Процедуры банкротства в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы было охарактеризовать признаки и предпосылки банкротства на предприятии, и рассмотреть процедуры их регулирования.
Задачи для написания работы:
Уяснить признаки и предпосылки банкротства предприятия.
Выявить пути регулирования банкротства.
Выяснить, какова роль государства в регулировании процедур банкротства.

Содержание работы

Введение
3
Признаки и предпосылки банкротства предприятия
5
Виды процедур банкротства и их регулирования
8
Роль государства в регулировании процедур банкротства
13
Заключение
16
Список литературы
17

Файлы: 1 файл

реферат-банкротство.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента  и бизнеса

 

 

 

 

Кафедра  МТЭК

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу:  Антикризисное  управление

на тему: «Процедуры банкротства в антикризисном управлении»

 

 

 

Выполнил: ст. гр.  АКУ-09-1

Яскова И.М. 

 
   
 

Проверил: асс.

Брагина Э. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2009 
Содержание

 

Введение

3

  1. Признаки и предпосылки банкротства предприятия

5

  1. Виды процедур банкротства и их регулирования

8

  1. Роль государства в регулировании процедур банкротства

13

Заключение 

16

Список литературы

17


 

Введение

Банкротство (финансовый крах, разорение) — это признанная арбитражным судом или объявленная  должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей.

Множество факторов являются причинами банкротства.

Факторы принято делить:

  • на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала;
  • и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния.

В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство  предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы преобладают над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечили необходимый уровень платежеспособности организации.

Механизм банкротства  организаций, индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с  Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которым осуществляются процедуры банкротства организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан-должников.

Целью данной работы было охарактеризовать признаки и предпосылки банкротства на предприятии, и рассмотреть процедуры их регулирования.

Задачи  для написания работы:

  1. Уяснить признаки и предпосылки банкротства предприятия.
  2. Выявить пути регулирования банкротства.
  3. Выяснить, какова роль государства в регулировании процедур банкротства.
  4.  
  5. Признаки и предпосылки банкротства предприятия

Банкротство (финансовый крах, разорение) — это признанная арбитражным судом или объявленная  должником его неспособность  в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей.

Юридическое лицо находится  в состоянии банкротства, если его  задолженность в совокупности составляет не менее ста тысяч рублей.

Банкротство предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь.

Основной признак банкротства - неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в  течение трех месяцев со дня наступления  сроков платежей. По истечении этого  срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом.

Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть:

Несчастной — возникает не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, политическая нестабильность общества, кризис в стране, общий спад производства, банкротство должников и другие внешние факторы).

Ложной (корыстной) –  возникает в результате умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам.

Неосторожной – возникает  в вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций.

В первом случае государство  должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации. Во втором случае злоумышленное банкротство уголовно наказуемо. Наиболее распространенным является третий вид банкротства.

Неосторожное банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя предугадать и предотвратить его, необходимо систематически анализировать финансовое состояние, что позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики предприятия.

Предпосылки банкротства  многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом:

Внешние факторы:

  • экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия;
  • политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей. Потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;
  • усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса;
  • демографическая численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей, и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров.

Внутренние факторы:

  • дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики;
  • низкий уровень техники, технологии и их организации;
  • снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности, и, как следствие, высокий уровень себестоимости, убытки, собственного капитала;
  • плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие влезать в долги. Так зарождается цепное банкротство;
  • отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля запасов, повышению качества продукции, выработке ценовой политики;
  • привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию;
  • быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

Банкротство является, как  правило, следствием совместного действия внешних и внутренних факторов.

Процедура объявления предприятия  банкротом имеет как положительные, так и негативные свои стороны. С помощью механизма несостоятельности идут процессы по освобождению экономики от неконкурентоспособных предприятий, однако он затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц: его работников, партнеров, кредиторов и других, порождает во многих случаях значительные социальные издержки.

 

  1. Виды процедур банкротства и их регулирование

При рассмотрении дела о  банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры  банкротства:

    • наблюдение;
    • финансовое оздоровление;
    • внешнее управление;
    • конкурсное производство;
    • мировое соглашение.

Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  до момента назначения судом иной процедуры.

Данный этап начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается на протяжении всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается решением суда: либо о признании предприятия банкротом, либо об отказе в признании должника банкротом.

Основные цели наблюдения — обеспечение арбитражным управляющим  сохранности имущества и анализ финансового состояния несостоятельного предприятия для определения  возможности восстановления его  платежеспособности.

Для проведения этого этапа арбитражный суд назначает временного управляющего.

Временный управляющий  обязан:

  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • проводить анализ финансового состояния должника;
  • выявлять кредиторов должника;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
  • созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий  по окончании наблюдения обязан представить  в арбитражный суд отчет о  своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, в том числе обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Процедура финансового  оздоровления предусматривает способы  получения должником средств, необходимых  для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Для проведения этого  этапа арбитражный суд назначает  административного управляющего, но непосредственное управление предприятием осуществляет прежний руководитель.

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

  • вести реестр требований кредиторов и созывать собрания кредиторов в необходимых случаях;
  • рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, представляемые должником, и представлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;
  • представлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
  • осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный  суд принимает один из судебных актов:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • определение о введении внешнего управления;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Внешнее управление —  процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Это еще одна реабилитационная процедура банкротства.

Основная цель данного  этапа — финансовое оздоровление должника (восстановление его платежеспособности) за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим.

Информация о работе Процедуры банкротства в антикризисном управлении