Актуальные проблемы организационного поведения как научной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время проблема исследования вопросов дисциплины «Организационного поведение» является актуальной, так как до настоящего момента отсутствует необходимое учебно-методическое обеспечение с учетом российской практики, что существенно затрудняет процесс подготовки специалистов. В современном мире происходят значительные изменения в окружающей среде, интернационализация экономики, внедрение второго поколения информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существующего многообразия работников и управление ими, что требует изменения парадигмы управления. Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Цели и задачи дисциплины «Организационное поведение»
2. Предмет, методы и содержание дисциплины «Организационное поведение»
3. Модели поведения человека в организации
4. Современные проблемы дисциплины
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

актуал.пробл.организационного поведения.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

 

«Организационное  поведение»

 

на тему:

 

«Актуальные проблемы организационного поведения как научной дисциплины»

 

 

 

 

 

                                                  Выполнил:

                                                                         Студент 5 курса, 26 поток

                                                     

                                                                          Проверила: Дунаева Н.И.

 

 

 

Нижний Новгород

2013

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Цели и задачи дисциплины  «Организационное поведение»

2. Предмет, методы и  содержание дисциплины «Организационное  поведение»

3. Модели поведения человека  в организации

4. Современные проблемы  дисциплины

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Актуальность исследования. В настоящее время проблема исследования вопросов дисциплины «Организационного поведение» является актуальной, так как до настоящего момента отсутствует необходимое учебно-методическое обеспечение с учетом российской практики, что существенно затрудняет процесс подготовки специалистов. В современном мире происходят значительные изменения в окружающей среде, интернационализация экономики, внедрение второго поколения информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существующего многообразия работников и управление ими, что требует изменения парадигмы управления. Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности.

Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем простая исполнительская  дисциплина. Умение учиться начинает цениться выше преданности. В результате появляется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого  партнерства: стороны обязуются  взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей в виде творчества со стороны работника  и создания условий для этого  творчества со стороны организации. В результате меняются отношения  внутри организации, в них усиливается  рыночная составляющая (компонента), которая  представляет более жесткую форму  взаимоотношений, требующую адекватного  поведения и работника, и работодателя. Данное положение делает особенно актуальным разработку современных подходов преподавания ОП при подготовке специалистов к  работе в изменяющихся условиях.

 

Целью данного реферата является раскрытие представлений о современном состоянии и тенденциях развития ОП; методов и содержания дисциплины, моделей поведения человека в организации, а также актуальных проблем дисциплины.

Организационное поведение  является новой отраслью знаний, многопрофильной  и противоречивой, получившей развитие в США с 50-х гг. ХХ в. В настоящее  время организационное поведение (ОП) реально превратилось в область  научных знаний, связанную с практикой  эффективного управления современными организациями.

Основными элементами ОП выступают  индивид и группа, закономерности их поведения в конкурентной среде, определяемые необходимостью эффективной  деятельности организации. Осознание  того, что люди становятся важнейшим  ресурсом организации, привело к  изменению поведенческой парадигмы, к гуманистической ориентации ОП, его социальной направленности.

Изменения, происходящие во внешней и внутренней средах организации, появление новых видов организаций, современных знаний о человеческом поведении обусловливают необходимость  разработки и реализации на практике моделей ОП, отвечающих требованиям  времени. В этих моделях находят воплощение идеи партнерства, командной работы, вовлечения, самоконтроля, ориентации на удовлетворение потребностей более высокого порядка, самореализации.

Внешняя среда организаций  характеризуется высоким уровнем  сложности, турбулентности и неопределенности. Ее влияние на поведение организации  усиливается, что определяет необходимость  в постоянных организационных изменениях. Еще никогда не была так высока потребность в изучении влияния  на поведение организации внешней  среды, дальнейшей разработке подходов и методов адаптации к ее изменениям.

До недавнего времени  международный аспект в бизнесе  не имел такого большого значения. Однако реализация многих международных проектов оказалась намного сложнее, чем  предполагалось ранее, именно из-за того, что не принимался во внимание человеческий фактор, связанный с различием  в поведении людей в разных культурах. Возникло понимание необходимости  изучать особенности национальных культур и их влияние на ОП. Эта тенденция будет развиваться при исследовании особенностей ОП в мультинациональных компаниях, при разработке методов повышения межкультурного взаимодействия, адаптации, мотивации, лидерства, принятия решений.

В Государственном университете управления на кафедре теории организации  и управления в 1999-2000 гг. проводились  исследования по теме «Организационное поведение в современных условиях». В 2001 г. коллектив кафедры по результатам  конкурса Министерства образования  и Российского гуманитарного  научного фонда (РГНФ) получил возможность  написания комплекса учебно-методических материалов по ОП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цели и задачи дисциплины «Организационное поведение»

Цель  дисциплины:

Целью преподавания дисциплины является формирование у будущих  специалистов представления о социальных механизмах и закономерностях поведения  и взаимодействия людей в организации; способствовать развитию умений эффективного делового общения; сформировать установку  на партнерские отношения и умение работать в команде.

Задачи  дисциплины:

  • освоение закономерностей развития организационного поведения как способа бытия человека в системе организационных связей;
  • формирование системы представлений о практическом использовании организационно психологического знания в деятельности менеджера;
  • изучение характерных проявлений поведения организации как сложной социотехнической системы;
  • овладение навыками анализа и оценки ситуаций с точки зрения организационного поведения.

Понятие «организационное поведение» было введено в связи с необходимостью обозначения разнообразных поведенческих  реакций личности (группы) на организационные  воздействия (стимулы, ролевые и  административные требования, предписания  и санкции), а также в связи  с вариативностью типов этих реакций. Необходимость изучения организационного поведения заключается в том, что:

  • поведенческие реакции на однородные внешние воздействия разнообразны;
  • поведение людей в организации и вне ее различно;
  • поведенческие реакции одного и того же человека (группы, организации) различны в разных ситуациях.

 

2. Предмет, методы  и содержание дисциплины «Организационное  поведение»

Современные изменения в  технологических процессах, интернационализация  экономики, развитие информационных технологий, управление качеством с ориентацией  на потребителя, признание существующего  многообразия работников и управление ими привели к изменению парадигмы  управления. Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности.

Индивид, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой организации, корпоративным  кодексом поведения. В XX в. работодатель заключал с работником моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения.

Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем простая исполнительская дисциплина. Умение учиться начинает цениться выше преданности. В результате появляется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого партнерства: стороны обязуются взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей в виде творчества со стороны работника и создания условий для этого творчества со стороны организации.

В результате меняются отношения  внутри организации, в них усиливается  рыночная составляющая (компонента), которая  представляет более жесткую форму  взаимоотношений, требующую адекватного  поведения и работника, и работодателя. Данное положение делает особенно актуальной разработку современных подходов преподавания организационного поведения при  подготовке специалистов к работе в  изменяющихся условиях.

Организационное поведение (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины.

Поведение индивидов существенно  определяется целью и задачами, которые  ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она  накладывает на личность.

Несмотря на усложнение проблем  на всех уровнях анализа — личностном, групповом и организационном — сохраняется и будет развиваться в дальнейшем ориентация ОП на его практическое использование в управлении компаниями. Это означает разработку доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управлении людьми позволит организации достигать своих целей с максимальной пользой.

Осознание того, что люди — ценнейший ресурс организации, приводит к изменению поведенческих парадигм, к гуманистической ориентации ОП, его социальной направленности. Поведение организации становится все более направленным в сторону социальной справедливости в отношении работников, соблюдения баланса интересов работников и компании, социальной отзывчивости и ответственности перед обществом.

Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды. ОП предполагает изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности. ОП представляет собой мультидисциплину (кросс-дисциплину), поскольку использует принципы и методы, заимствованные из других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента, управления персоналом. В свою очередь, ОП представляет собой основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин. ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, ее поведение: люди внутри группы, их чувства, ощущения, восприимчивость к новому, реакция на окружающую среду.

Итак, ОП:

  • мультдисциплина;
  • ориентирована на личность в организации;
  • сфокусирована на результативности;
  • учитывает воздействие внешней среды.

Предметом ОП выступает взаимосвязь системы управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.

ОП изучает отношения  в системе управления на всех уровнях  с ориентацией на разработку результативных методов управления, в условиях конкурентной среды.

При этом исследуются виды отношений:

  • кооперации;
  • власти и управления;
  • собственности;
  • непроизводственные.

 

 

Методы исследования ОП:

  • опросы — интервью, анкетирование, тестирование, измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива;
  • сбор фиксированной информации — изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях);
  • наблюдения — изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры;
  • эксперименты  — проведение лабораторных или естественных экспериментов;
  • использование Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Модели поведения  человека в организации

Организационное поведение (ОП) как новая научная дисциплина начала развиваться в 50-е гг. XX в. Термин «организационное поведение» возник, когда произошло объединение нескольких направлений научных дисциплин, занимающихся изучением процессов, происходящих в организации, между организациями, между внутренней и внешней средой. Таким образом, ОП вобрало в себя такие дисциплины, как производственный инжиниринг, социология труда, социальная психология, исследование бизнеса, теория управления и право.

Наука об организационном  поведении подразделяется на основе ряда критериев на более специализированные предметы. Главными критериями являются:

Информация о работе Актуальные проблемы организационного поведения как научной дисциплины