Анализ объёма производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объёма производства и реализации продукции имеет особое значение.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объёмов реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшении её качества, изыскании внутренних резервов роста объёма выпуска и как результат увеличение прибыли предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Показатели производства и реализации продукции,
методика их анализа…………………………………………………………..5
2. Анализ динамики объёма производства и реализации
продукции…………………………………………………………………….. 9
3. Оценка ритмичности производства продукции……………………….. 24
4. Факторы, влияющие на объём производства и реализации
продукции……………………………………………………………………..28
5. Резервы роста объёма производства и реализации продукции ………34
Заключение………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

(1)курсовая по эк анализу распечатать.doc.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

39

 

 

             

Введение

Основной целью предприятия в большинстве случаев является получение максимально возможной прибыли от реализации продукции. В условиях сформировавшегося рынка возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятия должны производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реально реализовать. Хозяйствующий субъект при планировании объёма производства и определении производственной мощности определяет, какую продукции, в каком объеме будет производить, где, когда и пот каким ценам будет продавать.  От этого зависят конечные результаты и финансовая устойчивость.

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства и реализации продукции.

Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объёма производства и реализации продукции имеет особое значение.

Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объёмов реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшении её качества, изыскании внутренних резервов роста объёма выпуска и как результат увеличение прибыли предприятия.

Основные задачи, решаемые в рамках анализа производства и продажи продукции представлены в следующем:

1. Оценка выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции

2. Изучение динамики выпуска продукции и её реализация в денежном выражении

3. Оценка выполнения плана и изучение динамики выпуска продукции в натуральном            выражении

4. Выявление изменений в ассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении

5. Оценка качества производимой продукции

6. Комплексный и системный анализ факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по производству и реализации продукции

7. Выявление резервов дальнейшего увеличения объема реализации продукции и улучшения её качества, обеспечения ритмичности производства и реализации

8. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Целью написания данной курсовой работы является анализ объёма производства и реализации продукции. Ключевым моментом являются особенности анализа объемов производства продукции на ОАО «Шарм».

Задача курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы, влияющие на эти показатели.

Объектом анализа курсовой работы стало Открытое Акционерное Общество «Шарм», занимающиеся пошивом меховых изделий.

 

1. Показатели производства и реализации продукции, методика их анализа

     Результатом производства и реализации продукции является формирование основного вида дохода – выручки, покрывающей затраты и генерирующей прибыль.

Для анализа выручки используется широкий круг различных количественных, стоимостных и относительных показателей, отражающих объёмы и структуру реализованной продукции, динамику и степень выполнение бюджетных заданий.

Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Общий объём производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией, которая зависит не только от трудоёмкости, но и от материалоёмкости и рентабельности изготовляемой продукции. В большинстве случаев там, где остатки незавершённого производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчётных периодах, применяются методики планирования и анализа без учёта незавершённого производства в составе валовой продукции. И так, валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах, а в свою очередь товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутри­хозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутри­хозяйственного оборота и незавершенного производства. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершённого производства.

Наряду с показателями валовой и товарной продукции в анализе и оценке деятельности  предприятий получили распространение показатели чистой (условно-чистой) и нормативно-чистой продукции. Эти показатели используются на ряде предприятий в системе планирования, оценки выполнения плана и динамики производительности труда. Они применяются при анализе соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы, а также для оценки уровня фондоотдачи, фондоёмкости и других показателей эффективности производства. Фондоотдача – важнейший обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Он характеризует выпуск продукции на единицу стоимости промышленно-производственных средств. При планировании и учёте производительной деятельности промышленных предприятий показатель фондоотдачи (ФО) определяется отношением товарной продукции в договорных ценах к балансовой стоимости основных промышленно-производственных средств.

Величина норматива чистой продукции по изделиям определяется путем исключения из отпускной цены предприятия материальных затрат (включая амортизационные отчисления). Норматив может быть рассчитан также суммированием содержащихся в полной себестоимости изделий затрат на заработную плату с отчислениями на социальное, медицинское страхование и прочих элементов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Показатель чистой продукции определяется вычитанием из стоимости товарной (валовой) продукции величины материальных затрат, включая амортизацию. Расхождение показателей выполнения плана по объёму чистой и товарной (валовой) продукции обусловлено снижением или повышением материалоёмкости фактически выпущенной продукции.

Для организации разных типов, масштабов производства, отраслевой принадлежности характерны те или иные показатели, образующие систему показателей производства и реализации (рис. 1.1).

Как видно из рис. 1.1, к числу анализируемых показателей относятся: объём в натуральном и стоимостном измерении произведённой продукции; объём отгруженной (реализованной) продукции; сумма выручки от продаж; переходящие остатки готовой продукции; переходящие остатки незавершённого производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Схема показателей объёма производства и реализации продукции

Хотелось бы отметить, что объем реализации продукции определяется или по отгруз­ке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является свя­зующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Информационным обеспечением для проведения анализа производства и продажи продукции служат агрегированные данные, содержащиеся в формах бухгалтерской, статистической отчётности, а также детальные сведения, формируемые в учётной системе организации.

Для реализации этапов методики анализа производства и реализации продукции используется вся совокупность методов и приёмов экономического анализа. Традиционным является использование аналитических таблиц для проведения структурного  и динамического анализа, выявления тренда, оценки выполнения бюджетных заданий.        

В современных конкурентных условиях практические вопросы реализации продукции, решение которых признаётся определяющим моментом для управления процессами производства, стоят на первом месте.

Экономический управленческий анализ в этих условиях выполняет различные функции, способствующие изысканию резервов роста реализации – главного источника благополучия предприятия, его собственников, персонала.                                                                                       

Обобщающие показа­тели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Показатели объемов производства и реализации продук­ции (работ услуг) за определённый период времени могут выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Стоимостное выражение показателя объема реализации продук­ции, определяемого в соответствии с учётной политикой компании, в условиях рыночной экономики приобретает первостепенное значение. Важную роль в оценке выполнения производственной  программы имеют и натуральные показатели объёмов производства и продажи продукции (штуки, метры, тонны и т.д.), которые используются для анализа объёмов производства и реализации по отдельным видам однородной продукции.

Для оценки результатов производственной деятельности организации важны также условно-натуральные измерители, применяемые для обобщённой характеристики объемов производства продукции. Эти показатели отражают специфику деятельности.

Показатели трудозатрат используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда её объёмы невозможно выразить в традиционных измерителях.

Для реализации этапов методики анализа производства и реализации продукции используется вся совокупность методов и приёмов экономического анализа. Традиционным является использование аналитических таблиц для проведения структурного и динамического анализа, выявления тренда, оценки выполнения бюджетных заданий.

 

 

2. Анализ динамики объёма производства продукции

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчёта базисных и цепных темпов роста и прироста (табл.2.1). При этом объёмы производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода.

Целесообразно определять следующие показатели динамики объёма производства продукции:

1.      Абсолютный прирост объёма производства  за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле  (в данном обозначении т определяет выпуск товарной продукции, но данный способ оценки может быть применён и к другому виду продукции).

2.      Общий прирост продукции за рассматриваемые годы:

, где n – число лет, за которые рассматривается динамика объёма товарной продукции.

3.      Среднегодовой абсолютный прирост продукции, определяемый путём деления общего прироста продукции на число лет:

4.      Темп роста (Rq) (динамический индекс) и темп прироста(Rcq) продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые периоды:

;              

5.      Темп роста продукции в некоторых методических разработках называют ещё индексом объёма продукции. Данный показатель характеризует динамику развития предприятия. Однако нужно заметить, что если исследователь будет пользоваться только данными внешней бухгалтерской отчётности, он сможет рассчитать динамику, лишь реализованной продукции: два индекса – по выручке от реализации и по себестоимости реализованной продукции;

6.      Среднегодовой темп роста Rcp.r и среднегодовой темп прироста продукции Rccp.r определяемые по формуле средней геометрической:

      ,

где Q6 – выпуск товарной продукции в базовом году (от которого начинается отсчёт n лет). Данный показатель имеет смысл рассчитывать, только если выпуск представлен в натуральных величинах или в сопоставимых ценах.

                                                                                                                                                                  Таблица 2.1

Динамика производства и реализации продукции ОАО "Шарм" с 2005 по 2009 гг.

Год

объём производства продукции в текущих ценах, тыс.руб.

Индекс цен

объём производства продукции в ценах базисного года тыс.руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс.руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2005

17362

1,00

17362

100,00

100,00

16890

100,00

100,00

2006

20046

1,23

16297,561

93,87

93,87

18846

111,58

111,58

2007

23734

1,44

16481,9444

94,93

101,13

20351

120,49

107,99

2008

24821

1,35

18385,9259

105,90

111,55

22340

132,27

109,77

2009

26521

1,40

18943,5714

109,11

103,03

25255

149,53

113,05

                                                                                                           

Из таблицы 2.1.  приведены данные по производству и реализации продукции за 5 лет (2005-2009гг.). В целом наблюдается незначительный подъём производства продукции. В итоге за пяти летний период объём производства продукции вырос на 9,11%, а объём реализации – на целых 49,53%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом цепные темпы роста производства продукции снизились на 8,52%. Это связано с невысоким ростом объёма производства продукции в ценах базисного года, а если сравнивать с базисными темпами роста производства продукции, то мы наблюдаем тенденцию к увеличению. Такая же ситуация видна и с базисными темпами роста объёма реализации продукции. В 2007 году по сравнению с 2006 годом цепные темпы роста реализации продукции снизился на 3,59%, но тем не менее предприятие провело правильную ценовую политику, и в последующие годы были заметны сравнительные улучшения.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реали­зации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Исчислим его по среднегеометрической:

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 1,9 %, а реализации продукции 28,8 %.                     

                                                                                                                                                                   Таблица 2.2

Показатели динамики выручки от продаж ОАО «Шарм» за 2008-2009 период

Месяц

Сумма, тыс. руб.

Темп роста, %

Структура (удельный вес)

2008 г.

2009 г.

абсолютный прирост

 

2008 г.

2009 г.

абсолютный прирост

Январь

1382

1134

-248

82,05

5,91

4,49

-1,42

Февраль

2036

1897

-139

93,17

8,71

7,51

-1,20

Март

960

1327

367

138,23

4,11

5,25

1,15

итого 1 квартал

4378

4358

-20

99,54

18,72

17,26

-1,47

Апрель

483

879

396

181,99

2,07

3,48

1,41

Май

358

283

-75

79,05

1,53

1,12

-0,41

Июнь

195

439

244

225,13

0,83

1,74

0,90

итого 2 квартал

1036

1601

565

154,54

4,43

6,34

1,91

итого первое полугодие

5414

5959

545

110,07

23,16

23,60

0,44

Июль

176

147

-29

83,52

0,75

0,58

-0,17

Август

351

402

51

114,53

1,50

1,59

0,09

Сентябрь

2025

1759

-266

86,86

8,66

6,96

-1,70

итого 3 квартал

2552

2308

-244

90,44

10,91

9,14

-1,78

итого 9 месяцев

7966

8267

301

103,78

34,07

32,73

-1,34

Октябрь

4271

6801

2530

159,24

18,27

26,93

8,66

Ноябрь

6532

5822

-710

89,13

27,94

23,05

-4,88

декабрь

4612

4365

-247

94,64

19,73

17,28

-2,44

итого 4 квартал

15415

16988

1573

110,20

65,93

67,27

1,34

итого второе полугодие

17967

19296

1329

107,40

76,84

76,40

-0,44

всего за год

23381

25255

1874

108,02

100,00

100,00

-

                                                                                                                  

Данные в таблице 2.2. ОАО «Шарм» в аналитической таблице свидетельствуют о неравномерном распределении объёмов продаж внутри года. Распределение показателей структуры продаж (удельного веса) колеблется от значений менее 1% летом и более чем 29%– осенью.

Такое распределение объёмов продаж свидетельствуют о существенном влиянии сезонности спроса на реализуемую продукцию. Показатели таблицы подтверждают это предложение, раскрывая ассортиментный состав продаж продукции, показатели которой подтверждены объективному влиянию сезонных колебаний спроса.

В такой ситуации возникает потребность в выявлении сезонного тренда. Трендовый анализ позволит установить устойчивость колебаний показателей продаж внутри года.

Особенности деятельности многих организаций связаны с сезонностью производства и реализации продукции. Результат – сезонные колебания значений не только выручки, но и денежных потоков, потребности в оборотных средствах и т.д.

Характерное проявление сезонности реализации отражено на рисунке 2.1 из его следует, что пик продаж в ОАО «Шарм» приходиться на осенние месяцы.

 

Рис.2.1. График распределения удельного веса выручки от продаж по месяцам года.

Так же важным этапом анализа - изучение ассортимента продукции, т.е. объёмов производства и продаж всего перечня наименований выпускаемой организацией продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны спрос на данные виды продукции, в нашем случае по выпуску меховых изделий, а с другой стороны – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. При этом для деятельности видов продукции производится её разделение на полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Анализ ассортимента заключается в его динамики (что способствует установлений тенденций изменения спроса показателей), установление параметров однородности, степени устаревания продукции. Планы выпуска продукции в общем объёме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьём, материалами, комплектующими изделиями и т.д.

Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины не эффективного использования производственного потенциала.

Основная цель ассортиментной концепции – сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Формирование ассортимента и структуры выпуска продукции должно учитывать и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Каждый вид продукции отличается по затратоёмкости производства (трудоёмкости, материалоёмкости), цене, прибыльности. Поэтому изменения в структуре продукции, как правило, приводят к изменению объёма продаж. Фактическое изменение удельного веса видов продукции в их общем объёме по сравнению с базисным периодом называется структурными сдвигами (таблица 2.3).

Для характеристики интенсивности структурных  преобразований реализации продукции используется коэффициент структурной активности:

Где d – абсолютное значение изменения удельного веса i-ого вида продукции в общем объёме выручки от продаж (количества) за исследуемый период

n – количество видов продукции.

Чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента.

В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйствующий субъект выполняет план по ассортименту в натуральном и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий.

Ассортиментная структура продаж ОАО «Шарм», представленная в таблице 2.3.,отражает не только стоимостные показатели выручки по каждому виду продукции за 2008-2009 гг., но и её количество, а также разброс цен. Наиболее дорогостоящий вид продукции – марка «Русский стиль», цена которой в 2009 г. возросла на 20%.

Это связано  с ростом уровня затрат на производство выпускаемой продукции, но не смотря на это выручка только увеличилась на 1874  тыс. руб., так как продукция сама по себе специфична и направлена на определённый слой населения. В количественном выражении выделяется продажа продукции марки «Каприз», относительная дешевизна которой (в сочетании с потребительскими свойствами) привела к ещё большему росту реализации в 2009 г.

Стоит заметить, что при анализе динамики стоимостных показателей производства и продажи продукции, необходимо учитывать требование сопоставимости, так как сравнение показателей в действующих ценах приводит к искажению результатов анализа.


39

 

 

             

                                                                                                                                                                                                                                              

 

                                                                                                                                                                                                                             Таблица 2.3

 

 

                          Таблица 2.3

 

Показатели ассортимента реализованной продукции ОАО "Шарм" за 2008 и 2009 гг.

Вид продукции (Марка)

Количество, шт.

Темп роста, %

Цена за единицу, тыс.руб.

Выручка, тыс.руб.

Темп роста, %

Структура выручки, %

2008 г.

2009 г.

абсолютный прирост

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

абсолютный прирост

2008 г.

2009 г.

абсолютный прирост

"Галант"

116

172

56

148,28

6,8

7,7

788

1324

536

168,02

3,37

5,24

1,87

"Русский стиль"

156

164

8

105,13

104,2

109,4

16255

17939

1684

110,36

69,52

71,03

1,51

"Каприз"

244

183

-61

75,00

5,35

6,35

1298

1162

-136

89,52

5,55

4,60

-0,95

"Сити"

180

151

-29

83,89

28

32

5040

4830

-210

95,83

21,56

19,12

-2,43

Итого:

696

670

-26

96,26

144,35

155,45

23381

25255

1874

108,02

100,00

100,00

-

                                                Таблица 2.3


39

 

 

             

Особое внимание необходимо уделить изучению выполнение плана по выпуску новых видов изделий, которые могут выступить как дополнение к существенному в прошлом периоде ассортименту, либо как замена выпускаемой продукции. Изучение выполнения плана по изделиям является объектом кооперированных поставок согласно заключённым договорам.

Оценка выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас, %) (таблица 2.4).

                                                                                                       Таблица 2.4

Динамика и выполнение плана по ассортименту продукции на предприятии ОАО «Шарм» за 2009г.

Наименование изделий

Выпуск изделий в сопоставимых оптовых ценах, тыс. руб.

Отклонение предыдущего года

Отклонение от плана

за предыдущий год

по плану

факт.

факт. в пределах плана

сумма, тыс. руб.

%

сумма, тыс. руб.

%

Пальто демисезонное

1035

1346

1400

1346

311,00

35,3

-54

4,01

Шуба норковая

15570

15730

15360

15080

160,00

1,03

370

3,2

Меховая шапка из норки

1201,2

1029

1112

1029

-172,20

7,4

-83

8,06

Дублёнка

4180

5800

4300

4300

1620,00

2,9

1500

2,8

Итого:

21986,2

23905

22172

21755

1918,80

46,63

1733

18,07

 


Ас, % = 21755/23905=91,006

Недовыполнение задания по ассортименту составляет:

91,006 – 100% = -8,99%

Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Всю совокупность причин, влияющих на данный показатель, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояния рынка сырья.

Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

Изучение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает, а наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчёт влияния структуры производства на уровень объёма выпуска и прибыли можно определить, используя способ цепных подстановок (таблица 2,5), который позволит абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПусл1 = ∑(VВПобщ1·Удi1·Цi0) = 22773,6 тыс. руб.

ВПусл2 = ∑(VВПобщ1·Удi1·Цi0) = 21399,75 тыс. руб.

∆ВПстр = ВПусл1 – ВПусл2 = 83600 – 76000 = 1426,65 тыс. руб.,

где ВП – стоимость валового выпуска продукции;

      VВПобщ – общий объём выпуска продукции в натуральном или условно- натуральном выражении;

       Удiудельный вес i-го вида продукции в общем объёме производства;

       Цiцена i-го вида продукции.

Данные о факте, при базовой структуре можно получить следующим образом: ВПусл2 = ∑(VВПобщ1·Удi1·Цi0) = 21399,75 тыс. руб.

Эти же данные можно получить умножением показателя по каждому виду продукции на индекс физического объёма выпуска продукции в целом по предприятию, исчисленного на основании объёма производства в условно-натуральных единицах или нормативных трудозатратах:

Iвп = 315/336 = 0,9375

                                                                                                     Таблица 2.5

Анализ структуры товарной продукции ОАО «Шарм» за 2009г.

Изделие

 

Отпускная цена изделия, тыс.руб.

Объём производства продукции, шт.

Структура продукции, %

Выпуск продукции в базисных ценах, тыс. руб.

Изменение выпуска продукции за счёт структуры, тыс.руб.

по плану

факт

по плану

факт

по плану

факт, при базовой структуре

факт

шуба норковая

109,4

156

164

46,4

52,1

17066

15999,75

17941,6

1066,65

дублёнка

32

180

151

53,6

47,9

5760

5400

4832

360

Итого:

-

336

315

100

100

22826

21399,75

22773,6

1426,65

 

Из таблицы видно, что товарная продукция увеличилась за счет структуры на1426,65 тыс. рублей. Если брать вид изделия в отдельности, то по выпуску норковой шубе произошло увеличение на1066,65 тыс. рублей, а по выпуску дублёнок на 360 тыс. рублей.

Если бы объём производства равномерно уменьшался на 5% по всем видам продукции и не нарушалась сложившаяся структура, то общий объём производства  в базовых ценах составил бы 21399,75 тыс. руб. При текущей структуре он выше на 1426,65 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.

Изучение качества продукции – это ещё один важный этап анализа, способствующий выявлению продукции, не отвечающей требованиям потребителей.

Термин «качество» в литературных источниках характеризуется как способность продукта труда в соответствии с его назначением удовлетворять потребности явного или гипотетического заказчика.

Наряду с ценой качество – это один из основных показателей конкурентоспособности продукции повышение которого требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимости. Качество характеризуется надёжностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламации.

Качество формируется еще до физического появления продукции, т.е. это научно-технический уровень продукции. Это исходное качество должно быть сохранено и в процессе производства.

Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Вместе с тем наращение доли высококачественных товаров оправдывается привлечением потенциальных покупателей, что, в конечном счете, приводит к росту продаж. В рамках экономического анализа исследуется, как правило, нефункциональные зависимости роста затрат, связанных с повышением качества продукции ценового фактора и прибыли.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

1.    Оценивается технический уровень продукции, выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным

2.    Анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество её изготовления и поставки

3.    Выполняются факторы, сдерживающие рост технического уровня

4.    Обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Существуют различные показатели и методы их изучения.

Качество продукции (товара) представляет собой совокупность свойств, определяющих её пригодность удовлетворять определённые требования покупателя. Принято рассматривать обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции независимо от её вида и назначения, например, удельный вес, высшей категории качества, сертифицированной, соответствующей мировым стандартам экспортной продукции и другое.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют определённое потребительское свойство: полезность (долговечность, надёжность), технологичность (эффективность конструкторского решения, энергоёмкость), эстетичность и тому подобное.

Косвенные показатели – сумма штрафов за поставку продукции, не соответствующей по качеству договорным условиям; сумма потерь от забракованной продукции и др.

Перед выходом на рынок конкретная партия продукции у товаропроизводителей проверяется на соответствие установленным нормативам. Удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, привозки, реализации и утилизации, работ, услуг и иным стандартам качества, условиям договоров осуществляется путём сертификацию. С 1 января 1992 г. введена сертификация продукции.

Сертификацияэто процедура, посредством которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие отдельных видов продукции требованиям, определённым в нормативно-технических документах.

Сертификация осуществляется Госстандартом и институтами, получившими название ГОСТов. Органы, осуществляющие сертификацию, является независимыми. Их задача состоит в том, чтобы дать объективную авторитетную оценку качества. Для этого проводятся типовые испытания и государственный надзор за качеством сертифицированной продукции. По результатам испытаний изготовителю выдаётся сертификат, если испытания подтвердили соответствие продукции требованиям нормативного документа. Сертификация может осуществляться как на добровольных началах, так и на обязательной основе.

Многие предприятия добровольно подтверждают соответствие (сертификацию) на условиях договора между заявителем и органом сертификации. Зачастую после добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия – обозначения, служащего для информирования потребителей о соответствии объекта требованиям системы сертификации или национальному стандарту.

Анализ качества начинается с общей оценки выполнения задания и динамики выпуска сертифицированной продукции (СП). Данные для анализа берутся из оперативно-технического учёта и отчётности (Таблица 2.4).

                                                                                                                                                              Таблица 2.6

Анализ обобщающих показателей качества продукции ОАО «Шарм» за 2008 и 2009гг.

Показатели

За предыдущий год

За отчётный год

план

факт

1. объём продукции (работ, услуг) в фактически действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов), тыс.руб.

22340

27740

26255

2. Стоимость сертифицированной продукции в фактически действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов), тыс.руб.

13784

17254

16567

3. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продукции (работ, услуг),%

61,7

62,2

63,1

                                                                    

Аналитическими показателями, характеризующими качество, являются удельный вес (У) или коэффициент (К) сертифицированной продукции в общем объёме к выпущенной продукции (Q) в действующих оптовых ценах предприятия без НДС и акцизов:

У= (СП/Q)*100%

К= СП/Q

Показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объёма продукции (работ, услуг).

На основании проведённых расчётов можно сделать вывод, что плановое задание по повышению качества выпускаемой продукции перевыполнено.

Предприятие имело намерение повысить долю сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом на 0,5 пункта, а фактически доля выпущенной продукции, качество которой соответствует требованиям стандартов и подтверждено сертификатом, повысилась по сравнению с прошлым годом на 1,4 пункта, а по сравнению с планом на 0,9.

Рассмотрим, как динамика показателей качества продукции может влиять на работу предприятия (таблица 2.7).

                                                                                                                                                               Таблица 2.7

Оценка качества реализованной продукции «Шарм» за 2009г.

Сорт продукции

реализация продукции, тыс. руб.

цена за единицу, руб.

Стоимость продукции, тыс. руб.

Стоимость продукции в пересчёте на высший сорт

план

факт.

план

факт.

план

факт.

Высший

4353

3189

109,4

476218,2

348876,6

13881717

348876,6

Первый

6234

7346

92

573528

675832

681999,6

803652,4

Второй

7580

5417

76

576080

411692

697360

498364

Третий

3268

2646

60

196080

158760

248368

201096

Итого:

21435

18598

-

1821906,2

1595161

15509445

1851989

 

Коэффициент сортности плановый:

Кпл.=1821906,2/15509445 = 0,1174

Коэффициент сортности фактический:

Кфакт= 1595161/1851989 = 0,8613

Индекс сортности = Кфакт / Кпл.=0,8613/0,1174·100% = 7,33%

Определим влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:

(85,7 – 84,99)*3189= 2264 тыс. руб.,

где   Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

         К1 – Объём реализации продукции высшей сортности продукта отчётного периода.

Ц0=1821906,2/21435=84,99

Ц1=1595161/18598=85,7

По данным таблицы 2.5 выявлено, что качество реализованной продукции по сравнению с планом повысилась на 7,3%, и как в следствии  привело к повышению объёма продукции на 2264 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка ритмичности производства продукции

    При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмич­ности производства и реализации продукции. Ритмичностьравномерный выпуск продукции в равные отрезки времени в течение отчётного года.

Ритмичная работа является основным условием своевре­менного выпуска и реализации продукции, а также ритмичность свидетельствует о рациональной организации производства и труда. Если предприятие работает неритмично, то это приводит к снижению качества продукции, повышению цен, уменьшению прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

                                                                                                      Таблица 3.1

Анализ ритмичности производства ОАО "Шарм" за 2008-2009 гг.

Квартал

Выпуск продукции за год, тыс.руб.

Удельный вес каждого квартала в общем выпуске продукции, %

Выполнение плана, %

Объём продукции, зачтённой в выполнении плана по ритмичности

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

1

4378

4358

18,76

17,26

99,54

4358

2

1036

1301

4,44

5,15

125,58

1036

3

2552

2308

10,93

9,14

90,44

1552

4

15374

16988

65,87

67,27

110,50

15374

Итого:

23340

25255

100,00

100,00

-

23320

 

Из расчётных данных, приведённых в таблице 3.1, используются  для оценки выполнения плана по ритмичности прямые и косвенные показатели.

К прямым показателям относятся:

1.   Коэффициент ритмичности;

2.   Коэффициент аритмичности;

3.   Удельный вес производства продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, за каждую декаду к месячному выпуску, коэффициент вариации и так далее.

Косвенные показатели ритмичности -  наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Обобщающим показателем равномерности выпуска продукции является коэффициент ритмичности, который показывает удельный вес продукции, сданной без нарушения графика.

Коэффициент ритмичности показывает, сколько выпущено продукции в сроки, установленные планом-графиком.

Коэффициенты ритмичности рассматриваются двумя путями:

1.   Путём суммирования фактических удельных весов выпуска продукции за каждый период, но не более базисного их уровня.

2.   Путём деления суммы зачтённой выполнение плана по ритмичности на плановый выпуск  продукции, при этом выполнение плана по ритмичности защипывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного.

ритм = ;

Критм = 22320/22340 = 0,991,

где   xiфакт – фактический объём продукции за i-час, но не выше планового часового объёма отгрузки;

         xiплан – плановый объём отгрузки за i-час.

Чем ближе значения коэффициентов ритмичности отгрузки готовой продукции к единице, тем более ритмично выполнялась данная работа и более равномерным в течение суток было выполнение плана отгрузки продукции, в нашем случае коэффициент аритмичности равен 99,1%.

              Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.

,

 

где Δх2 - квадратическое отклонение от среднего зада­ния;

      п - число суммируемых плановых заданий;

      хпл среднее задание по графику.

И так, по данным таблицы 3.1 произведём расчёт коэффициента вариации:
 

В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,056. Это значит, что выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика в среднем на 5,6%.

              Показатель аритмичности рассчитывается, как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от 100%. Чем выше показатель аритмичности, тем менее ритмично работает предприятие.

Изучаются причины неритмичной работы в процессе анализа. Внутренние причины аритмичности - тяжелое финан­совое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производ­ства, а также планирования и контроля, внешние — несвоевре­менная поставка сырья и материалов поставщиками, недоста­ток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

Рассчитаем коэффициент аритмичности:

Каритм =  (-0,46)+25,58+(-9,56)+10=25,56%

В нашем примере с помощью приведённой таблице 3.1 он составил 25,56%. Довольно сильная  аритмичность, на мой взгляд, связана с неравномерным распределением объёмов продаж.

Также, можно рассчитать упущенные возможности предприятия в связи с неритмичной работой. Для этого используются различные методы:

1.   Рассчитывается разность между зачтённым и плановым выпуском продукции

2.   Разность между фактическим и возможным выпуском продукции исчисленным исходя из наибольшего среднесрочного выпуска продукции.

Нарушение ритмичности ухудшает результаты хозяйственной деятельности организации вследствие снижения качества продукции, увеличения объёмов незавершённого производства, сверхнормативных остатков готовой продукции на складах, замедления оборачиваемости средств, невыполнения договорных обязательств.

Сумма упущенных возможностей продукции: 22320-23340=20 тыс. руб.

В связи с неритмичной работой предприятия недополучило продукции 20 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Факторы, влияющие на объём производства и реализации продукции

Всесторонний анализ производства и реализации продукции невозможен без проведения факторного анализа, в результате которого выявляются и количественно оцениваются варианты принятия управленческих решений по реализации имеющихся резервов в перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.1. Схема факторной системы объема реализации продукции

На выручку организации прямо или косвенно влияет вся совокупность факторов финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо установить, какие внешние и внутренние факторы оказали наиболее существенное влияние на динамику и выполнение плана продаж. С помощью метров факторного анализа и примеров иного факторного моделирования исследования многочисленные причинно-следственные связи, в результате действия которых предприятий, недополучило определённый объём выручки.

Анализ факторов, влияющих на объём реализации, осуществляется следующим образом. В таблице 4.1 представлены исходные данные и расчёты


39

 

 

             

                                                                                                                                                                               Таблица 4.1

Расчёт влияния на выручку от продаж количества, структуры и цен реализованной продукции ОАО "Шарм"

Вид продукции (Марка)

Количество, шт.

Цена, тыс.руб.

Выручка за 2008 г., тыс. руб.

Выручка с учётом коэффициента роста общего кол-ва продукции, тыс. руб.

Выручка с учётом коэффициента роста общего кол-ва  и изменение состава продукции в 2009 г., тыс. руб.

Выручка за 2009 г., тыс.руб.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

"Галант"

116

172

6,8

7,7

788

1168,41

1169,60

1324

"Русский стиль"

156

164

104,2

109,4

16255

17088,59

17088,80

17939

"Каприз"

244

183

5,35

6,35

1298

973,50

979,05

1162

"Сити"

180

151

28

32

5040

4228,00

4228,00

4830

Итого:

696

670

144,35

155,45

23381

23458,50

23465,45

25255

                                                                                                                                           


39

 

 

             

влияния трёх факторов на динамику выручки от продаж ОАО «Шарм»: общего количества проданной продукции, состава реализованной продукции (ассортимента) и цен. По данным отчёта по прибыли и убытках общий прирост выручки от продаж (ΔN) составляет:

ΔN=Nотч.годаNплан.года

Для выявления совокупного влияния факторов, нам понадобиться формула:

ΔNNqобщ + ΔNdi + ΔNpi, где

ΔNqобщ – применение выручки от продаж в связи с динамикой общего количества реализованной продукции.

ΔNdi – изменение выручки от продаж в результате изменения ассортимента реализованной продукции.

ΔNpi – изменение выручки от продаж в результате динамики цен.

Также, нам понадобится коэффициент роста общего количества продукции (Kqобщ): Темп роста кол-ва продукции = количество реализованной продукции за отчётный год/кол-во реализованной продукции за предыдущий год.

Расчёт влияния факторов по данным таблицы (таблица 4.1):

1.    ΔNqобщ =23458,5– 23381 = 77,5 тыс.руб.

2.    ΔNdi = 23458,523465,45= -6,95

3.    ΔNpi = 25255 23458,5 = 1796,5 тыс.руб.

Совокупное влияние факторов на рост выручки от продаж:

77,5+(-6,95)+1796,5= 1867,05 тыс.руб.

Результаты расчётов, произведенных при помощи данных взятых из таблицы 4.1, свидетельствуют о том, что ОАО «Шарм» в 2008 г. активизировал объём продаж продукции, в результате чего прирост выручки составил 77,5 тыс. руб. Вместе с тем изменение состава продукции повлияло на выручку положительно. За счет структурных сдвигов в ассортименте продукции предприятия недополучило доходов на сумму 6,95 тыс. руб.. Негативное влияние этого фактора было компенсировано снижением уровня цен, для избегания более масштабных потерь в будущем, что повлияло нарастить сумму выручки от продаж в 2009г., за счёт повышения цен на все марки продукции на сумму 1796,5 тыс.руб., а совокупное влияние всех трёх факторов дало нам прибыль равную в 1867,05 тыс. руб.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объём производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

1)       обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР∙ГВ;

РП = ЧР∙ГВ∙Дв,

где  ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;

       ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;

       Дв – доля реализованной продукции в объёме выпущенной продукции отчётного периода;

2)       обеспеченность предприятия основными производственными фондами и   эффективность их использования:

ВП = ОПФ∙ФО;

РП = ОПФ∙ФО∙Дв,

где  ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов   предприятия;

     ФО – фондоотдача основных производственных фондов;

3)     обеспеченность производства сырьём и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ∙МО;

РП = МЗ∙МО∙Дв,

где  МЗ – сумма потреблённых материальных запасов для производства продукции;

     МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов.

Приведём пример расчёта одного из вышеперечисленных факторов, в нашем случае, объем валовой продукции (ВП) зависит от двух основных факторов первого уровня: численности работников (ЧР) и среднегодовой выработки (ГВ). Имея двухфакторную мультипликативную модель:

ВП = ЧР∙ГВ. Можно рассмотреть ситуацию, когда и выработка, и численность рабочих в отчетном периоде отклонились от запланированных значений. Данные для расчетов приведены в таблице 4.2.

                                                                                                      Таблица 4.2

Данные для факторного анализа объёма валовой продукции ОАО "Шарм" за 2009г.

Показатель

Условное обозначение

План, тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

Отклонение

Валовая продукция, тыс. руб.

ВП

23381

25255

1874

Среднегодовая численность рабочих, чел.

ЧР

8

11

3

Среднегодовая выработка одного рабочего, тыс.руб.

ГВ

160

200

40

Применяя этот метод к нашему примеру, получим следующее:

ВПчр = (ЧРф∙ГВпл) – (ЧРпл∙ГВпл) = (11∙160) – (8∙160) = 1760 – 1280 = 480 тыс. руб.

ВПгв = (ЧРпл∙ГВф) – (ЧРпл∙ГВпл) = (8∙160) – (8∙160) = 1600 – 1280 =320 тыс. руб.,

то есть объем валовой продукции повысился на 480 тыс. руб. за счет увеличения численности рабочих и на 320 тыс. руб. за счет повышения выработки.

Однако если мы рассчитаем общий прирост валовой продукции, то он будет равен 920 тыс. руб., что больше суммы приростов за счет отдельных факторов:

ВПгв = (ЧРпл∙ГВф) – (ЧРпл∙ГВпл) = (11∙200) – (8∙160) = 2200 – 1280 =920 тыс. руб.,

Таким образом, сумма влияний всех факторов не равна общему приросту результативного показателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Резервы роста объёма производства и реализации продукции  организации

Под хозяйственными резервами понимают возможности повышения эффективности деятельности организации на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.

Наибольший эффект достигается при поиске резервов на производственной стадии. Здесь могут быть выявлены резервы повышения эффективности производства за счёт улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешёвого сырья и т.д. Именно на этой стадии объективно содержаться самые большие резервы снижения себестоимости продукции; и чем полнее они выявлены на этом этапе, тем выше эффективность этого изделия вообще.

На производственной стадии происходит освоение новых изделий, новой технологии и затем осуществляется массовое производство продукции. На этой стадии жизненного цикла изделия выявляются и используются те резервы, которые не затрагивают производственного процесса: улучшение организации труда, повышение его интенсивности, сокращение простоев оборудования, экономия и рациональное использование сырья и материалов.

Такая классификация резервов необходима для сбалансированности их по всем видам ресурсам. Например, выявлен резерв увеличения выпуска продукции за счёт более эффективного использования трудовых ресурсов. Но, чтобы его освоить, необходимо в том, же размере выявить резервы увеличения производства продукции за счёт лучшего использования средств труда и предметов труда. Если же по какому-либо ресурсу резервов недостает, то в расчёт принимается наименьшая величина резервов, выявления по одному из них.

Основные источники резервов увеличения выпуска и реа­лизации продукции показаны на рисунке 5.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Рис. 5.2. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

Таким образом, классификация резервов позволяет более глубоко понять их сущность и комплексно и целесообразно организовать их поиск.

1.   Поиск резервов должен носить научный характер, что предполагает знание экономической сущности и источников резервов, а также методики и техники их подсчёта.

2.   Поиск резервов должен быть комплексным и системным. Комплексный подход требует всестороннего выявления резервов по всем направлениям хозяйственной деятельности с последующим их обобщением. Системный подход означает умение выявлять и обобщать резервы с учётом взаимосвязи и иерархии изучаемых явлений. Это позволяет, с одной стороны, более полно выявлять резервы, а с другой – избежать повторного их счёта.

3.   Резервы должны быть экономически обоснованными и реальными. При их подсчёте надо учитывать возможности предприятия, подкреплённые конкретными мероприятиями.

4.   Для повышения эффективности поиска резервов необходимо предварительно определять резервоёмкие направления (участники производства, где имеются большие потери трудовых и материальных ресурсов, простои техники и т.д.)

5.   Поиск резервов должен быть оперативным. Чем он оперативные, тем эффективнее этот процесс. Особое значение имеет сокращение разрыва во времени между нахождением и освоением резервов.

6.   Поиск резервов не должен быть дискретным. Его необходимо проводить планомерно, систематически.

7.   Резервы выявляются тем полнее, чем большее количество работников разных профессий и специальностей участвуют в их поиске. Отсюда возникает принцип массовости поиска резервов, т.е. привлечение к этому процессу всех работников, развитие и совершенствование общественных форм экономического анализа.

Резервы роста производства продукции состоят из трех групп:

1.   За счет улучшения использования трудовых ресурсов:

а) создание дополнительных рабочих мест;

б) сокращение потерь рабочего времени;

в) повышение уровня производительности труда.

2.   За счет улучшения использования основных фондов:

а)  приобретение дополнительных машин и оборудования;

б) более полное использование их фонда рабочего времени;

в) повышение производительности работы оборудования;

3.   За счет улучшения использования сырья и материалов:

а) дополнительное приобретение сырья и материалов;

б) сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;

в) сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.

Определение величины резервов по первой группе производиться следующим образом:

Р↑ВПКР=Р↑КР×ГВ1

Р↑ВПФРВ=Р↑ФРВ×ЧВ1

Р↑ВПЧВ=Р↑ЧВ×ФРВВ,

Где Р↑ВПКР, Р↑ВПФРВ, Р↑ВПЧВ – резерв роста валовой продукции соответственно за счёт создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки;

Р↑КР – резерв увеличения количества рабочих мест;

Р↑ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счёт сокращения его потерь по вине предприятия;

Р↑ЧВ –резерв роста среднечасовой выработки за счёт совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВВ – возможный фонд рабочего времени с учётом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счёт увеличения количества оборудования (Р↑К), времени его работы (Р↑Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р↑ЧВ) рассчитанный по формулам:

Р↑ВПК=Р↑К×ГВ1

Р↑ВПТ=Р↑Т×ЧВ1

Р↑ВПЧВ=Р↑ЧВ×ТВ1

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а)          Дополнительное количество j-ого материала делится на норму его расхода, на единицу i-ого вида продукции и умножается на плановую цену на единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции: Р↑ВП=∑(Р↑Мj / НРji×Цiпл)

б)          Сверхплановые отходы материалов делиться на норму их расхода на единицу i-ого вида продукции и умножается на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются: Р↑ВП=∑(Р↓ОТХj / НРji×Цiпл)

в)          Планируемое сокращение расхода j-ого вида продукции (Р↓УРji) умножается на планируемый к выпуску объёма продукции (Р↓УРji) умножается на планируемый к выпуску объём производства i-ого вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

Р↑ВП=∑(Р↓УРji ×VВПiпл / НРji×Цiпл)

Приведём пример расчёта по первой группе резервов – улучшение использования трудовых ресурсов, за счёт создания дополнительных рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени и повышения уровня производительности труда. И так, если создать дополнительных рабочих мест в количестве трёх человек, то увеличиться выпуск продукции на 600 тыс. руб.

Р↑ВПКР=Р↑КР×ГВ1 = (11+3)·200 = 2800 тыс.руб.

Если увеличить фонд рабочего времени (256 часов за месяц) за счёт сокращения потерь по вине предприятия на 24 часа (3 дня), то выпуск продукции составит 84 тыс. руб., что на 7,2 тыс. руб. больше.

Р↑ВПФРВ=Р↑ФРВ×ЧВ1 = (256 +40)·0,3 = 84 тыс. руб.

Если возрастёт среднечасовая выработка за счёт повышения уровня производительности труда, то выпуск продукции составит 179,2 тыс. руб., а значит, что выпуск продукции увеличиться на 76,8 тыс. руб.

Р↑ВПЧВ=Р↑ЧВ×ФРВВ = (0,3 + 0,4)*256 = 179,2 тыс. руб.

Остальные расчёты резервов роста производства продукции рассчитываются аналогичным образом.

По итогам вышеприведенных расчетов резервов повышения объема производства продукции ОАО «Шарм» за счет улучшения использования трудовых ресурсов можно сделать вывод, что если бы изучаемое предприятие, занялось созданием дополнительных рабочих мест, сокращением потерь рабочего времени, повышением уровня производительности труда, то объем произведенной продукции был бы больше на сумму 3065 тыс. руб. и составит 28320 тыс. руб.

 


39

 

 

             

Заключение

В данной курсовой работе проведен анализ объемов производства и реализации продукции. Исследования проводились на основе показателей работы предприятия ОАО «Шарм» за 2008 и 2009 года.

В теоретической части  работы приведены методические основы анализа объема производства и реализации продукции. В практической части описывался сам объект исследования и проводится анализ. В заключительной части анализа рассматривались факторы и резервы увеличения производства и реализации продукции на данном предприятии.

Проанализировав выпуск продукции, можно сделать вывод, что объемы производства за 2009 год по сравнению с предшествующим выросли на 3,03 %. Одновременно с этим увеличивается и реализация продукции на 13,05 %. Таким образом, можно сказать, что предприятие на рынке товаров сравнительно недавно, однако имеет спрос на предлагаемую продукцию.

Проанализировав объем продаж продукции по видам можно сказать, что реализация  пошива меховых изделий имеет тенденцию к росту. К ним относятся: головные уборы, пальто демисезонное, дубленки, шубы из норки, бобра              . Одним из минусов производства такой продукции является нестабильность и сезонный характер меховых изделий, что не способствует стабилизации цен на сырье. Резервами роста производства и объемов реализации продукции является улучшение использования трудовых ресурсов, основных фондов, сырья и материалов.              

                            Также в курсовой работе проведен анализ выполнения плана по ассортименту продукции и её структуре. Цены при реализации продукции в настоящий период по сравнению с базисным в общей сложности  незначительно увеличились, чтобы покрыть дополнительные расходы. В целом план по ассортименту продукции в 2009 году выполнен на 8,02%.

Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия. И так, динамика показателей качества продукции по предприятию выросла в 2009г. на 7,3%  по сравнению с прошедшим годом.

Одним из важных этапов анализа производства и реализации продукции является ритмичность работы предприятия, которая составила 99,1% от фактического выпуска продукции.

В связи с неритмичной работой предприятие недополучило продукции 20 тыс. руб.

На выручку организации прямо или косвенно влияет вся совокупность факторов финансово-хозяйственной деятельности. В данной курсовой работе представлены расчёты влияния трёх факторов на динамику выручки от продаж ОАО «Шарм»: общего количества проданной продукции, состава реализованной продукции (ассортимента) и цен. В результате чего прирост выручки составил 77,5 тыс. руб., а совокупное влияние всех трёх факторов увеличило прибыль на 1867,05 тыс. руб. по сравнению с базисным годом.

В заключение анализа, в общем, выявлены резервы увеличения производства и реализации продукции. На данном предприятии были рассмотрены резервы увеличения выпуска продукции за счёт улучшения использования трудовых ресурсов. Если их учитывать в следующем периоде, то объем произведенной продукции был бы больше на сумму 3065 тыс. руб. и составит 28320 тыс. руб.

Состояние ОАО «Шарм» на данном этапе претерпевает различные изменения и за счёт этого можно отнести к развивающимся предприятиям. Это связано с менее гармоничной работой производства и реализации продукции, которое требует к себе более высокого внимания. Создание более чёткой политики цен на предлагаемую продукцию, планирование и воссоздание определённых методов по продвижению и распределению на рынок выпускаемой продукции,  гарантирует повышение уровня организации на предприятии в целом.

 

Библиографический список

1.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп. – М,: ИНФРА-М, 2007. – 345с.

2.      Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 704 с.

3.      Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник - Ростов-на-Дону Феникс: 2005. – 560с.

4.      Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 368 с.

5.      Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФА-М, 2009. – 617с.

6.      Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. - 423с.

7.      Бороненкова С.А. Управленческий анализ: учебное пособие. – М.: - Финансы и статистика, 2004. – 384с.

8.      С.М. Пястолов Экономический анализ деятельности предприятия: учебник – М.:2004. – 571с.

9.      В.В. Ковалёв, О.Н. Волкова Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник – М.: 2005. – 416с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Анализ объёма производства и реализации продукции