Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ (на примере Управления Пенсионного Фонда Кольского района Мурманской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной дипломной работы объясняется тем, что в современных и сложных условиях экономического развития стратегической задачей России является повышение уровня жизни населения страны и рост его благосостояния.
В Российской Федерации в настоящее время проживает 30,61 млн. человек в возрасте старше трудоспособного (21,9% от обшей численности населения). Одиноко проживает 6,7 млн. пожилых людей. К 2015 г. численность граждан старшего поколения уже увеличится на 2,1 млн. человек. Структура населения по возрасту и далее будет существенно меняться. Доля лиц старших возрастов увеличится к 2016 г. до 24,5%

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 24
1.3 Пенсионный фонд России, его функции и роль в реализации социальной политики государства 28
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СТРАХОВАНИЯ В РОССИИФ
2.2.Формирование бюджета ПФР на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов 41
2.2 Исчисление и уплата страховых взносов в пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование 52
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 59
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ НА ПРИМЕРЕ ГУ УПРАВЛЕНИЯ ПФР В КОЛЬСКОМ РАЙОНЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 63
3.1. Организационная структура ГУ Управления ПФР в Кольском районе Мурманской области 63
3.2 Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работодателями 67
3.3 Предложения по совершенствованию контроля за уплатой страховых взносов с использованием камеральных и выездных проверок 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения. Если данными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня его отправления.[64]

Следовательно, можно сделать вывод, что территориальные органы ПФР наделенные полномочиями по контролю за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов с выплат работникам, обязаны проводить камеральные и выездные проверки в соответствии, они проверяют правильность перечисления пенсионных и медицинских взносов.

Управление ПФР в Кольском районе Мурманской области наделено полномочиями по контролю за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов с выплат работникам, обязано проводить камеральные и выездные проверки в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

На основании пункта 1 статьи 3 этого закона органы ПФР проверяют правильность перечисления пенсионных и медицинских взносов.

В начале 2011 года Управление ПФР в Кольском районе Мурманской области утверждает общий план-график выездных проверок. Обязанность составлять и согласовывать такой план-график закреплена пунктом 3.1.1 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов от 28 октября 2009 г. № АД-30-35/10сог; № 02-43/07-2205П.

В совместном письме ПФР и ФСС от 21 декабря 2010 г. № ТМ-30-24/13848 / № 02-03-08/13-2872П «О планировании совместных выездных проверок» приведен образец плана-графика на 2011 год, а также перечислены критерии, по которым в этом году сотрудники контролирующих органов будут отбирать предприятия для проверки (Приложение 7).

Как видно из приложения 7 внимание контролеров привлекли не только явные нарушения действующего законодательства, такие как: непредставление в органы ПФР и ФСС расчетов страховых взносов в течение 2010 года и несвоевременное представление индивидуальных сведений, но и вполне законные факторы, присущие деятельности многих компаний. Например, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС, или сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов, а также неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Также спровоцировали выездную проверку наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд и несоответствия в расчетах, выявленные по итогам проведения камеральных проверок. В последнем случае не важно, представил плательщик пояснения к расчетам или нет.

Кроме всего прочего, поводом для визита контролеров может послужить уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности и редкие – не чаще одного раза в три года – проверки плательщика. Примечательно, что проверки обособленных подразделений на отдельном балансе, проведенные в этом периоде, не считаются.

Другим объектом проверки может стать тот, кого посчитают крупнейшим плательщиком. К числу последних относят тех, кому принадлежат наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных людей или среднесписочная численность работников.

В «плане-графике-2011» проверяемый период охватывает три минувших года. Причем отрезок времени с 2008 по 2010 годы отделен от самого 2010 года. Это связано с тем, что контрольные функции за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов возложили на ПФР и ФСС только с 1 января 2010 года.
В «плане-графике-2011» проверяемый период охватывает три минувших года. Причем отрезок времени с 2008 по 2010 годы отделен от самого 2010 года. Это связано с тем, что контрольные функции за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов возложили на ПФР и ФСС только с 1 января 2010 года.

До этой даты суммы страховых взносов входили в состав ЕСН, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты которого осуществляет ФНС России. Именно сотрудники ФНС России имеют право по результатам проверки взыскать недоимку, пени и штрафы по ЕСН за 2008 – 2010 годы в порядке статей 46 – 48 Налогового кодекса.

Таким образом, в проверяемый период с 2008 по 2010 год недоимки, задолженности по пенсионным взносам, а также пени и штрафы по ним взыскивает ПФР. Контроль за остальной частью ЕСН, как и раньше, в компетенции ФНС России. ФСС проверит исполнение обязанности по уплате страховых взносов за 2010 год.

Сотрудники ФНС, ПФР и ФСС будут тесно взаимодействовать, в том числе обмениваться информацией о суммах уплаченных взносов, количестве сданных отчетов и данных в отчетах.

 

Тенденции в изменении финансово-экономического положения Пенсионного фонда России

Принятие правильного решения о дополнительных мерах по совершенствованию пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного планирования развития пенсионной системы РФ.

Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы была обусловлена неудовлетворительными характеристиками современной пенсионной системы в части финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств собственными источниками и соответственно быстрым увеличением разбалансированности бюджета ПФР, возрастанием его зависимости от госбюджетных трансфертов, отставанием уровня жизни пенсионеров, сформировавших свои пенсионные права в основном или полностью в условиях действия советского пенсионного законодательства, а также торможением реализации основных страховых принципов, заложенных пенсионной реформой 2002г.

Согласно прогнозным расчетам, развиваясь в условиях действующего законодательства, ПФР будет постоянно нуждаться в средствах федерального бюджета на законодательно предусмотренных условиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджеты ПФР к 2025 г. вырастет до 1,2 % ВВП.

Однако абсолютный размер трудовой пенсии будет индексироваться замедляющимися темпами и уже к 2030 г. ее среднегодовой рост сравняется с темпами инфляции, после чего снижение продолжиться. В то же время относительный размер трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет возрастать и достигнет своего минимума – свыше 1,5 раз – в начале 2020-х гг., а затем вновь снижается до 125 %, т.е. до уровня 2009 г.

Еще менее утешительные прогнозы ожидают младшие поколения граждан, которые формируют пенсионные права в условиях сохранения действующего налогового законодательства: влияние демографического кризиса и негативный макроэкономический прогноз не позволяет государственному страховщику сохранить в течение всего пенсионного цикла накопленные пенсионные права. В результате средневзвешенное соотношение размера трудовой пенсии и текущего заработка неуклонно снижается и к 2020 г. будет ниже 20 %.[65]

В бюджетном послании о бюджетной политике в 2008–2010 гг. выделена ключевая задача стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Данная задача была конкретизирована в следующем бюджетном послании в части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создания условий для получения достойной пенсии как вышедшим на пенсию, та и тем, кому это предстоит. Эти меры должны предусматривать, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.[66]

Сложность поставленных задач адекватна сложности и глубине накопленных за годы перестройки экономических проблем пенсионной системы в стране, которые дополнительно осложняются воздействием общемировых тенденций и факторов: углубившийся демографический и финансовый кризисы.

Чтобы реализовать эффективные инструменты государственного регулирования пенсионной системы, необходимо опираться на факторы, которые определяют ее развитие:

            макроэкономические (темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен, количественные характеристики состояния рынка труд и др.);

            демографические (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения);

            социально-трудовые (ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения);

            собственно пенсионные (нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы).[67]

Перечисленные факторы накладывают ограничения на формирование экономических механизмов регулирования развитием пенсионной системы и должны быть учтены при формировании долгосрочных целевых ориентиров ее развития.

Исходя из страховых принципов системы обязательного пенсионного страхования они должны формулироваться следующим образом:

            полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР;

            создание экономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода/заработка (коэффициент замещения);

            государственная гарантия обеспечения всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимального прожиточного уровня.[68]

Тенденции развития пенсионной системы.

По прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР достигает своего максимума около 1,2 % ВВП в начале 2020-х гг. При этом, если в 2010 г. несбалансированность составила около 18 % общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, то к 2025 г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85 %. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время с точки зрения госбюджетных отношений, следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем – темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, и они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.

В долгосрочной перспективе при страховании параметров начисления страховых взносов объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования, так называемый эффективный тариф страховых взносов, из-за роста размера заработной платы будет сокращаться с 11,45 % в 2010 г. до 0,59 % в 2050 г., т.е. почти в 20 раз. Еще больше сократится эффективный тариф взносов на страховую составляющую трудовой пенсии – с 8,8 % в 2010 г. до 0,3 % в 2050 г., т.е. более чем в 25 раз.

Разница в динамике показателей обусловлена относительным увеличением к 2027 г. части страховых взносов, отчисляемых на накопительную часть трудовой пенсии в пользу лиц 1967 г. рождения, доля которых достигнет 100 % застрахованных лиц трудоспособного возраста к этой дате.[69]

Финансирование базовой части трудовой пенсии из средств федерального бюджета при условии поддержания в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера (ПМП), достигаемого к 2010 г., и соответствующего повышения размеров базовых частей трудовых пенсий по росту ПМП сократится с 8,7 % фонда оплаты труда в 2010 г. до 2,1 % в 2050 г., т.е. в 4,1 раза.

Государственные обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста зарплаты. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР по актуарным расчетам будут сокращаться по причине резкого сокращения числа занятых трудовой деятельностью. Возникающую разницу придется покрывать за счет средств федерального бюджета в возрастающем размере с 1,5 % фонда заработной платы в 2010 г. до 4,1 % к 2022 г.

В результате этой тенденции к 2050 г. финансирование пенсионной системы почти полностью отходит от страховых принципов, так как 86 % доходов будут составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета. При одновременном сокращении объема средств на ее финансирование, включая накопительную составляющую, сократиться с 6,1 % ВВП (в том числе на выплату пенсий – 3,5 % ВВП) в 2010 г. до 1,5-1,6 % в 2050 г., что недопустимо низко для мировой практики пенсионного страхования.

Другая тенденция связана с индексацией пенсионных прав, которые ограничены индексом роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера. С самого начала реформы она отстает от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002-2007 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.

Начиная с 2012 г. основным фактором, оказывающим влияние на снижение темпа роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, становится не увеличение относительной численности пенсионеров (в 1,72 раза за период с 2010 г. по 2050 г.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967 г. рождения и моложе (вдвое за период 2010-2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессионной шкалы базы начисления страховых взносов.[70]

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. И, на наш взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

Информация о работе Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ (на примере Управления Пенсионного Фонда Кольского района Мурманской области)