОССИИФ
2.2.Формирование бюджета ПФР на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов 41
2.2 Исчисление и уплата страховых взносов в пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование 52
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 59
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ НА ПРИМЕРЕ ГУ УПРАВЛЕНИЯ ПФР В КОЛЬСКОМ РАЙОНЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 63
3.1. Организационная структура ГУ Управления ПФР в Кольском районе Мурманской области 63
3.2 Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работодателями 67
3.3 Предложения по совершенствованию контроля за уплатой страховых взносов с использованием камеральных и выездных проверок 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2 Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работодателями

 

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основной из обязанностей плательщиков страховых взносов (пп. 1 п. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ). Неисполнение такой обязанности частично или полностью формирует задолженность плательщика по страховым взносам, что, в свою очередь, влечет осуществление мероприятий, направленных на погашение задолженности.

Статьей 18 Закона № 212-ФЗ предусмотрены случаи, когда обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов считается исполненной, а когда нет (Приложение 5).

Поскольку ошибки в заполнении платежных документов на перечисление страховых взносов могут повлечь неисполнение обязанности по их уплате, оформлению таких документов следует уделить особое внимание.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов можно исполнить:

             либо непосредственно путем перечисления денежных средств,

             либо посредством зачета излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.

Процедура зачета излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет предстоящих платежей или в счет погашения задолженности предусмотрена ст. 26 Закона № 212-ФЗ. Для наглядности отразим ее в таблице в Приложении 6..

Не допускается зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов между разными внебюджетными фондами (п. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Если все же плательщиком страховых взносов не будет исполнена обязанность по уплате страховых взносов, то контролирующими органами производится взыскание задолженности (п. 2 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

Взыскание задолженности, образовавшейся по страховым взносам у организаций и индивидуальных предпринимателей, производится за счет:

 денежных средств, находящихся на счетах этих лиц, открытых в банках (ст. 19 Закона № 212-ФЗ);

 иного имущества, принадлежащего указанным лицам (ст. 20 Закона № 212-ФЗ).

Однако есть организации, у которых взыскание недоимки может осуществляться только в судебном порядке (п. 4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ):

а) организации, которым открыт лицевой счет;

б) организации, являющиеся материнскими, если на их счета поступает выручка от реализации товаров (работ, услуг) их дочерними организациями – для целей погашения задолженности последних, числящейся более трех месяцев;

в) организации, являющиеся дочерними, если на их счета поступает выручка от реализации товаров (работ, услуг) материнскими компаниями – для целей погашения задолженности последних, числящейся более трех месяцев.

Задолженность, возникшая по страховым взносам у физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП и являющихся плательщиками страховых взносов, взыскивается за счет имущества этих физических лиц, в том числе за счет денежных средств данного плательщика (ст. 21 Закона № 212-ФЗ).

Описанный порядок зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов распространяется и на зачет пени и штрафов.

За несвоевременное исполнение обязанностей по уплате страховых взносов законодательством о страховых взносах предусмотрено начисление пени (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

Сумма пени зависит от суммы задолженности и срока, на который задержана уплата страховых взносов (п. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ). Она определяется по формуле:  СП = (Н х 1/300 х ЦБ) / 100% х Д,  где Н – сумма недоимки (неуплаченная сумма страховых взносов), ЦБ – ставка рефинансирования Банка России (в процентах), действующая в период просрочки платежа, Д – количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

Пример

Компания «Первоцвет» произвела уплату страховых взносов за июль 2010 г. в сумме 3 570 рублей с опозданием – 03.09.2010 г.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 7,75%.

Количество дней просрочки платежа – 19 дней (с 16.08 по 03.09).

Сумма пени составит:

(3 570,00 х 7,75% х 1/300) / 100% х 19 = 17,52 (руб.)

В то же время ст. 25 Закона № 212-ФЗ предусмотрены случаи, когда пени на имеющуюся у плательщика недоимку начисляться не будут:

1) на сумму недоимки, которую плательщик не мог погасить вследствие того, что по решению суда были приостановлены операции по счету плательщика в банке или наложен арест на имущество. Здесь пени не начисляются на весь период действия названных обстоятельств (п. 4 ст. 25 Закона № 212-ФЗ);

2) на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений контролирующего органа, данных последним в адрес плательщика или неограниченному кругу лиц (п. 9 ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

У любого плательщика может возникнуть излишне уплаченная (взысканная) сумма страховых взносов, которую он захочет вернуть. Порядок возврата таких страховых взносов регулируется ст. 26 и 27 Закона № 212-ФЗ. Возврат излишне уплаченных страховых взносов рассмотрен в Приложении Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в ПФР не производится в случае если указанная сумма отражена на индивидуальных лицевых счетах физических лиц – получателей выплат, на основании сведений, представленных плательщиком страховых взносов (п. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов осуществляется с начислением процентов (п. 9 ст. 27 Закона № 212-ФЗ). Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ.[60]

Если работодатель не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, то эта обязанность исполняется в принудительном порядке. До того, как будет принято решение о взыскании, Пенсионный фонд направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. После того, как истекает срок, установленный в требовании об уплате (но не позднее двух месяцев), ПФР принимает решение о взыскании, которое в течение шести дней также доводится до сведения плательщика. Поручение на перечисление страховых взносов ПФР направляет в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, в течение месяца со дня принятия решения о взыскании.

Взыскание может производиться с расчетных (текущих) счетов в российской валюте, а при их недостаточности – в иностранной валюте. При этом используется курс Центрального банка Российской Федерации, установленный на дату продажи иностранной валюты. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет плательщика страховых взносов.

Взыскание страховых взносов не производится с депозитного счета плательщика страховых взносов, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора ПФР может дать банку поручение на перечисление денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет плательщика страховых взносов по истечении срока действия депозитного договора, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение Фонда на перечисление страховых взносов.

Если на счетах плательщика страховых взносов недостаточно денежных средств или они вовсе отсутствуют, то поручение о перечислении страховых взносов исполняется по мере того, как будут поступать денежные средства на счет.

Пенсионный фонд Российской Федерации также может взыскать страховые взносы за счет иного имущества работодателя, направив решение о взыскании в службу судебных приставов. В этом случае постановление о взыскании принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Если физическое лицо, не являющееся предпринимателем, не уплачивает страховые взносы в установленный срок, ПФР обращается в суд с иском об их взыскании за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств. Иск может быть подан в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. К исковому заявлению может прилагаться ходатайство о наложении ареста на имущество.[61]

Таким образом, можно отметить, что обязанность по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также пеней и штрафов возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

 

 

3.3 Предложения по совершенствование контроля за уплатой страховых взносов с использованием камеральных и выездных проверок

 

Проведение радикальной экономической реформы в России выдвигает объективные требования адекватного их отражения в совершенствовании пенсионного обеспечения, которая как составная часть системы социальной защиты населения является одной из первостепенных основ государственности.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации – обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые плательщики страховых взносов уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каждое лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, должно быть зарегистрировано в системе государственного пенсионного страхования.

Территориальный орган Пенсионного фонда РФ вправе осуществлять контроль за правильным представлением индивидуальных сведений, в том числе путем проведения документальных проверок, а также путем запроса дополнительных сведений.

По требованию территориального органа Пенсионного фонда РФ работодатель представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие трудовой стаж работающих у него застрахованных лиц, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера, пенсию за выслугу лет, и стаж, учитываемый в льготном исчислении.

На основании результатов проведенных проверок уточняется содержание лицевых счетов застрахованных лиц.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от работодателей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления сведений.

Контроль за своевременной и полной уплатой взносов плательщиками осуществляют органы ПФР с участием органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Ревизионная комиссия ПФР в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в органах ПФР и Методическими указаниями по проведению документальных проверок правильности расчетов работодателей с ПФР.

В целях наиболее полной и эффективной реализации функций, возложенных на Пенсионный фонда РФ, его органам предоставлено право проведения двух видов проверок плательщиков взносов в Пенсионный фонд РФ: камеральных и выездных.

Камеральные проверки проводятся уполномоченными Пенсионного фонда РФ при принятии расчетных ведомостей от плательщиков страховых взносов. Камеральные проверки проводятся ежеквартально в органах Пенсионного фонда РФ. Объект камеральных проверок - расчетные ведомости, сдаваемые плательщиками в органы Пенсионного фонда РФ.

Выездные проверки проводятся с гораздо меньшей периодичностью в особо определенных законодательством случаях сотрудниками Пенсионного фонда РФ. Объект выездных проверок – бухгалтерские документы плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонда РФ, служащие основанием для начисления плательщиков страховых взносов.

По окончании проверки составляется акт в двух экземплярах и справка о начислении взносов в ПФР. Акт подписывается лицами, производившими проверку, руководителем и главным (старшим) бухгалтером плательщика взносов.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, а также расходованием средств ПФР осуществляют уполномоченные и другие представители Фонда, определенные законодательством.

Документом, подтверждающим право на проведение проверки правильности расчетов работодателей с ПФР, является служебное удостоверение должностных лиц Пенсионного фонда РФ.

Срок проведения проверки - до 7 дней. При необходимости этот срок может быть продлен с разрешения руководства отделения ПФР.

Проведение проверок регламентируется рядом нормативно-правовых актов. Первый документ – Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р. Второй – Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 № 127р. [62]

Камеральная проверка страховых взносов.

Поскольку камеральная проверка территориальными органами ПФР и ФСС проводится по месту их нахождения, в основе ее лежат расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, которые представлены плательщиками страховых взносов. Никакого специального разрешения для начала ее проведения не требуется, соответственно, форма такого документа не предусмотрена.

Если в ходе камеральной проверки не выявлено никаких ошибок или расхождений, на этом она заканчивается: акт проверки не составляется, о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствие сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Информация о работе Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ (на примере Управления Пенсионного Фонда Кольского района Мурманской области)