Актуальные проблемы миграции в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Проблема миграции, выдвинувшаяся на первый план общеевропейской политики в последнее десятилетие, имеет давнюю историю. Если в начале прошлого века Европа стала источником «белой» миграции, с помощью которой осваивались новые колониальные территории, то в начале века нынешнего происходят обратные процессы — мигранты переселяются в Европу. Своей социальной активностью и вовлеченностью в экономические процессы иммигранты вносят значительный вклад в процветание и культурную «пестроту» западноевропейских стран, однако их права остаются до сих пор камнем преткновения современной европейской политики.

Содержание работы

Введение
Миграция. Классификация видов миграции
Особенности ситуации в международной миграции
Проблемы миграции на примере Велобритании
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы миграции в ЕС. БАЛАШ РОМАН ГРУППА 936.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования Федерации Профсоюзов Республики Беларусь

“ Международный  университет “ МИТСО”

Кафедра публичного права 
 
 
 

Самостоятельная управляемая работа

По дисциплине: Европейское право

На тему: «Актуальные проблемы миграции в  ЕС.» 

Выполнил  студент

3-го курса

Группа 936

Юридического  факультета

Балаш Роман  
 
 

Минск, 2011

Содержание:

Введение

Миграция. Классификация видов  миграции

Особенности ситуации в международной  миграции

Проблемы  миграции на примере  Велобритании

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Проблема  миграции, выдвинувшаяся на первый план общеевропейской политики в  последнее десятилетие, имеет давнюю историю. Если в начале прошлого века Европа стала источником «белой»  миграции, с помощью которой осваивались  новые колониальные территории, то в начале века нынешнего происходят обратные процессы — мигранты переселяются в Европу. Своей социальной активностью  и вовлеченностью в экономические процессы иммигранты вносят значительный вклад в процветание и культурную «пестроту» западноевропейских стран, однако их права остаются до сих пор камнем преткновения современной европейской политики. Наиболее остро стоит вопрос участия иммигрантов и этнических меньшинств в процессе принятия решений, которые так или иначе затрагивают их интересы. В разных европейских странах на вопрос о том, какими должны быть рамки этого участия отвечают очень по-разному. Более того, проблема иммигрантов носит различный характер и решается по-разному в разных городах внутри одной страны. Однако везде эта проблема,  как правило, упирается в вопрос о гражданстве. И даже там где система гражданства не налагает жестких ограничений в отношении не-граждан на доступ к общественным ресурсам, этнические меньшинства не допускаются к процессу принятия решений. Все это если и не подрывает, то, по крайней мере, проблематизирует статус исконной демократичности западноевропейских государств.  Зиг Лейтон-Хенри отмечает в этой связи, что ситуация политической маргинализации или исключения социально и экономически активных  жителей бросает вызов либеральным демократическим ценностям и процедурам, столь уважаемым в многопартийных системах западных демократий1.  В другом месте он утверждает на этом основании, что репрезентативное демократическое управление более не является таковым2.

Возрастающая  мобильность населения в эпоху  глобализации значительно повысила значение фактора миграции в мировой  экономике и международных отношениях. В современных условиях миграция порождает множество проблем, требующих  согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению. Заметная в  последний период интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки  усилить глобальный вектор в ее регулировании  и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Миграция. Классификация видов миграции.

Миграция  населения (лат. migratio — переселение)  — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Российская ученая О. Д. Воробьева в своих работах пишет, что миграция населения – это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит – притягивающих или выталкивающих3.

Люди, совершающие  миграцию, называются мигрантами, или, в зависимости от характера миграции, эмигрантами, иммигрантами или поселенцами. Миграция внутри страны называется внутренней, между странами — внешней.

В понятие  «миграция населения» различные  исследователи вкладывают самый  разнообразный смысл. Количество определений  «миграции населения» столько же, сколько и авторов этих определений. В.А.Ионцев насчитал только в отечественных публикациях около 36 различных определений4. Основываясь на анализе зарубежной и отечественной литературы В.А.Ионцев, также разработал наиболее полную классификацию направлений в теоретическом осмыслении миграции населения. Она включает 17 различных подходов к изучению миграции населения, которые объединили по его оценке 45 научных направлений, теорий и концепций. Из них 5 теорий приходится на экономический подход, 5 – на социологический, 4 – на чисто миграционный, 3 – на демографический, 2 – на исторический, типологический, политический и по одному – на остальные девять подходов5.

Согласно  отчету Международной организации  по миграции, число международных  мигрантов в 2010 году составило 214 млн человек или 3,1 % населения мира6. Если рост этого показателя продолжится с прежней скоростью, то к 2050 году он достигнет значения 405 млн. Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана). Тем не менее, основными причинами миграции остаются экономические, а именно разница в прибыли, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Кроме того, фактором, обуславливающим миграцию, может быть нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе. К примеру, экономически мотивированная миграция наблюдается внутри Евросоюза, где барьеры для передвижения между странами практически устранены. Здесь страны с высоким уровнем дохода — Франция, Германия, Италия, Великобритания — служат принимающими сторонами для мигрантов из Греции, Венгрии, Литвы, Польши и Румынии.

Вынужденная миграция может служить средством  социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

Традиционно различают четыре вида иммиграции:

1. Трудовая  иммиграция (сюда входят как долгосрочные  иммигранты,  так и сезонные  рабочие).

2. Воссоединение  семей, что подразумевает переселение  родственников тех иммигрантов,  что смогли обосноваться на  новом месте.

3. Нелегальная  иммиграция.

4. Беженцы.

Все  страны, принимающие иммигрантов  можно условно разделить на три  типа:

1. Иммигрантские  страны протекционистского типа.

2. Иммигрантские  страны, которые не хотят быть  таковыми, но предпочитают реалистически  разрешать проблему.

3. Иммигрантские  страны, которые верят в интеграционный  потенциал своих национальных  культур.

Другая  типология устанавливает четыре типа государственности и основана на различиях в национально-государственном  самосознании, которое определяет тех, кто принадлежит к нации и  на каких условиях нация принимает  новых членов:

Имперская модель предполагает, что все члены  нации являются  объектами единой власти или единого правителя. Ни одно из современных либеральных  государств не относится к этому  типу за исключением, возможно, Англии, которая до принятия Национального  Акта 1981 г. формально руководствовалась  этим принципом. Российская, Австро-Венгерская и Оттоманская империи — вот  исторические представители этого  типа.

Этническая  модель национальную принадлежность основывает на общности исторических корней или  общности судьбы, проявляющейся в  едином языке, культуре и в принадлежности к единой этнической общности. По определению  этот тип исключает иммигрантов  с самобытной культурой и иными  родовыми корнями из числа полноправных членов нации. Германия, по крайней мере, до последнего времени, была самым характерным представителем этого типа. Это проявлялось, прежде всего, в отказе немцев наделять гражданским статусом тех, кто не имел хотя бы одного родителя с немецким происхождением (так называемый jussanguinis — «закон крови» или «закон происхождения» определял подобного рода политику). Принятие в гражданство предполагало здесь абсолютную ассимиляцию, не допускающую никаких уступок. И, тем не менее, большое количество иммигрантов получило статус граждан прямо во время пересечения немецкой границы. Это так называемые  Aussiedler, потомки немецких переселенцев, отправившихся в свое время на восток Европы в поисках счастья. Отношение к ним немецких властей особенно ярко иллюстрирует важность «закона происхождения» в этой стране.  

В республиканской  модели гражданский статус определяется преимущественно принадлежностью  к политическому сообществу. Переселенцы  становятся полноправными гражданами страны, если они принимают ее политические установления. К гражданству здесь  относятся как к  предпосылке, способствующей интеграции в сообщество, а не как  к результату этого  процесса (как это происходит в  этнической модели). С некоторыми оговорками, к этому типу можно отнести, прежде всего, Францию. Республиканский принцип  наиболее заметно отражен в ее jussoliили «законе почвы», который дарует гражданство любому младенцу, родившемуся на французской земле.  Благодаря этому же закону иммигранты иностранного происхождения могут получить гражданство относительно легко. Подобная  политика основана на убеждении о том, что французская национальная культура обладает безграничными способностями ассимилировать привносимые в нее элементы. Именно поэтому во Франции долгое время отсутствовала какая-либо политика по отношению к меньшинствам, как собственно и права меньшинств.

И, наконец, мультикультурная модель основана на идее о том, что культурные различия внутри общества вполне в норме вещей. Иммигранты здесь являются полноправными пользователями системы образования, участниками рынка труда и жилья, а также полноправными участниками демократического процесса принятия решений. Для этой модели приоритетной  задачей является достижение равенства перед законом и здесь практически все средства хороши. Во многом это обеспечивается с помощью несложных законов о гражданстве, но государства, придерживающиеся этой модели, могут и непосредственно уравнивать приезжих иностранцев и местное население в политических и гражданских правах. В Нидерландах, например, наделяют местным избирательным правом неевропейских граждан, которые легально проживают в стране более пяти лет. Однако право голосовать и выставлять себя в качестве кандидата на национальных выборах остается  все-таки исключительной привилегией граждан этой страны. Здесь проводится, кроме того, конкретная политика, нацеленная на интеграцию иммигрантов и их детей, где под интеграцией понимается обеспечение равного доступа к ресурсной и институциональной системе. Эта политика не имеет ничего общего с ассимиляцией, напротив, создаются все условия для институционализации иммигрантской культуры и религии. 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности ситуации миграции в  области международного права.

Темпы развития и характер миграционных процессов  обусловлены, прежде всего, возрастанием потребностей развитых стран в трудовых ресурсах и сопровождающим глобализацию углублением социальной поляризации  и обострением проблем, связанных  с неуклонным нарастанием мировых  масштабов бедности и нищеты. Международная  миграция стала неотъемлемой составляющей социально-экономического и политического  развития как развитых, так и развивающихся  стран. 

Международная миграция, однако, стала не только мощным инструментом перераспределения мировых  трудовых ресурсов, но и сферой, которая  генерирует тенденции, осложняющие  межгосударственные отношения и  внутреннюю ситуацию во многих странах. Интенсивность людских потоков, пересекающих государственные границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, но также за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностью и конфликтами.

Прогрессирующая нелегальная миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной транспортировкой людей  и работорговлей. Уже сейчас, по самым  скромным оценкам, численность нелегальных  мигрантов в развитых странах  превышает 10 млн. человек. Одновременно растут и масштабы нарушений прав мигрантов (среди них — прежде всего детей и женщин), еще более  усиливающие напряженность миграционной ситуации. Неурегулированность многих вопросов, связанных с правовой защитой мигрантов, повышает уровень социального неравенства в трудовых отношениях, обеспечении доступа к услугам образования, здравоохранения и др. Международная миграция приводит к серьезному дисбалансу численности населения между странами в отдельных регионах. Сфера миграции чутко реагирует на все катаклизмы и кризисы международной и общественной жизни.

После событий 11 сентября 2001 г. практически  все страны, принимающие мигрантов, начали ускоренными темпами предпринимать системные усилия по укреплению внутренней безопасности, направленные на внедрение механизмов и технологий, предназначенных для подавления террористической деятельности. Резолюция Совета Безопасности ООН, принятая после совершения террористических атак на территории США, в частности, призывала все государства принять все возможные меры для предотвращения распространения терроризма, в том числе ужесточить пограничный контроль и осуществлять тщательную проверку документов, которые предъявляются при пересечении государственных границ.

Последствия укрепления и диверсификации деятельности силовых структур, связанные с  антитеррористической политикой государств, неизбежно затрагивают интересы как вновь прибывающих мигрантов, так и уже сложившихся диаспор. В иерархии приоритетов государственной  политики проблемы соблюдения международных  стандартов в области обеспечения  прав человека отступают на второй план в сравнении с национальным восприятием значимости противостояния угрозе терроризма. В апреле 2009 г. в  Женеве на Конференции по расизму  Верховный комиссар ООН по делам  беженцев выразил глубокую обеспокоенность  в связи с углублением дискриминации  в отношении беженцев и мигрантов  в промышленно развитых странах  и обострением расистских настроений в обществе и ксенофобии. Он связал это, в том числе, с антитеррористическими  мерами, осуществляемыми в целях  борьбы с терроризмом.

Информация о работе Актуальные проблемы миграции в ЕС