Контрольная работа по "Антикризисное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Даже при самых благоприятных экономических условиях для любого экономического субъекта всегда существует возможность появления кризисных ситуаций. Такая возможность всегда связана с риском. Риск обусловлен большим количеством условий и факторов, которые имеют влияние на тот или иной исход принятия решения. Каждое наше действие, имеет влияние на будущее, носит неопределенный характер и влияет на положительный или отрицательный исход принятого решения.

Содержание работы

1. Понятие управленческого риска в антикризисном управлении. Управление риском. 3
2. Основные причины финансовой несостоятельности предприятия. 7
3. Программа вывода компании «Х» из кризисного состояния. 12
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

Антикриз.упр.docx

— 33.08 Кб (Скачать файл)

     Первопричиной возникновения несостоятельности  в рыночной экономике является существование  риска. В экономических исследованиях  сделан глубокий анализ риска, как неотъемлемой черты рыночной экономики, и выработаны подходы по его минимизации. Появилось  даже специальное направление в  менеджменте – управление рисками, или риск-менеджмент.

     Однако  исследование проблем несостоятельности  предприятий требует более глубокого  проникновения в сущность происходящих экономических процессов. К сожалению, большинство работ по проблемам  несостоятельности ограничиваются перечислением вызывающих ее факторов. Выделяются внутренние и внешние  факторы, приводящие предприятие к  несостоятельности, а затем каждый фактор рассматривается или описывается  отдельно.

     К внешним факторам относят те, которые  не зависят или слабо зависят  от внутренней организации и управления предприятием и в целях предупреждения банкротства предприятие на них  повлиять не может. Внутренние факторы  напрямую связаны с организацией и качеством управления фирмой.

     На  внешние факторы хозяйствующий  субъект в целях предупреждения несостоятельности повлиять не может  и вынужден приспособиться к ним. К ним относят факторы, связанные  с политико-правовой системой общества, внешней экономической средой предприятия, социально-культурными условиями  общества.

     Исследование  причин несостоятельности бизнеса  не должно ограничиваться только изучением  ее вызывающих внутренних и внешних  факторов. Причины банкротства хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике  обусловлены процессами на макро-, мезо- и микроуровнях экономики. Поэтому для выяснения первопричин несостоятельности и выработки подхода по улучшению общеэкономической ситуации в стране в целом и финансовому оздоровлению отдельных предприятий целесообразно использование системного подхода, как наиболее универсального метода научного познания. В большинстве случаев нельзя определить единственную причину несостоятельности предприятий. Несостоятельность часто вызывается причинами, которые настолько тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что выявление истинных причин требует всестороннего и глубокого анализа.

     Несостоятельность является качественной характеристикой неэффективности бизнеса, внешней стороной которой выступает неплатежеспособность в виде неспособности должника выполнить свои обязательства и удовлетворить требования кредиторов на какую-то определенную дату. А банкротство в свою очередь является результатом несостоятельности и представляет прекращение существования бизнеса в рамках заданной организационно-экономической и производственно-технической системы из-за его несоответствия предъявляемым требованиям. Несостоятельное положение предприятие может закончиться как банкротством, так и его оздоровлением. Если банкротство является негативным результатом несостоятельности бизнеса, то финансовое оздоровление – позитивным.

     В зависимости от причин возникновения  следует отличать внесистемную и  системную несостоятельность. Если первый вид несостоятельности вызывается прежде всего внутренними для предприятия причинами, то второй вид — общими причинами, едиными для всех несостоятельных предприятий и является следствием системной перестройки экономики. Если несостоятельное положение предприятия носит преимущественно внесистемный характер, то оно будет в кризисном состоянии независимо от стадии развития экономической системы. Внесистемная несостоятельность в стабильной рыночной экономике носит исключительный характер и является следствием неправильных управленческих действий менеджеров, не сумевших приспособить организационно-экономический механизм предприятия к изменившимся требованиям внешней среды.

     Системная несостоятельность – несостоятельность, порождаемая нестабильностью и  неустойчивостью самой экономической  системы, элементом которой является предприятие. Предприятие может  не обладать внесистемной несостоятельностью, но в силу причин, связанных с  внешней экономической средой, быть несостоятельным. В условиях экономического кризиса системная несостоятельность накладывается на внесистемную и в еще большей степени ухудшает положение предприятий.

     Системная несостоятельность может быть вызвана  как циклическим экономическим  кризисом (в рамках сложившейся социально-экономической  системы), так и трансформационным  экономическим кризисом (в условиях перехода от одной социально-экономической  системы к другой).

     Трансформационный кризис, в отличие от циклического, не обладает внутренним механизмом самокоррекции. Причиной трансформационного кризиса является несоответствие устройства народного хозяйства, предназначенного для функционирования в рамках прежней системы, изменившимся условиям внешней среды. Поэтому при таком кризисе в неблагоприятном положении оказываются не только отдельные элементы народного хозяйства, а все народное хозяйство в целом. Если причиной циклического кризиса являются только отдельные диспропорции в народном хозяйстве, то при трансформационном кризисе само внутреннее содержание народного хозяйства не соответствует изменившимся условиям внешней среды. Из-за этого при трансформационном кризисе все народное хозяйство оказывается в кризисном состоянии. 
 
 
 

Программа вывода компании «Х» из кризисного состояния.                   

     Одним из основных направлений программы  реформирования компании «Х» является анализ положения предприятия на рынке, и выработка стратегии  развития предприятия. Однако, в условиях кризисного финансового положения, исследуемой организации необходимо разработать более эффективную  методику анализа, основные компоненты которой рекомендуется представить  в виде:

     1) чтения отчетности - изучение абсолютных  показателей бухгалтерской отчетности, сравнение их с плановыми показателями;

     2) горизонтальный анализ – сравнение  показателей бухгалтерской отчетности  с показателями предыдущих периодов;

     3) вертикальный анализ – выявление  удельного веса отдельных статей  отчетности в общем итоговом  показателе и последующем сравнении  результата с данными предыдущего  периода;

     4) трендовый анализ – расчет  относительных отклонений показателей  отчетности за ряд лет от  уровня базисного года;

     5) расчет финансовых коэффициентов  – показатели ликвидности, финансовой  устойчивости, рентабельности, характеристики  структуры имущества, источников  и состояния оборотных средств  и т.д.

     По  сути, финансовый анализ есть одна из форм управленческого учета, который  в международной практике существует параллельно с бухгалтерским. Сложность сегодняшней ситуации в компании «Х» состоит в том, что на предприятии работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты ими владеющие, включая и руководство, как правило, не умеют читать документы синтетического и аналитического бухгалтерского учета.

     В связи с этим, данному предприятию  необходимо выделить службу, или группу, занимающуюся анализом финансово-экономического состояния. В то же время следует  помнить и о том, что данное мероприятие приведет к увеличению себестоимости продукции, за счет увеличения численности управленческого персонала, что недопустимо. Поэтому наилучшим решением данной проблемы будет создание отдела маркетинга и экономики, основной задачей которого является поиск путей и решений по максимизации прибыли предприятия. Прибыль является конечным результатом и целью, к которой организация стремится в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности; ее максимальное значение при всей совокупности существующих в настоящее время и в настоящем месте условий – показатель отличной деловой активности персонала предприятия, интуиции и таланта управления у руководства.

     Основными путями максимизации прибыли предприятия, на наш взгляд, являются следующие  мероприятия:

     1) разработка краткосрочной, среднесрочной  и долгосрочной стратегии предприятия  в области экономического состояния,  направленного на реализацию  рациональной хозяйственной деятельности, выявления и использование как  внутренних, так и внешних резервов  производства;

     2) исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявление к ней покупательских требований; исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия и разработка планов выпускаемой продукции с учетом экономической целесообразности;

     3) организация рекламы и стимулирование  сбыта продукции;

     4) организация комплексного экономического  анализа деятельности предприятия  по эффективному использованию  производственных мощностей, материальных  и трудовых ресурсов, повышению  рентабельности производства, обеспечению  анализа учета движения денежных  и основных средств, товарно-материальных  ценностей;

     5) определение и расчет оптовых  и розничных цен на реализуемую  продукцию и внутризаводских  расчетных цен;

     6) разработка прогнозов и предложений  наиболее прогрессивных направлений  развития предприятия, номенклатуры  и ассортимента продукции, исследование и внедрение новых разработок в области технологии производства продукции с учетом ее потребительской необходимости, конкурентоспособности, дизайнерского оформления и передачи потребителю;

     7) разработка, исходя из задач предприятия,  планов по реализации, производству, рекламе и координирование связанной  с данными задачами деятельности  отделов предприятия на товарных  рынках;

     8) планирование номенклатуры продукции  и услуг предприятия, а именно, осуществление отбора и разработка  совместно с заинтересованными  отделами рекомендации по производству  и сбыту конкурентоспособной  продукции и оказанию перспективных  коммерческих услуг.

     В настоящий момент анализируемое  предприятие располагает необходимыми материальными и трудовыми ресурсами. Финансовые ресурсы появятся, если предприятие предпримет ряд мер  по улучшению управления оборотным  капиталом, а именно: ускорение оборачиваемости  готовой продукции (мероприятия  в области сбыта продукции), сокращение дебиторской задолженности (возвращение  средств в оборот), материальных запасов.

     Для инвестирования в наиболее выгодные проекты возможно использовать кредиты банков. Но для этого надо улучшить показатель абсолютной платежеспособности, то есть внести изменения в процесс управления денежными средствами.

     Одним из способов управления кредиторской задолженностью предприятия является процесс ее реструктуризации. Данный метод позволяет «растянуть»  во времени процесс оплаты долговых обязательств предприятия, что является немаловажным фактором сохранения предприятием относительной устойчивости в кризисных  условиях функционирования. В анализируемой компании «Х» уже в настоящее время наблюдается проведение мероприятий, связанных именно с данным направлением стабилизации финансового состояния. На предприятии имеет место реструктуризация кредиторской задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Основой этому является заявление предприятия о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам, налогам и сборам. В настоящее время в компании имеется график погашения вышеперечисленной задолженности, выполнение которого является строго обязательным и отслеживается руководством организации .

     Для того чтобы научиться управлять  процессом изменения дебиторской  задолженностью необходимо:

     1. Контролировать состояние расчетов  с покупателями и отсроченным  (просроченным) платежам. Здесь большое  значение имеет отбор потенциальных  покупателей и определение условий  оплаты товаров, предусматриваемых  в контрактах.

     Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-покупателя (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. д.). Необходимая информация может быть получена из публикуемой  финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

     2. По возможности ориентироваться  на большее количество покупателей  в целях уменьшения риска неуплаты  одним или несколькими крупными  покупателями.

     3. Следить за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности:  значительное превышение дебиторской  над кредиторской задолженностью  создает угрозу финансовой устойчивости  предприятия и делает необходимым  привлечение дорогостоящих кредитов  банков и займов.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисное управление"