Организационные преобразования в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Существует множество разнообразных преобразований, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, преобразования продуктовые, определяющие материальный результат управления, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов.

Файлы: 1 файл

к.р..doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Организационные преобразования в антикризисном  управлении.

 

 

1.Понятие организационных преобразований в антикризисном управлении.

 

Необходимым элементом антикризисного управления являются организационные  преобразования. Преобразования - это  изменения в организации, придающие ей новые, как правило, более эффективный, образ действий. Преобразования это не обязательно инновации. В отличие от инноваций они могут не нести принципиального новшества, а в отдельных случаях могут даже быть изменениями вспять. Преобразования отличаются и от реструктуризации возможностью более широкого спектра изменений.

 

Существует множество разнообразных  преобразований, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, преобразования продуктовые, определяющие материальный результат управления, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов.

 

Особая роль этих видов преобразований определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.

 

Процессные  преобразования антикризисного управления включают следующие изменения и нововведения.

 

1. Нововведения в процессах взаимодействия  организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.)

 

2. Нововведения в процессах управления  движением материальных запасов  и денежных средств (логистические  преобразования).

 

3. Нововведения в процессах информационно  - аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.)

 

4. Технологические нововведения  в процессах производства продукта, услуги и пр.

 

5. Организационные нововведения  в процессах взаимодействия функций,  персонала, целевых групп и пр.

 

Процессные преобразования ориентированы  на экономию всех видов издержек, экономию времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли.

 

Особенностью процессных преобразований является краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.

 

Продуктовые преобразования заключаются в выборе и освоении новых видов продуктов и услуг. Конечно, для этого необходимо ввести новые технологии или технические решения. Это можно сделать путем покупки изобретения или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, найти новые технические решения.

 

При разработке продуктовых преобразований в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.

 

Диапазон выбора новых товаров и услуг определяется следующими видами продуктовых преобразований:

 

- товары и услуги не новые  для предприятия, но новые для  рынка, на котором работает  предприятие,

 

- товары и услуги не новые  для предприятия, но производимые  для нового рынка, на котором может работать предприятие,

 

- товары и услуги новые для  предприятия, но не новые для  рынка и поэтому требующие  от предприятия освоения рынка,

 

- товары и услуги новые как  для предприятия, так и для  рынка, требующие освоения не  только производства, но и создания рынка.

 

Возможна классификация продуктовых  инноваций не только по критериям  новизны для предприятия и  рынка, но и по другим критериям.

 

По жизненному циклу продукта или  услуги можно выделить следующие  преобразования:

 

- продуктовые преобразования с длительным жизненным циклом,

 

- продуктовые преобразования с  коротким жизненным циклом,

 

- преобразования в продуктах  и услугах, требующих значительного  научно-технического задела,

 

- капиталоемкие продуктовые преобразования,

 

- некапиталоемкие продуктовые преобразования,

 

- преобразования с коротким  сроком окупаемости,

 

- преобразования с длительным  сроком окупаемости.

 

Эти виды различных преобразований, как правило, существуют в определенном сочетании своих типологических свойств. И это сочетание играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.

 

Продуктовые преобразования играют решающую роль в реализации антикризисного управления.

 

Ресурсные преобразования состоят, как  правило, в реконструкции основных факторов функционирования предприятия. Они включают:

 

- реорганизацию предприятия в  различных факторах его функционирования: управление, организация производства, работа с персоналом и пр.

 

- перераспределение или реструктуризацию  материальных, а также нематериальных  ресурсов.

 

- перераспределение ответственности  должностных лиц и полномочий  менеджеров различного уровня, укрепление  дисциплины, повышение организационной  четкости работы всех звеньев  управления.

 

Ресурсные преобразования непосредственно не приносят дополнительных прибылей. Но они являются необходимым условием реализации всех преобразовательных проектов продуктового типа, всех преобразований по увеличению продаж и снижению себестоимости.

 

В то же время ресурсные преобразования, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят подчас весьма болезненно в социально-психологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.

 

Если оценить различные виды преобразований по их окупаемости и  их доступности относительно стартовых инвестиций, то можно их ранжировать следующим образом. Наиболее доступными и оперативными являются процессные новшества. Продуктовые выступают среднесрочными и среднекапиталоемкими. Самыми долгосрочными и дорогостоящими являются ресурсные преобразования. По вероятности рисков в осуществлении преобразований их положение остается таким же.

 

С позиций преобразований можно  утверждать, что простая финансовая санация является лишь частью антикризисного управления и отличается от него тем, что последнее включает обычно целый комплекс разнообразных преобразований, систематизируемых по проекту продуктовых преобразований. Во всей совокупности преобразований всегда существуют ведущие и системообразующие. Ресурсные преобразования в антикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.

 

1.2 Внешняя  среда антикризисного управления

 

В понимании антикризисного управления большое значение имеет оценка не только внутреннего состояния фирмы, но и внешнего ее положения. Внутреннее состояние характеризуется главным образом структурой используемых ресурсов, системой управления, персоналом, технологией производства, производимым продуктом, информационной базой, финансовым состоянием. Именно эти характеристики являются основой определения вероятности кризиса и необходимости включать механизмы антикризисного управления.

 

Внешняя среда фирмы включает отношения  фирмы с банками и кредиторами, отношения с местной властью, отношения с поставщиками, отношения с конкурентами, положение фирмы на рынке.

 

В отношениях с кредиторами антикризисное  управление предполагает возможность  в максимальной мере покрыть выручкой от продажи предприятия, если оно  обанкротилось, целиком или по частям долги банкрота кредиторам.

 

Если предприятие объявлено  банкротом, на нем вводится режим  особого антикризисного управления, при котором верховным органом  управления становится собрание кредиторов, где все действия выносится на утверждение собрания кредиторов. Права голосования в собрании кредиторов распределены пропорционально оставшимся долгам банкрота. Следовательно, всегда надо выделять ведущих кредиторов и оценивать их возможную позицию в отношении практических процедур особого антикризисного управления.

 

Необходимо помнить, что интересы различного типа кредиторов существенно  отличаются друг от друга. К кредиторам относятся: предприятия, не получившие оплату по ранее сделанным поставкам, банки, предоставившие ранее банковские кредиты, работники, не получившие заработную плату, государственные фискальные органы (налоговая инспекция, таможня, государственный пенсионный фонд и пр.).

 

Наиболее нетерпеливыми чаще всего  являются банки, которые тем или  иным способом рефинансировали заемными средствами предоставление кредитов банкроту (брали кредиты на межбанковском кредитном рынке, использовали средства вкладчиков и пр.)

 

В ситуации, когда банку не отдается кредит и блокируется фактом введения антикризисного управления вхождение  в права по имущественному обеспечению этого кредита, банк может сам оказаться на грани банкротства. Кроме этого такое положение влияет и на финансовый имидж банка. Может быть опубликована информация о плохих долгах.

 

Более терпеливыми могут оказаться  промышленные кредиторы, особенно в  тех случаях, когда предприятие - банкрот является крупным потребителем их продукции и поставщики не заинтересованы в том, чтобы вообще лишиться крупного покупателя. Особенно это проявляется тогда, когда продукция поставщиков специфична и пользуется спросом только на узком сегменте рынка, куда входит и предприятие-банкрот, выпускающее также специфичную продукцию.

 

Однозначно прогнозировать позицию  работников и государственных фискальных органов при утверждении практических процедур особого антикризисного управления очень затруднительно. Эти позиции могут быть разнообразными. Многое зависит от того, организованы ли работники в дееспособный профсоюз, какие плановые или чрезвычайные требования (степень дефицита государственного бюджета, пенсионного фонда) предъявляет в настоящий момент правительство к сбору налогов, отчислений в государственный пенсионный фонд, таможенных пошлин. Сказываются при этом и личностные факторы.

 

Распорядительную деятельность в  условиях обостренного антикризисного управления (банкротства) осуществляет арбитражный антикризисный управляющий.

 

Изучив интересы и позиции кредиторов предприятия, арбитражный антикризисный  управляющий должен представить  собранию кредиторов не просто отчет  об оценке предприятия и перспектив получения выручки от продажи его целиком или по частям, но и различные варианты планов по текущему антикризисному управлению предприятием, обоснование разных вариантов инвестиционных проектов на базе антикризисных инноваций.

 

Этим он передает на решение кредиторов выбор конкретной направленности особого антикризисного управления - одновременно и проявляя свою квалифицированность и страхуя свою деятельность общей поддержкой.

 

Планы и проекты арбитражного антикризисного управляющего должны содержать в  себе обоснование маркетинговыми и  технологическими факторами деятельности. Они должны отвечать на вопрос, как и, к какому времени изменится рыночная стоимость предприятия (а значит и выручка от его продажи) если будет принят данный план или проект. Тогда кредиторы в зависимости от своих предпочтений между покрытием большей доли их долгов через большее время или получением меньшей, но более быстрой компенсации - смогут сами решить, какой из вариантов финансового оздоровления предприятия (содержащий продолжение или начало инвестиционных проектов либо нет) для них более предпочтителен.

 

Если собрание кредиторов выберет  вариант с реализацией тех  или иных инвестиционных проектов на базе соответствующих преобразований, то очень вероятно, что от них  можно будет добиться и выделения  небольшого дополнительного финансирования (в виде банковских или товарных кредитов) принятых проектов, а также льготной реструктуризации имеющихся долгов предприятия.

 

Поверив в хорошо обоснованные инвестиционные проекты, они могут предпочесть  рискнуть еще некоторыми средствами, чем ничего практически не получить от продажи предприятия. В Восточной Германии была практика продажи предприятий-банкротов за символическую цену в одну марку. Фактически эта цена могла быть и отрицательной, если компенсировалась дополнительными льготами государства для покупателей таких фирм.

 

Отношения с местной властью  определяют возможность и эффективность  осуществления социальных функций  антикризисного управления - оставить предприятие в числе действующих, сохранить максимально возможное  количество рабочих мест, сделав продолжение такой политики выгодной и для новых владельцев предприятия. Это соответствует интересам местной власти. Отношения с ней необходимо строить на основе взаимодействия, получения поддержки в развитии предприятия как действующего.

 

С позиций местной власти нежелательно увеличение безработицы при банкротстве  предприятия. Поэтому местная власть может способствовать получению  налоговых льгот на срок санации  предприятия.

 

Инвестиционные проекты санации  могут быть также привлекательными для местной власти, и она может содействовать получению целевых инвестиционных кредитов в банке и налоговых льгот по местным налогам.

 

Кроме этого местные власти могут  полностью или частично гарантировать  поддержку инновационных проектов.

 

При разработке антикризисных инновационных проектов следует также оценить и проверить возможность получить муниципальный заказ на выпускаемую или осваиваемую продукцию или услугу.

Информация о работе Организационные преобразования в антикризисном управлении