Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ (на примере Управления Пенсионного Фонда Кольского района Мурманской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной дипломной работы объясняется тем, что в современных и сложных условиях экономического развития стратегической задачей России является повышение уровня жизни населения страны и рост его благосостояния.
В Российской Федерации в настоящее время проживает 30,61 млн. человек в возрасте старше трудоспособного (21,9% от обшей численности населения). Одиноко проживает 6,7 млн. пожилых людей. К 2015 г. численность граждан старшего поколения уже увеличится на 2,1 млн. человек. Структура населения по возрасту и далее будет существенно меняться. Доля лиц старших возрастов увеличится к 2016 г. до 24,5%

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 24
1.3 Пенсионный фонд России, его функции и роль в реализации социальной политики государства 28
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СТРАХОВАНИЯ В РОССИИФ
2.2.Формирование бюджета ПФР на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов 41
2.2 Исчисление и уплата страховых взносов в пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование 52
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 59
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ НА ПРИМЕРЕ ГУ УПРАВЛЕНИЯ ПФР В КОЛЬСКОМ РАЙОНЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 63
3.1. Организационная структура ГУ Управления ПФР в Кольском районе Мурманской области 63
3.2 Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работодателями 67
3.3 Предложения по совершенствованию контроля за уплатой страховых взносов с использованием камеральных и выездных проверок 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

            обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

            негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.

Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемого работодателем, предусматривает две составляющие:

            страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

            накопительную часть, выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ. [19]

Можно говорить о том, что нормативная база деятельности Пенсионного фонда России разработана на достаточно высоком уровне и не содержит принципиальных противоречий.

 

 

1.3  Пенсионный фонд России, его функции и роль в реализации социальной политики государства

 

 

Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом, т. е. фондом денежных средств, образуемым вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенным для материального обеспечения граждан при наступлении социальных рисков утраты трудового или другого постоянного дохода вследствие потери трудоспособ­ности при наступлении старости, инвалидности, потере кормиль­ца, достижении установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.[20]

Средства государственного внебюджетного пенсионного фонда находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Функцию управления внебюджетным пенсионным фондом призвана выполнять специально созданная в 1990 г. организация – Пенсионный фонд РФ (ПФР).[21]

Управляя обособленным, автономным денежным фондом, ПФР лишен возможности существенно влиять на величину мобилизуемых доходов, не имеет права корректировать рас­ходную часть, так как согласно ст. 147 Бюджетного кодекса РФ[22] уровень обязательных платежей устанавливается за­конодательством, а расходование средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, в соответствии с бюджетом ПФР, ежегодно утверждаемым федеральным законом. Таким образом, ПФР ответственен за организацию и управление процессами аккумулирования и использования финансовых ресурсов в размерах и на цели, регламентированные государством, т. е. самостоятельность ПФР касается реализации функций оперативного управления пенсионным денежным фондом.[23]

В соответствии с п. 1 Положения о ПФР Фонд является по своему статусу самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Полномочия, предоставленные ПФР данным Положением, можно подразделить на несколько групп:

             полномочия в области сбора и аккумулирования страховых взносов;

             полномочия в области расходования средств страхового фонда;

             полномочия в области получения и расходования бюджетных средств;

             полномочия в области гражданско-правовых отношений, связанных с осуществлением капитальных вложений (т. е. финансовым и материально-техническим обеспечением текущей деятельности органов ПФР), привлечением банковских кредитов, размещением временно свободных денежных средств, осуществлением операций, предусмотренных банковским законодательством;

             полномочия в области взаимоотношений с государственными органами исполнительной власти (Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Федеральной налоговой службой РФ, органами управления другими государственными внебюджетными фондами, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и подведомственными ему Федеральной службой по труду и занятости и Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, Федеральным агентством связи, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).[24]

Закон об обязательном пенсионном страховании, вступивший в силу с 01 января 2002 года, определил статус Пенсионного фонда РФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию как государственного учреждения, составляющего вместе со своими территориаль­ными органами, являющимися юридическими лицами, единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоя­щие органы подотчетны вышестоящим.[25] Согласно ст. 5 указанного Закона государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.[26]

Закон об обязательном пенсионном страховании развивает соответствующие положения Федерального закона от 16 июля 1999 г № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», согласно которому страховщик трактуется как некоммерческая организация, которая создается в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев (ст. 6).[27] В соответствии с п. 4 ст. 13 данного Закона организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования (в рассматриваемом контексте органи­зационно-правовая форма Пенсионного фонда РФ определена Законом об обязательном пенсионном страховании как государ­ственное учреждение).[28]

Согласно ст. 5 Закона об обязательном пенсионном страховании Пенсионный фонд РФ[29] должен действовать на основании федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации». Проектом федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации», предусмотрено преобразование ПФР из финансово-кредитного учреждения в некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией для государственного пенсионного обеспечения (страхования) граждан. Согласно проекту закона Фонд может быть реорганизован или ликвидирован на основании соответствующего федерального закона, определяющего порядок реорганизации (ликвидации) Фонда и использования его имущества.[30]

ПФР наделяется Российской Федерацией имуществом, используемым в целях финансового и материально-технического обеспечения текущей деятельности Фонда и его территориальных органов. Это имущество закрепляется за Фондом на праве оперативного управления и учитывается отдельно от средств государственного пенсионного обеспечения (страхова­ния). Сделки с ним совершаются Фондом самостоятельно и от собственного имени.

Смета расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов утверждается ежегодно федеральным законом в составе бюджета государственного пенсионного обеспечения (страхования) на очередной финансовый год.

По обязательствам, вытекающим из отношений по государ­ственному пенсионному обеспечению (страхованию), не может быть обращено взыскание на имущество Фонда, используемое в целях финансового и материально-технического обеспечения его текущей деятельности. По обязательствам Фонда, не вытекающим из отношений по государственному пенсионному обеспечению (страхованию), не может быть обращено взыскание на средства государственного пенсионного обеспечения (страхования).

Фонд и его территориальные органы не могут являться уч­редителями (участниками) коммерческих организаций любой организационно-правовой формы. [31]

Задачами ПФР являются:

             назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий, включая организацию их доставки и пересылки, а также методическое обеспечение указанной деятельности;

             организация и ведение единого федерального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах;

             организация и ведение единого государственного банка данных, содержащего сведения о плательщиках, уплачивающих обязательные платежи на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в соответствии с законодательством Российской Федерации (обязательные платежи);

             организация учета обязательных платежей;

             регистрация плательщиков обязательных платежей;

             организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования;

             капитализация средств государственного пенсионного обеспечения (страхования);

             участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

             осуществление экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

             ведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

             изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, разработка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства в области государственного пенсионного обес­печения (страхования);

             проведение научно-исследовательских работ и подготовка специалистов в области государственного пенсионного обеспечения (страхования);

             осуществление международного сотрудничества от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Российской Федерации по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.[32]

Для выполнения возложенных на ПФР функций сформирована трехуровневая структура управления пенсионным денежным фондом, отражающая особенности России как федеративного государства:

             федеральный уровень, представленный центральным аппаратом, управление на котором обеспечивается Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией, а также Управлениями в федеральных округах;

             региональный уровень, представленный региональными отделениями в каждом из 83 субъектов Российской Федерации (РОПФР);

             местный уровень, представленный районными управлениями и отделами.[33]

Региональные отделения ПФР, а также управления и отделы пенсионного страхования в районах и городах являются юридическими лицами, имеющими в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках. При этом региональные отделения в своей деятельности подчиняются Исполнительной дирекции ПФР, руководствуясь решениями Правления ПФР; управления и отделы – непосредственно региональному отделению.[34]

Таким образом, представленная структура характеризуется вертикальной интегрированностью входящих в нее элементов с высокой степенью централизации, подчиненной общей цели – обеспечению единых стандартов пенсионного обеспечения на всей территории страны.

В этой системе каждый объект получает управляющие воздействия от соответствующего объекта вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня. Основные процеду­ры переработки информации и принятия решений выполняются в подразделениях центрального аппарата ПФР и в региональных отделениях.

К многочисленным процедурам управления центрального аппарата ПФР относятся формирование и уточнение бюджета ПФР, анализ и прогнозирование движения денежных средств, бухгалтерский учет и отчетность, перераспределение финансовых ресурсов между территориями.

Таким образом, организационное единство ПФР призвано гарантировать как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Кроме того, в рамках проведения реформы вертикали власти в целях обеспечения взаимодействия органов ПФР с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и согласования структуры органов ПФР со схемой их размещения постановлением Правления ПФР от 09 октября 2000 г № 118 было принято решение о создании управлений ПФР в федеральных округах. К числу основных задач, возложенных на Управление, относятся: участие в подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе и отчетов об их исполнении, взаимодействие с органами Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета ПФР.[35]

В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средства, направляемые на инвести­рование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Информация о работе Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ (на примере Управления Пенсионного Фонда Кольского района Мурманской области)