Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции на примере ресторана ООО «Опять 25»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.
Цель моей дипломной работы : провести анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере ресторана ООО «Опять 25».

Содержание работы

Введение
Задачи и информационное обеспечение анализа
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции на примере ресторана ООО «Опять 25»
Краткая характеристика предприятия
Анализ ассортимента и структуры продукции
Анализ качества произведенной продукции
Анализ ритмичности работы ресторана ООО «Опять 25»
Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

123.docx

— 235.32 Кб (Скачать файл)

 

Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам  продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается  уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может  потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для  предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц  и с нарастающим итогом в целом  по предприятию, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 2.4).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, млн. руб.

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Медальоны из Свинины

Рыба «по царски»

И т.д.

1

2

3

1

2

800

800

600

500

1200

850

750

700

500

1050

-50

-150

800

750

600

500

1050

Итого

 

8000

8500

-800

7200


 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):

 или 90%

 

Из табл. 2.4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции  по договорам на сумму 800 млн. руб., или  на 10 %, а в целом за год -на 5 % (табл. 2.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.5 - Анализ выполнения договорных обязательств за год. млн. руб.

Месяц

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

январь

Февраль

Март

……

Декабрь

7500

7800

8000

 

9500

7500

15300

23300

 

95850

-300

-100

-800

 

-

-300

-400

-1200

 

-4800

96,0

98,7

90,0

 

100,0

96,0

97,4

94,8

 

95,0


 

Недопоставка продукции  отрицательно влияет не только на итоги  деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе  реализации особое внимание следует  обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам  и по экспорту продукции.

 

3. Анализ ассортимента  и структуры продукции

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты:

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий и принятия своевременных  мер по внедрению новых, более  совершенных видов продукции  и изъятие из производственной  программы морально устаревших  и экономически неэффективных  изделий;

-оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 3.1 видно, что план по ассортименту продукции  выполнен на 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100) .

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 - Выполнение плана по ассортименту продукции

Изделие

Объем производства

продукции в плановых ценах,

млн. руб.

Процент

выполнения

плана %

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту

Медальоны из свинины

Рыба «по царски»

Цезарь с креветками

Карпаччо из утки

28800

 

33600

 

19200

 

14400

25200

 

33264

 

22176

 

20160

87,5

 

99,0

 

115,5

 

140,0

25200

 

33 264

 

19200

 

14400

Итого

9600

100800

105,0

92064


 

 

Причины недовыполнения плана  по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним  относятся конъюнктура рынка, изменение  спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей  предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий  в общем их выпуске. Выполнить  план по структуре — значит сохранить  в фактическом выпуске продукции  запланированные соотношения отдельных  ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного  веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2), который  позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

 

= 100800 млн. руб.

= 98500 млн. руб.

= 100 800-98 500 = +2300 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2 - Анализ структуры товарной продукции

Изделие

Оптовая

цена

за 1 туб, тыс. руб.

Объем

производства продукции,

туб*

Товарная продукция в  ценах плана, млн. руб.

Изменение товарной продукции  за счет структуры, млн. руб.

план

факт

план

Фактически

при плановой

структуре

факт

Медальоны из свинины

Рыба «по царски»

Цезарь с креветкам

Карпаччо из утки

5000

 

6000

 

7000

 

7500

5760

 

5600

 

2743

 

1920

5040

 

5544

 

3168

 

2688

28800

 

33600

 

19200

 

14400

29550

 

34 475

 

19 700

 

14755

25200

 

33264

 

22 176

 

20 160

-4350

 

-1211

 

+2476

 

+5385

Итого

-

16023

16440

96000

98500

100800

+2300


* туб - тысяч условных  банок.

 

Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в  целом по предприятию в условно-натуральных  единицах ( ):

 

= 16 440 / 16 023 = 1,026025.

 

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в  ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре  он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что  увеличилась доля более дорогой  продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно  получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных ( ) и условно-натуральных показателей (можно в нормо - часах) ( ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

 

(1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300 млн.  руб.

 

Таблица 3.3 - Расчет изменения средней цены 1туб за счет структурного фактора

Изделие

Оптовая цена

1 туб, тыс. руб.

Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры, тыс. руб.

   

план

факт

+,-

тыс. руб.

Медальоны из свинины

Рыба «по царски»

Цезарь с креветками

Карпаччо из утки

5000

 

6000

 

7000

 

7500

35,95

 

34,95

 

17,12

 

11,98

30,66

 

33,72

 

19,27

 

16,35

-5,28

 

-1,23

 

+2,15

 

+4,36

-264,0

 

-73,8

 

+150,5

 

+327,3

Итого

-

100

100

-.

+140,0


 

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции  в стоимостном выражении можно  использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень  цены 1 туб ( ) за счет структуры (табл. 3.3):

 

 

Затем, умножая полученный результат на общий фактический  объем производства продукции в  условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции  в стоимостном выражении:

 

140 тыс. руб. х 16 440 туб = +2300 млн.  руб.

 

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвести и с помощью  средневзвешенных цен (если продукция  однородная). Для этого сначала  определяется средневзвешенная цена при  фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический  общий объем производства продукции  в условно-натуральном выражении:

 

6131 тыс. руб.

5991 тыс. руб.

+140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн.  руб.

 

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной  продукции на сумму выручки (табл. 3.4).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры  продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн. руб. Это свидетельствует  об увеличении удельного веса более  дорогих изделий С и D в общем  объеме продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.4 - Расчет влияния структуры реализованной  продукции на сумму выручки

Изделие

Оптовая цена 1 туб, млн. руб.

Объем реализации продукции, туб

Выручка по плановым ценам, млн. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб.

план

факт

план

Факт при план структуре

факт

Медальоны из свинины

Рыба «по царски»

Цезарь с креветками

Карпаччо из утки

5,0

 

6,0

 

7,0

 

7,5

5700

 

5600

 

2700

 

1900

4850

 

5300

 

3050

 

2560

28500

 

33600

 

18900

 

14250

28250

 

33305

 

18735

 

14125

24250

 

31800

 

21350

 

19200

-4000

 

-1505

 

+2615

 

 

 

+5075

Итого

-

15900

15760

95250

94415

96600

+2185


 

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние  структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую  сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне  оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

 

4. Анализ качества  произведенной продукции

 

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции  способствует повышению спроса на продукцию  и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень  его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают  обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Информация о работе Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции на примере ресторана ООО «Опять 25»