Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;

изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание работы

Введение

1. Характеристика пенсионной системы РФ и принципы пенсионного обеспечения

2. Организация деятельности Пенсионного фонда РФ: основные задачи и функции

3. Характеристика бюджета Пенсионного фонда РФ: источники формирования и направления расходования средств.

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ.docx

— 73.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

Стр.

Введение

1. Характеристика пенсионной системы РФ и принципы пенсионного обеспечения

2. Организация деятельности Пенсионного фонда РФ: основные задачи и функции

3. Характеристика бюджета Пенсионного фонда РФ: источники формирования и направления расходования средств.

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российская Федерация  как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира  социальное государство, стремясь максимально  исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает  в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в  таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального  дохода по инициативе и в интересах  органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, оказывают  на неё огромное влияние.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Для рядового гражданина страны процедура макроэкономического  планирования и формирования сбалансированного  бюджета кажется весьма далекой  от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая  жизнь любого сколь - нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ и важность их выполнения обуславливает актуальность данной темы исследования.

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного  фонда РФ;

изучить механизм использования  средств фонда, его расходы и  доходы в исследуемом периоде;

рассмотреть проблемы совершенствования  механизма формирования и использования  средств Пенсионного фонда.

Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом - механизм его формирования и использования.

 

1. Характеристика пенсионной системы РФ и принципы пенсионного обеспечения

Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность в связи  с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Их защиту в форме  социальной помощи традиционно обеспечивали семья, сельская община, а для ремесленников - корпоративные структуры (цеха, гильдии  и т. д.). Кроме того, в письменных памятниках Древнего мира, начала и середины новой эры можно найти упоминания о некоторых элементах страхования жизни на основе временных соглашений, что отмечается, например, при описании законодательства Хаммурапи (около 1800 лет до н. э.), в Библии (Ветхом Завете), деятельности римских профессиональных союзов (коллегий), а также средневекового гильдийско - цехового страхования уставного типа.

В конце XVIII - начале XIX века на смену семьи как главной производственной единицы в экономике, базировавшейся на сельском хозяйстве, простых ремеслах (натуральное хозяйство) и основного  источника (и формы) содержания нетрудоспособных, пришло крупное промышленное производство. Перемены, вызванные урбанизацией и  индустриализацией общественной жизни, становлением рабочего движения, потребовали  новой доктрины социальной защиты взамен ранее существовавшей и основанной на принципах самоподдержки, семейного обеспечения нетрудоспособных и благотворительности. В формировании такой доктрины значительны" вклад внесли: социальные теории протестантов и католической церкви (43-й указ Елизаветы I о борьбе с бедностью 1601 г., папская энциклика «Рерум новарум» 1891 г.); философско-правовые концепции европейских ученых о правовом порядке и правовом государстве (Кант, Гегель, английское фабричное законодательство); разработки французского ученого-гуманиста Е. Клавьера (Проспект относительно введения пожизненного страхования 1788 года) и правовые нормы, предложенные канцлером Германии О. Бисмарком, по организации социального страхования в период 1890-х г.г.

В силу масштабности государственной  программы пенсионного обеспечения  в условиях нашей страны, а также  учитывая ее сложность, обусловленную  особенностями накопленных за советский  период пенсионных обязательств, современная  пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и  в финансово-бюджетной системе  страны, оказывая самое серьезное  влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах [26, 15].

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве  развитых стран - в начале XX века, и  не получило широкого распространения  на все категории населения России. После Октябрьской революции  государственное пенсионное страхование  было, по сути, отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которое введено в 1927 года.

Действовавшая в СССР система  пенсионного обеспечения функционировала  в рамках общей системы социального  обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты  пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

Несмотря на то, что данная пенсионная система входила составной  частью в систему социального  страхования, она не содержит экономических  признаков системы государственного пенсионного страхования, которые  наиболее наглядно выражаются в базовых  принципах государственного пенсионного  страхования. В то же время данная система, несмотря на многочисленные экономические  недостатки, содержала одно важное преимущество - обеспечивала абсолютно  всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень  потребления. Поэтому пенсионная система, начиная с указанного периода  и до 1990 г., получила определение  как государственное пенсионное обеспечение.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные  денежные выплаты, размер которых, как  правило, соизмерялся с прошлым  заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось  пенсионное обеспечение по социальному  страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: по возрасту на общих и льготных условиях, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Развитие пенсионной системы  до периода радикальных рыночных реформ 1990 года свидетельствует о  накоплении в ней большого числа  экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов  с учетом требований включения бюджета  ПФР в бюджетно-финансовую систему  страны. Предполагалось, что с проведением  пенсионной реформы должен быть решен  основной вопрос социальной политики государства - стабилизация и значительный подъем материального положения  пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году принят Закон  СССР «О пенсионном обеспечении граждан  СССР». Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой  уже через полгода после утверждения  упомянутого закона принятие самостоятельного Закона РФ «О государственных пенсиях  в Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и  дополнениями), который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы. Российский пенсионный закон 1990 года, по существу, стал первым законом, в котором пенсионное страхование выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций [17,323].

Основы регулирования  обязательного пенсионного страхования  на территории РФ наряду с регулирование  правоотношений в системе обязательного  пенсионного страхования, а также  определением правового положения  субъектов обязательного пенсионного  страхования устанавливаются Федеральным  законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

«Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию гражданам  заработка (выплат, вознаграждений в  пользу застрахованного лица), получаемого  ими до установления обязательного  страхового обеспечения» [5]. Субъектами обязательного пенсионного страхования  могут быть федеральные органы государственной  власти, страхователи, страховщик и  застрахованные лица.

Страховщиком в обязательном пенсионном страховании является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему  органов управления средствами обязательного  пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными  лицами. Другими словами, при неисполнении Пенсионным Фондом РФ своих обязательств перед застрахованным лицом, государство  должно будет возместить данному  лицу причиненный ущерб (в любом  проявлении). Застрахованными же лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Ими могут быть граждане РФ, а  также проживающие на территории Российской Федерации иностранные  граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие  себя работой (индивидуальные  предприниматели, частные детективы,  занимающиеся частной практикой  нотариусы, адвокаты);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами  территории Российской Федерации  в случае уплаты страховых  взносов;

- являющиеся членами родовых,  семейных общин малочисленных  народов Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, что в  их отношении является немного  нецелесообразным;

- иные категории граждан,  у которых возникают отношения  по обязательному пенсионному  страхованию.

Регистрация страхователей  в территориальных органах страховщика  является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок для: работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств - со дня государственной  регистрации по месту их нахождения; для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности; для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, - со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

Неотъемлемой частью обязательного  пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение  граждан, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, наработавших на день смерти.

Информация о работе Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ