Трансфертное ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы трансфертного ценообразования……..................5
1.1 Сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования…....5
1.2 Факторы, влияющие на установление трансфертных цен……………….9
2. Экономический механизм и виды трансфертного ценообразования...11
2.1 Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной
цены…………………………………………………………………………….11
2.2 Виды ценообразования на основе полных и маржинальных затрат…...12
2.3 Прочие виды трансфертного ценообразования…………………………14
3. Международное трансфертное ценообразование во внешнеэкономической политике…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)

   При проведении политики оптимизации прибыли для фирмы в целом явно стремление управляющих путем манипуляций с трансфертными ценами минимизировать общую сумму налогов, уплачиваемых в глобальном масштабе, перераспределяя прибыли между странами с высоким и низким уровнями налогообложения в размерах, допускаемых налоговым регулированием соответствующих стран. В этом случае транснациональные корпорации путем завышенных трансфертных цен на все виды возможных платежей выкачивает прибыли из дочерней компании в стране с высоким уровнем налогообложения и, наоборот, устанавливает заниженные цены на товары и услуги, направляемые дочерним компаниям в странах с низким уровнем налогообложения. Установлением произвольно высоких или низких трансфертных цен достигается снижение или, наоборот, увеличение прибылей, подлежащих налогообложению, и обеспечивается снижение общего уровня уплачиваемых налогов.

   Особую роль в манипуляциях с уплатой налогов в общей системе перераспределения прибылей играют так называемые налоговые гавани. К ним относятся страны, имеющие очень низкий уровень налогообложения и свободно осуществляющие перевод любых финансовых средств (например, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Кипр, Суринам, Панама, Бермудские острова, Барбадос, Багамские острова, Гаити и др.). В этих странах создаются дочерние компании, в которые путем манипуляций с трансфертными ценами на фиктивные поставки перекачиваются прибыли материнской и других родственных компаний. Так, например, материнская компания выписывает счета на имя дочерней компании, находящейся в налоговой гавани, по заниженным ценам и, не получая товара, якобы реэкспортирует его по высокой цене другой дочерней компании, которой этот товар действительно поставляется. Убытки дочерней компании, импортирующей товар, перекрываются прибылью, получаемой дочерней компанией в стране с низкими налоговыми ставками.

   Особенно широко налоговые гавани используются американскими фирмами. Большинство из них имеют в этих странах дочерние торговые и финансовые компании, через которые осуществляется перераспределение прибылей.

   Перекачивание прибылей и создание искусственным путем убыточных дочерних компаний, естественно, подрывает сам механизм хозяйствования, основанный на центрах прибыли, и принцип децентрализации управления. Вместе с тем это повышает роль внутрифирменного и коммерческого расчета и требует высокой степени централизации в разработке и принятии решений по вопросам политики цен и финансов. При этом высшее управление транснациональной корпорации вынуждено считаться с мерами, принимаемыми налоговыми властями разных стран против явных манипуляций с трансфертными ценами. Так, американские компании при разработке единой политики трансфертных цен вынуждены соблюдать положения Кодекса о налогах на внутрикорпорационные сделки, который предусматривает регулирование внутрикорпорационных цен на товарные поставки, предоставление управленческих, технических, сбытовых м других услуг; арендные операции; продажу основных фондов, и направлен на создание препятствий в отношении перевода прибылей в страны, имеющие более низкий уровень налогообложения, чем в США. В случае, если будет установлен факт чрезмерного занижения или завышения цен в целях избежания уплаты налогов в США, можно потребовать от материнской компании произвести переоценку доходов с целью перераспределения прибылей в пользу американской материнской компании.

   Налоговые власти принимающих стран также осуществляют контроль за уровнем трансфертных цен и, если они сочтут, что сделки совершены по фиктивным ценам, они могут в основу своей налоговой калькуляции положить цены, которые, по их мнению, будут более реальными. Такие действия налоговых властей до известной степени лимитируют манипуляции с трансфертными ценами.

   Транснациональные корпорации широко используют трансфертные цены также в целях снижения общей суммы уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей стране. Это достигается намеренным занижением стоимости товаров, указываемых в таможенной декларации, в стране местонахождения импортирующей дочерней компании. Таможенные органы принимающей страны могут согласиться с заниженным уровнем цен, если это согласуется с налоговой политикой этой страны, т.е. если страна намерена компенсировать недоплату по сбору таможенных пошлин за счет получения налогов с увеличивающейся в результате этого прибыли. В противном случае таможенные власти принимающей страны могут пересмотреть цены, указанные в таможенной декларации, и повысить их до уровня мировых рыночных цен.

Установление трансфертных цен зависит от существующих форм организации производства: централизованная и децентрализованная.

При централизованной организации производства обмен продукцией и услугами между центрами ответственности преимущественно осуществляется на основе фактической (стандартной) себестоимости.

В условиях децентрализованной организации производства, когда центры ответственности являются относительно автономными, цена внутрифирменной передачи должна назначаться с таким расчетом, чтобы с ее помощью можно было определять реальный и достоверный показатель прибыли для каждого подразделения. Выбор цены внутрифирменной передачи имеет значение не только для выявления результатов деятельности подразделения, но и для принятия решений по таким вопросам, как "производить или закупать", "продавать или обрабатывать дальше", а также при рассмотрении альтернативных вариантов производства.

   С помощью трансфертных цен осуществляется также централизованный раздел рынков между дочерними компаниями с целью ограничения внутрифирменной конкуренции и завоевания позиций на новых или труднодоступных рынках. Это достигается назначением определенному филиалу или дочерней компании низких, часто демпинговых, цен, которые ставят его экспорт вне конкуренции на данном рынке. На это могут выделяться средства материнской компанией или изменяется структура издержек производства (занижается доля постоянных затрат).

   Методология определения уровня трансфертных цен в транснациональных корпорациях обычно не только не предается гласности, но и тщательно скрывается, чтобы не привлекать внимания налоговых властей.

   Таким образом, трансфертные цены, применяемые в рамках внутрифирменного хозяйственного расчета, являются важным инструментом централизованной политики транснациональной корпорации, направленной на получение устойчивой прибыли в глобальном масштабе.

   Вместе с тем в механизме функционирования транснациональной корпорации они тесно связаны и переплетены с другими экономическими рычагами и инструментами внутрифирменного расчета, среди которых особо важную роль играют инструменты финансовой политики.

   Такой подход обусловлен тем, что финансовые инструменты составляют важнейшую сторону деятельности транснациональных корпораций, поскольку движение материальных потоков между расположенными в разных странах родственными компаниями опосредуется денежной формой в международном масштабе. В связи с этим использование финансового механизма значительно усложняется и требует приспособления к денежным рынкам как отдельных стран, так и международной валютно-кредитной системы в целом. В связи с этим разработка и осуществление единой финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления.

   Система трансфертного ценообразования (как и качественная информационная поддержка) действительно необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, занимающимся массовыми оптовыми поставками и компаниям, работающим в добывающих отраслях. К тому же только крупные компании могут себе позволить связанные с переходом на новый способ управления затраты. Наиболее показателен этот процесс в машиностроении, строительной промышленности, добывающей и фармацевтической отраслях.

  Причем, во многих отраслях проблема формирования трансфертной цены жестко связана с проблемой налогообложения. Так, в добывающей отрасли наиболее остро ставится вопрос о степени обложения налогом доходов от добычи и доле рентных доходов, которые остаются в распоряжении предприятий. Механизм трансфертного ценообразования предполагает, что покупка добытых ископаемых у дочерних добывающих предприятий происходит по трансфертной цене, при этом часть добытых ресурсов (30-40%) реализуется на экспорт, оставшаяся часть перерабатывает на давальческой основе на казахстанских предприятиях. Трансфертная цена, как правило, устанавливается исходя из целей минимизации налогообложения на уровне, не ниже текущих затрат предприятия. Обычно, при этом стремятся также учитывать и сокращение затрат в добыче, что реализуется за счет установления центрам ответственности плановых ориентиров по динамике закупочных цен и разработки соответствующих планов сокращения затрат. В результате, цена добытых ресурсов, с которой начисляются налоги (роялти, отчисления, налог на пользователей автодорог, корпоративный подоходный налог) оказывается ниже рыночной и существенно ниже экспортной цены. Именно здесь находится корень конфликтов, связанных с несоответствием «рыночной» цены на добытые ресурсы и трансфертной цены.

   Решение конфликтных ситуаций в сфере согласование цен - это особая проблема казахстанского трансфертного ценообразования. Аналогичные ситуации возникают и в других некоторых производственных отраслях. Многие отрасли вообще отказываются от системы трансфертных цен, чтобы избежать возможных проблем. Так по статистике только 19% крупных компаний используют систему трансфертных расчетов, еще 21% находится в процессе становления, а остальные не используют ее совсем.

 

Заключение

 

   В курсовой работе было проведено исследование механизма трансфертного ценообразования в управленческом учете.

   Хотя современный управленческий учет большинства отечественных промышленных предприятий в значительной мере ориентирован на решение краткосрочных и текущих задач, разработка финансовой стратегии развития позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб предприятия, устранить ограничения на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями предприятия. В сложившихся условиях для казахстанских крупных предприятий или финансово-промышленных групп целесообразно создать надежную и гибкую систему управленческого учета, которая, должна функционировать, опираясь на развернутую технологию бюджетирования и трансфертное ценообразование, позволяющие оценить эффективность деятельности предприятия.

   Трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности. В настоящее время отечественная практика бюджетного управления еще не выработала единого подхода к решению вопроса формирования внутрифирменных трансфертных цен, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой предприятия широко используют данные методы.

   Международная практика управленческого учета и финансового менеджмента рекомендует при расчете трансфертных цен использовать метод на основе переменной себестоимости в рамках системы "директ-костинг", разделяющей прямые затраты и косвенные, что, однако, требует значительных дополнительных затрат времени. В данном случае трансфертная цена определяется как сумма удельных переменных затрат трансфертного продукта и удельного маржинального дохода, представляющего собой совокупность удельных постоянных затрат и удельной плановой (расчетной) прибыли. Этот расчет наиболее универсален и приемлем как в случае отсутствия, так и в случае наличия недогруженных мощностей предприятия, так как подразделению-продавцу не возмещаются расходы сверх затрат, запланированных в бюджете (плюс прибыль). В связи с этим структурное подразделение предприятия (центр ответственности) приобретает в любом случае стимул для контроля переменных расходов. Постоянные расходы в рамках частных бюджетов покрываются при этом за счет совокупного дохода промышленного предприятия в целом. Однако при использовании данной концепции трансфертного ценообразования, как и в случае трансфертного ценообразования на базе полных затрат, возникает проблема оценки эффективности деятельности центров ответственности. Наценка в рамках трансфертной цены должна учитывать в большей степени характеристики конкретного подразделения, чем маржинальный доход предприятия в целом. Норма рентабельности устанавливается в рамках генерального бюджета предприятия и усредняется по частным бюджетам центров ответственности, хотя должна быть как можно более реалистичной и обоснованной для каждого центра ответственности.

Трансфертное ценообразование  предполагает четкое фиксирование факта  приемки-передачи между центрами ответственности  изделия (услуги), что невозможно без  организованной системы сегментарного  учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые  обеспечивают организации максимально  возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная  трансфертная цена будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность  объективной оценки эффективности  функционирования каждого центра ответственности  организации.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бурков В., Трапезова М. Механизмы внутрифирменного управления. - М.: Институт проблем управления , 2000.
  2. Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета// Математические модели и информационные технологии в менеджменте. Вып. 1. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 148-157.
  3. Котляров С. А. Управление затратами. -- СПб.: Питер, 2001.
  4. Коуз Р.Г. Природа фирмы // Уроки организации бизнеса / Под ред. А.А. Демина, В.С. Катькало. СПб., 1994. С. 29-50
  5. Крылов В.М. Трансфертное ценообразование (опыт США)//Финансы. 1998, N 7, с.54-55.
  6. Мезенцева Т.М., Саенко К.С. Финансовая стратегия развития предприятия: бюджетирование и трансфертные цены// Аудиторские ведомости. 2005, №6, с.13-15
  7. Миславский А.В. Центры финансовой ответственности// Двойная запись №10 - 04.10.2005
  8. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции Аналитика-Пресс - М.: 2000
  9. Пашигорева Г.И., О.С.Савченко, Цели и задачи управленческого учета// Бухгалтерский учет, 2000, N 19, С. 33.
  10. Разливаева Л.В. Управленческий учет. Учебно-практическое пособие - Караганда, 2001 - 200с.
  11. Тиханков В.В. Ценообразование и экономические отношения между подразделениями внутри одного предприятия// Финансовый менеджмент, №3, 2004
  12. Управленческий учет: Учебное пособие под редакцией А. Шеремета. - М: ИД ФБК-Пресс , 2000.
  13. Эклесс Р.Г. Проблемы трансфертного ценообразования: теория и практика. - М.: Наука-Пресс, 2000

 


Информация о работе Трансфертное ценообразование