Антикризисное управление в рамках судебных процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Антикризисное управление – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. Антикризисное управление можно представить как специфическое управление, осуществляемое на различных стадиях банкротства предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Наблюдение…………………………………………………………
Внешнее управление …………………………………………………
Финансовое оздоровление ……………………………………
Конкурсное производство………………………………...................
Мировое соглашение……………………………………...............
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление в рамках судебных и несудебных процедур.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

Тема: Антикризисное управление в рамках судебных процедур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………

  1. Наблюдение…………………………………………………………
  2. Внешнее управление …………………………………………………
  3. Финансовое оздоровление  ……………………………………
  4. Конкурсное производство………………………………...................
  5. Мировое соглашение……………………………………...............

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антикризисное управление –  это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий  объективным тенденциям ее развития. Антикризисное управление можно  представить как специфическое  управление, осуществляемое на различных  стадиях банкротства предприятия.

  Различают следующие стадии банкротства:

  Скрытая стадия, при которой происходит скрытое снижение «цены предприятия. Снижение «цены предприятия» означает снижение её прибыльности либо увеличение средней стоимости обязательств, которые предприятие будет вынуждено принять на себя в ближайшем будущем.

  Вторая стадия –  финансовая неустойчивость, т.е.  возникновение трудностей с наличностью,  некоторых ранних признаков банкротства.    Третья стадия – явное, юридически  очевидное банкротство, т.е. предприятие  не может своевременно оплачивать  долги.       

В нашей стране процедуры  банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)"

В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная  должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление  о признании должника банкротом  принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.

При рассмотрении дела в  Арбитражном суде о банкротстве  должника - юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление имуществом  организации-должника;

- мировое соглашение;

- конкурсное производство (рассматривается, как стадия  ликвидации организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наблюдение

Первым этапом процедуры  арбитражного управления неплатежеспособным предприятием является наблюдение, которое начинается с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и продолжается до назначения судом иной процедуры. В период наблюдения основные цели этого этапа арбитражного управления реализует назначаемый арбитражным судом временный управляющий (наблюдатель)(закон).

Основные цели процедуры  наблюдения: выяснить, действительно  ли должник является банкротом, уладить  дело миром, а если это невозможно, то либо ввести на предприятии процедуру  оздоровления с помощью внешнего управления, либо вывести должника на конкурс.

В достижении всех этих целей  роль временного управляющего весьма высока. Он обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества  должника; анализировать финансовое состояние должника и в ходе этого  выявлять признаки фиктивного или преднамеренного  банкротства; установить всех кредиторов должника; уведомить их о возбуждении  дела о банкротстве и определить размеры требований к должнику; созвать  первое собрание кредиторов.

При определении признаков  фиктивного, преднамеренного банкротства  временный управляющий должен быть особенно точен, так как на основании  его отчета арбитражному суду в прокуратуру  представляются соответствующие материалы  для решения вопроса о возбуждении  уголовного дела в отношении руководителя предприятия - должника. Если же арбитражный  управляющий представит в суд  отчет о факте преднамеренного  банкротства, то это будет основанием для привлечения к уголовной  ответственности руководителя и  учредителей предприятия - должника.

Этап наблюдения продолжается в течение всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается  решением суда - либо о признании  должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо об отказе в таковом и введении внешнего управления, либо о заключении мирового соглашения. На этом этапе индивидуальные требования кредиторов не удовлетворяются, а предприятие может функционировать в прежнем порядке.

В период наблюдения неплатежеспособным предприятием управляют прежний  руководитель и администрация, а  наблюдатель лишь контролирует их действия. Контроль над действиями прежнего управляющего заключается в согласовании следующих  сделок:

- передача недвижимого имущества в аренду, залог, в уставный капитал других предприятий или распоряжение недвижимостью иным образом;

- распоряжение иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов предприятия;

- получение и выдача займов (кредитов), поручительств и гарантий, уступка прав требований, перевод долга, а также доверительное управление имуществом должника.

В этот период также вводятся ограничения на действия органов  управления предприятием. Эти органы не имеют права принимать решения  по вопросам:

- реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) и ликвидации должника;

- создания юридических лиц, филиалов и представительств;

- выплаты дивидендов;

- размещения должником ценных эмиссионных бумаг;

- выхода из состава участников предприятия - должника;

- приобретения у акционеров выпущенных акций.

Решение об участии предприятия  в ассоциациях и других объединениях может быть принято органами управления с согласия временного управляющего.

Если органы управления предприятием нарушают эти ограничения их деятельности или действующее законодательство, либо не предоставляют всей необходимой  для временного управляющего информации, или осуществляют иные действия, препятствующие исполнению обязанностей временного управляющего, последний может ходатайствовать перед судом об отстранении от должности руководителя предприятия. В случае принятия положительного решения по этому ходатайству руководство предприятием переходит к назначенному судом арбитражному управляющему.

По окончании процедуры  наблюдения, которая может длиться  до 3-х месяцев, временный управляющий  проводит первое собрание кредиторов, на котором принимается решение  о дальнейших процедурах в отношении  должника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешнее управление

Вторым этапом процедуры  арбитражного управления неплатежеспособным предприятием является внешнее управление. Данный этап вводится только в том  случае, если первое собрание акционеров успеет признать в установленные  законом сроки должника банкротом. Такое управление вводится в целях  восстановления платежеспособности и  предусматривает передачу полномочий внешнему управляющему. Этот этап начинается с момента принятия судом решения  о введении на неплатежеспособном предприятии  внешнего управления и заканчивается  с принятием решения о признании  предприятия банкротом и открытии конкурсного производства, либо об утверждении отчета внешнего управляющего и прекращении дела о банкротстве, либо о заключении мирового соглашения.

Основная цель внешнего управления - финансовое оздоровление должника за счет смены прежнего руководителя предприятия  и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим. Ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника может быть подано в арбитражный суд самим должником, собственником предприятия, кредиторами. Такое заявление может быть подано до принятия судом решения о несостоятельности (банкротстве). В заявлении обосновываются необходимость и целесообразность назначения арбитражного управляющего, может быть предложена конкретная кандидатура. К заявлению прилагается письменное согласие кандидата на осуществление им внешнего управления имуществом должника. Необходимо также приложить бухгалтерский баланс или заменяющие его документы на последнюю отчетную дату. Кроме того, необходимо согласие на осуществление внешнего управления имуществом должника всех кредиторов, т.к. на период внешнего управление вводится мораторий на удовлетворение их требований к должнику.

По собственной инициативе арбитражный суд назначить внешнего управляющего не может.

При соблюдении всех вышеуказанных  условий арбитражный суд на заседании  рассматривает вопрос о возможности  учреждения внешнего управления имуществом неплатежеспособного должника.

Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.

Закон предъявляет определенные требования к личности внешнего управляющего. Кандидатом должен быть экономист или  юрист, или лицо, которое обладает опытом хозяйственной работы. Он не должен иметь судимости. Кандидатом в арбитражные управляющие не могут быть лица администрации предприятия-должника или кредитора, тем более руководители этих предприятий.

При наличии нескольких предложенных кандидатов арбитражный управляющий  назначается на конкурсной основе. Возможно возложение внешнего управления на юридическое лицо.

Решение арбитражного суда об учреждении внешнего управляющего и назначении кандидата арбитражным  управляющим является обязательным для сторон. Оно может быть оспорено только в общем порядке.

Особенностью решения  арбитражного суда о внешнем управлении является то, что оно учреждается  для достижения определенной хозяйственной  цели - вывода организации-должника из кризисного финансового положения. Это дает основания рассматривать  обязанности арбитражного управляющего как основанные не на трудовом договоре, а близкие к гражданско-правовому  договору подряда. В зарубежном законодательстве эти отношения часто трактуются как отношения по доверительному управлению имуществом неплатежеспособного  должника.

Закон предоставляет арбитражному управляющему широкие права руководителя предприятия. При необходимости  он отстраняет прежнего руководителя от обязанностей управления предприятием, принимает на работу и увольняет других сотрудников в соответствии с законодательством о труде, распоряжается имуществом неплатежеспособной организации и выполняет другие функции. В тот же время возможности арбитражного управляющего ограничены определенными пределами. Поскольку в деятельности арбитражного управляющего непосредственно заинтересованы кредиторы, он обязан действовать в их интересах и под их контролем. Не позднее 3 месяцев со дня своего назначения управляющий созывает собрание кредиторов. Оно утверждает план проведения внешнего управления имуществом должника, разработанный арбитражным управляющим. Проект плана предварительно направляется участникам собрания. Каждый кредитор на собрании имеет количество голосов пропорционально своей доле в общей сумме кредиторской задолженности предприятия-должника. Отвергнуть предложенный арбитражным управляющим план внешнего управления собрание кредиторов может лишь квалифицированным большинством голосов, которое составляет не менее 2/3 общей суммы кредиторской задолженности. На собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива организации-должника. О решении собрания кредиторов арбитражный управляющий сообщает арбитражному суду. Если собрание кредиторов не одобряет план проведения внешнего управления, предложенный арбитражным управляющим, то арбитражный суд может вынести решение об отмене внешнего управления имуществом должника или оставить его в силе, назначив нового арбитражного управляющего.

При положительном решении  арбитражный управляющий приступает к выполнению плана под контролем  кредиторов. По их требованиям арбитражный  управляющий обязан предоставлять  необходимую информацию и давать объяснения по выполненной работе. Споры между кредиторами и  внешним управляющим могут рассматриваться  арбитражным судом.

Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусмотрено, что на период введения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Следовательно, во время внешнего управления кредиторы не вправе требовать от должника исполнения обязательств. Мораторий распространяется и на обязательства должника перед бюджетом, однако проценты, предусмотренные кредитным договором, начисляются и иные санкции по другим сделкам должника, налагаются.

В то же время должник  может требовать от своих контрагентов исполнения взятых ими обязательств и использовать установленные законодательством  средства для взыскания с них  убытков и штрафных санкций, а  также сумм дебиторской задолженности (4).

Информация о работе Антикризисное управление в рамках судебных процедур