Антикризисные меры по ассортиментной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:15, реферат

Описание работы

Ассортиментная политика - формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели.
Ассортимент – это число видов товарных единиц одного товарного ряда. Это состав и соотношение различных видов товаров, изделий, услуг в производственном и торговом предприятиях.

Файлы: 1 файл

ассортиментная политика.docx

— 348.87 Кб (Скачать файл)

     §1. Понятие ассортиментной политики,  основные характеристики

     Ассортиментная  политика - формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели.

     Ассортимент – это число видов товарных единиц одного товарного ряда. Это состав и соотношение различных видов товаров, изделий, услуг в производственном и торговом предприятиях.

     Ассортиментная  политика является одним из главных  элементов конкурентной стратегии  фирмы. Вопрос о расширении или сужении  ассортимента производимой или продаваемой  продукции может иметь разные решения в зависимости от единого  комплекса определенных условий: отрасль, товарная группа, масштабы предприятия  и прочие конъюнктурные детали.

     Формирование  и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий  безубыточной деятельности фирмы, управления объемом прибыли в целях оптимизации  налогообложения и прогнозирования  собственных вложений в развитие бизнеса.

     Ширина  ассортимента – это общее количество различных товарных категорий, входящих в ассортимент. Чем шире ассортимент, тем больше вероятности того, что  запросы покупателя будут удовлетворены.

     Глубина ассортимента – общее количество товарных позиций внутри каждой товарной категории в ассортименте. Чем  глубже представлена категория, тем  лучше мы больше удовлетворяются потребности покупателя, тем большим выбором он располагает. 

     Управлять ассортиментом нужно в любой  организации – и в мощной международной  сети в частном маленьком магазине на окраине, вне зависимости от того, какая у компании товарная специфика и структура. Вне зависимости от кризиса. 

     Неструктурированный и неуправляемый ассортимент  может повергнуть компанию в кризис при самой благоприятной экономической  обстановке.

§ 2. Управление ассортиментной политикой в кризисной  ситуации

     В нормальных условиях развития рынка  ассортимент имеет тенденцию  к расширению и к более частому  обновлению. В кризис эти процессы замедляются, однако их останавливать  нельзя, так как после кризиса  наступит период «разгона».

     Оценив  сбалансированность своего ассортимента, можно увидеть, каких категорий  в ассортименте не хватает, а какие можно сократить. В первую очередь избавляться необходимо от некоторых удобных категорий, а также от части уникальных товаров (если они не являются прибыльными).

       Активного развития и ввода  большого числа новых категорий  в ассортимент на период кризиса  не рекомендуется. Новые категории  требуют денег на развитие  и продвижение, усилий по маркетингу  и значительных товарных запасов. 

     Однако  после стабилизации ситуации может  оказаться, что наш ассортимент  сокращен до базового и имеет тенденцию  к устареванию. Потребуется срочное  развитие ассортимента, а такой рывок  может быть не под силу компании в посткризисный период. Поэтому  резких действий на уровне категорий (резкий вывод большого числа товаров, а  затем последующий резкий их ввод) не рекомендуется.

     В кризис можно сокращать присутствие  в линейке имиджевых и дорогих  товаров, товаров с низкой оборачиваемостью, новинок и удерживающих товаров. Однако полностью отказываться от новинок  и удерживающих товаров не стоит.

     Доля  товаров массовых брендов и товаров  с постоянным спросом не должна измениться. Число прибыльных товаров может  незначительно уменьшиться.

       При выведении новинок и прибыльных  товаров существует опасность  стагнации ассортимента.

     Политика сокращения ассортимента должна быть продумана, чтобы иметь возможность оперативного развития категорий в сторону высокого сегмента. Потребность людей в новых товарах практически неистребима. После кризиса она станет особенно актуальной. Поэтому должна присутствовать готовность к расширению ассортимента. При появлении тенденции спроса на новые товары необходимо реагировать немедленно. Прежде, чем сокращать ассортимент необходимо роль категории, цели компании, роль товара в категории, жизненный цикл товара, аналитика, оборачиваемость.

     Важная  роль отводится аналитике для  разработки стратегии в кризис.

     §3.Методы анализа ассортимента

     1)АВС  анализ

     По  сути,  АВС-анализ –  это  составление  рейтинговых  списков  по  разным  параметрам.  В  рамках общего  рейтингового  списка  выделяют  три  группы  объектов –  А,  В  и  С,  которые  отличаются  по своей значимости и доле: Группа А – самые важные товары(50% оборота), группа В – «средние» по важности(30% оборота) , группа С – «проблемные» товары(20% оборота).

     Составляется рейтинговый список товаров по убыванию значения  по обороту (или прибыли).  Чтобы выделить группы А, В или С, необходимо рассчитать долю товара от общей суммы товаров с накопительным итогом.

     2) XYZ-анализ

     XYZ-анализ  – метод, позволяющий анализировать  и прогнозировать стабильность  продаж.  Традиционно в рознице  объектами XYZ-анализа являются  товарная категория или товарная  единица. За основу анализа  берется период продаж не менее  трех месяцев. 

     Категория X – товары, характеризуются стабильностью  продаж и, как следствие, высокими возможностями  прогноза продаж. Коэффициент вариации (то есть колебания спроса) не превышает 10%. Категория  Y – товары, имеющие колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10% - 25%. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах – в пределах 25%.  Категория  Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Формула для расчета коэффициента вариации: 

     

     х i —     значение параметра  по оцениваемому объекту за i- тый  период,

     x —    среднее значение параметра  по оцениваемому объекту анализа, 

     п —     число периодов

     3)Совмещенный ABC-XYZ анализ.

     Совместив данные по АВС и XYZ анализу, получим  девять значений. Для каждого товара можно выработать свою политику закупок  и запасов.

     §4. Необходимые мероприятия  в ассортиментной политике в кризис

     1. Максимально централизовать процессы  закупки товара и управления  ассортиментом. 

     2. Оценить возможности формата  своей сети и тенденции развития  ассортимента – в глубину или  в 

     Ширину.

     3. Сфокусировать свои усилия на  оптимизации ассортимента. Убрать  категории, которые не приносят  прибыли, не удерживают покупателя, низкооборачиваемые или не поддерживаемые  кредитами от поставщика, сократить новинки.

     4. Возможно внедерение элементов категорийного управления ассортиментом (единая функция закупки, ценообразования и контроля продаж), если эта система в компании еще не внедрена.

     6. Постоянный анализ текущей ситуации.

     7. Провести инвентаризации, больше  времени уделить оперативному  учету, работе с рекламациями  и браком, работе по выявлению  неликвидных активов. Мотивировать персонал на эти мероприятия.  
 
 
 
 

     Список  использованных источников

  1. Ассортиментная политика фирмы: Учебно-практическое пособие. Зотов В.Б.-М.:ИНФРА-М ,2007г.;
  2. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице.СысоеваС. и Бузукова Е.  .-СПБ.: Питер, 2008 г.;
  3. Шуремов Е. Анализ эффективности продаж и оптимизация ассортиментной политики // Экономика и Жизнь. 2009. №7

Информация о работе Антикризисные меры по ассортиментной политике