Организационные преобразования в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Существует множество разнообразных преобразований, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, преобразования продуктовые, определяющие материальный результат управления, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов.

Файлы: 1 файл

к.р..doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

Во всех этих случаях поглощение служит крайним средством финасового оздоровления, предполагающим, что  ради него владельцы не приносящего  дохода предприятия окончательно жертвуют своей собственностью и соглашаются на "откупные" за принадлежащие им акции. Менеджеры поглощаемого предприятия, скорее всего (возможно за исключения тех, кто способствует поглощению, проводя, по поручению поглощающей компании, переговоры с прежними владельцами предприятия) тоже в итоге потеряют свои посты.

 

Особенности вышеперечисленных случаев  связаны со следующими обстоятельствами.

 

Если финансово-кризисное предприятие  поглощается его кредитором, постоянным поставщиком или клиентом, то на принятие решения о поглощении могут повлиять следующие соображения:

 

- лучшего, под контролем кредитора,  после поглощения управления  долгом заемщика (юридическая самостоятельность  должника тогда не теряется);

 

- вызванного желанием минимизировать  зависимость от рискованной внешней среды увеличения вертикальной интегрированности поставщика ("снизу вверх") либо клиента ("сверху вниз");

 

- наличия у поглощающей компании  эффективной команды менеджеров  для поглощаемого предприятия,  имеющей опыт работы в смежной  отрасли.

 

Кредитору, постоянному поставщику или клиенту финансово-кризисного предприятия его контрольный  пакет акций может быть предложен  согласно тем же схемам зачета задолженности  перед ними, что рассматривалось  выше в связи со слияние финансово  кризисного предприятия с его контрагентами.

 

Если финансово-кризисная фирма  поглощается сторонней нефинансовой компанией, то это может быть вызвано  стремлением последней диверсифицироваться  или переспециализироваться с освоение вида деятельности поглощаемого предприятия. В частности, может сыграть свою роль стремление поглощающей компании к горизонтальной диверсификации с освоением комплементарных товаров или услуг, дополняющих в потреблении продукты поглощающей фирмы, предложение которых в комплекте с ее основными продуктами создает более благоприятные перспективы сбыта. При этом, как оказывается, для выпуска указанных товаров и/или услуг у поглощаемого предприятия имеются необходимые материальные и нематериальные специальные активы. Если рассматриваемое санируемое предприятие поглощается инвестиционной компанией или банком, то "классическим" мотивом для поглощения способно служить то, что поглощающая компания (банк) в отличие от прочих участников фондового рынка усматривают в поглощаемом предприятии потенциал существенного повышения его коммерческой эффективности, который может быть реализован на базе финансовых и организационных возможностей поглощающей компании.

 

Строго говоря, на основе собственных  деловых возможностей и информированности  о рынках, согласно стандарту оценки инвестиционной стоимости санируемой фирмы в отличие от стандарта оценки по обоснованной рыночной стоимости, основанной на общерыночной информации, они оценивают ее существенно выше, чем это делает фондовый рынок в целом.

 

1.5.6 Банкротство предприятия

 

Банкротства как форма антикризисного ресурсного преобразования могут предполагать:

 

- реорганизацию предварительно  объявляемого банкротом всего  крупного финансово-кризисного предприятия;

 

- выделение из крупного финансово-кризисного  предприятия дочерних предприятий с целью осуществления их банкротства и реорганизации.

 

В любом из указанных случаев  сутью применения процедуры банкротства  в качестве приема антикризисного управления является то, что после объявления предприятия банкротом на реорганизуемом предприятии - вместо того, чтобы его ликвидировать с распродажей имущества - вводится внешнее (арбитражное) управление и на его время предприятие освобождается от долгов.

 

Этим предприятию дается шанс освоить  новые продукты и технологии, которые  должны успеть принести прибыль (экономию), необходимые для того, чтобы погасить временно отложенные долги.

 

Если не использовать этой процедуры, то всегда будет оставаться большая  вероятность того, что многие не "приостановленные" долги в  обычном режиме деятельности предприятия будут взыскиваться кредиторами в принудительном или безусловном порядке. Безусловное списание средств со счетов предприятия по приказу налоговых органов, судебное взыскание долгов с арестом и распродажей для этого как раз того имущества, которое может понадобиться для внедрения главных продуктовых и технологических новшеств. Оставшись под угрозой подобных санкций, предприятие фактически будет продолжать быть недееспособным и крайне непривлекательным как контрагент в любых сделках.

 

Временное "замораживание" долгов при введении процедуры банкротства следует отличать от процедур реструктуризации долга, которые с согласия кредиторов могут применяться к предприятиям - должникам, прежде чем их объявлять банкротами.

 

Введение процедуры банкротства рассматривается, таким образом, как способ финансирования и практического осуществления иных, главных, антикризисных инноваций (продуктовых и просеянных), которые должны быть тогда предварительно проработаны. По ним должны быть составлены технико-экономические обоснования, проведены маркетинговые исследования и инвестиционные расчеты, из которых видно, что их реализация действительно в состоянии восстановить платежеспособность и прибыльность предприятия. Собранию кредиторов должен быть представлен и обобщающий бизнес-план финансового оздоровления предприятия за время "замораживания" его долгов.

 

Что же касается различия между двумя  изначально указанными случаями применения процедуры банкротства, то оно сводится к следующему.

 

Если финансово-кризисное  предприятие не является слишком "запущенным" и сохраняет возможность за время освобождения от долгов привлечь заказчиков, поставщиков и инвесторов, то описанный способ финансирования и практического осуществления эффективных продуктовых и просеянных инноваций может быть применен к предприятию как к целому.

 

Если же это не так (или если банкротство  всего крупного предприятия может  показаться слишком социально рискованным). то для банкротства в качестве тоггда выделяемых в отдельные предприятия  целесообразно предназначить именно те подразделения крупной фирмы, которые имеют определенные конкурентные преимущества, материальные и нематериальные активы.

 

Конечно, выделение  в отдельные предприятия подобных подразделений должно происходить  под контролем кредиторов по разделительному балансу с передачей им не только активов, но и части задолженности крупного должника. При этом выделяемым предприятиям, которые для временного освобождения от долгов планируется объявить банкротами, разумно передавать задолженность по тем кредиторам, кто после тщательного анализа технико-экономических обоснований поручаемых этим предприятиям коммерчески перспективных продуктовых и просеянных инноваций, поверил в данные инновации и поддержал их.

 

В итоге, предприятия, выделенные под проекты коммерчески перспективных инноваций, после объявления их банкротами должны подпасть под режим внешнего (арбитражного) управления и на время его сохранения смогут не только восстановить свою дееспособность по сравнению с условиями, которые у них были как у подразделения крупного финансово-кризисного предприятия. Они смогут также воспользоваться тем, что их потенциальные заказчики, поставщики и инвесторы будут в меньшей степени опасаться теперь не лежащих на этих предприятиях непосредственно бремени долгов их материнской фирмы.

 

Для социально  неблагополучных районов и градообразующих  предприятий немаловажно и то, что в последнем случае новые  рабочие места - пусть и в меньшем  количестве- на выделенных дочерних предприятиях-банкротах  станут создаваться быстрее, чем  при гораздо более сложном банкротстве унитарного крупного предприятия.

 

Выделение из крупного финансово-кризисного предприятия  дочерних дочерних предприятий с  целью осуществления их банкротства  и реорганизации в интересах  антикризисного управления не следует смешивать с мошенническим приемом выделения предприятий для их банкротства, когда на баланс этого предприятий передается непропорционально большая для их уставных фондов кредиторская задолженность материнской фирмы - таким образом просто пытаются незаконно освободить последнюю от долгов, заведомо обрекая кредиторов на потери.

 

Точно также  мошенническим является и обратный прием - "перекачка" имущества  материнской финансово-кризисной  фирмы в дочерние или аффилированные предприятия с целью ее фактического доведения до ложного банкротства.Механизм такой перекачки - завышенные взносы в уставные фонды при передаче их по разделительному балансу соответствующей части кредиторской задолженности или закупки от дочерних предприятий нестандартизированных товаров и услуг по завышенным ценам.

 

В связи  с этим вопросом необходимо иметь  в виду, что вступивший в силу в 1998 году новый закон РФ о банкротствах делает акцент не на ликвидацию предприятий-банкротов, а именно на их финансовое оздоровление и продолжение деятельности на основе антикризисных преобразований - сначала в режиме внешнего (арбитражного) управления, а затем в качестве предприятий, проданных (с погашением в результате этого долгов кредиторам) новым инвесторам.

 

Особенно  важной становится проблема того, за сколько и когда сможет быть продано - по частям - предприятие-банкрот, которое реализует план финансового оздоровления на основе антикризисных продуктовых, просеянных и ресурсных преобразования.

 

На выбор  собрания кредиторов предприятия-банкрота арбитражным (внешним) управляющим должны тогда представляться различные варианты, сводящиеся к следующему:

 

- либо предприятие-банкрот  под руководством арбитражного  управляющего не реализует сколь  - либо значительной программы  антикризисных преобразований и  быстро продается за незначительную сумму. По данным Германии в этом случае может быть выручено средств, которых хватит на то, чтобы покрыть не более 10% долга кредиторам.


Информация о работе Организационные преобразования в антикризисном управлении