Трансфертное ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы трансфертного ценообразования……..................5
1.1 Сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования…....5
1.2 Факторы, влияющие на установление трансфертных цен……………….9
2. Экономический механизм и виды трансфертного ценообразования...11
2.1 Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной
цены…………………………………………………………………………….11
2.2 Виды ценообразования на основе полных и маржинальных затрат…...12
2.3 Прочие виды трансфертного ценообразования…………………………14
3. Международное трансфертное ценообразование во внешнеэкономической политике…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)

   Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка. Данный метод предполагает передачу продукции предприятию-потребителю по маржинальным затратам и выплату последним предприятию-производителю фиксированной надбавки. Рассмотрим на примере.

   Предприятие А. поставляет продукцию предприятию Б. Переменные затраты предприятия А составляют 40 тенге за единицу. Постоянные затраты - 5 тыс. тенге/мес. Плановая прибыль равна 10 тыс. тенге. Плановый объем поставок составляет 1000 единиц. Тогда предприятие Б. должно заплатить предприятию А 55 тыс. тенге. (40 · 1000 + 5000 + 10000), что эквивалентно 55 тенге за единицу.

   Предположим, фактический объем потребления продукции предприятием Б. составил только 800 единиц. Тогда сумма платежей будет равна 47 тыс. тенге (40 . 800 + 5000 + 1000), что эквивалентно 58,75 тенге за единицу. Таким образом, предприятие Б. заплатит большую стоимость в расчете на единицу продукции. Это своего рода плата за недоиспользование производственных мощностей предприятия А.

   Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка позволяет устранить проблему изменения объема производства, характерную для ценообразования на основе полных затрат и подхода «затраты плюс».

 

 

2.3 Прочие виды  трансфертного ценообразования

 

   Ценообразование на основе переговоров. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее приемлемы в ситуациях, когда существует несколько рыночных цен или реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков разные. Данный метод может быть использован при наличии трех условий:

   -предприятие-производитель имеет возможность реализовывать продукцию на сторону, а предприятие-потребитель может закупать продукцию на стороне в неограниченном количестве;

   -предприятия обладают одинаковой переговорной силой;

существует разница между  реализационными расходами при  продаже товара      

   -на внешний рынок или внутри группы.

Первые два условия  позволяют определить ориентиры  для трансфертных цен, а последнее  необходимо для того, чтобы предприятиям выгоднее было бы сотрудничать друг с  другом, нежели с внешними контрагентами. Если хотя бы одно из условий не выполняется, может возникнуть ситуация, при которой  менеджеры не договорятся о трансфертной цене. Тогда в установлении оптимальных  трансфертных цен придется участвовать  корпоративному центру, что нарушит  автономность предприятий, которые  в результате не смогут нести ответственность  за чужие решения.

   Двойное ценообразование. Данный метод заключается в установлении различных цен для предприятия-производителя и предприятия-потребителя. Например, первое может отпускать продукцию по ценам «полные затраты плюс надбавка», второе получать продукцию «по маржинальным затратам». При этом разница списывается на корпоративный центр. На практике двойное ценообразование не получило широкого распространения. Основная причина этого заключается в том, что прибыль группы в целом не равна суммарным прибылям предприятий. У последних в итоге складывается иллюзия эффективной деятельности вследствие того, что они работают в тепличных условиях, имея возможность продавать продукцию по ценам выше рыночных и закупать по ценам ниже рыночных. Длительное применение двойного ценообразования может привести к ухудшению конкурентоспособности предприятий. Кроме этого, данный метод усложняет консолидацию бухгалтерской отчетности в холдинге, поскольку необходимо постоянно производить элиминирование внутрихолдинговых оборотов.

   Выбор того или иного метода трансфертного ценообразования определяется рядом факторов:

   - характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач;

   - степенью децентрализация организационной структуры предприятия;

   - состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются трансфертные цены. [6]

   Следует отметить, что каждый из предложенных методов ценообразования имеет свои недостатки. Поэтому более целесообразным было бы объединение всех методов и формирование на их основе одного модифицированного метода.

   Затраты на содержание дотационных центров могут включаться в себестоимость продукции бизнес-единиц или покрываться за счет прибыли подразделений. Распределение таких затрат может происходить одним из следующих способов:

   - путем разнесения затрат по факту их использования конкретной бизнес-единицей, например реклама продукта или уборка помещений. Но такой способ является трудоемким в части определения доли использования затрат тем или иным подразделением;

   - путем установления фиксированного процента, который подразделение должно отчислять из своей прибыли в пользу дотационных центров. Этот способ обычно не приносит ожидаемых результатов, так как это очень похоже на систему внутреннего налогообложения, и руководитель бизнес-единицы стремится сократить свою прибыль и уплатить меньший взнос;

   - путем разнесения затрат пропорционально внутренней задолженности. Например, в общей структуре задолженности перед центральным аппаратом задолженность конкретного подразделения составляет 15%. Следовательно, затраты на управление разносятся на бизнес-единицу исходя из этой доли.

   Последний способ, возможно, наиболее эффективный, поскольку стимулирует бизнес-единицу к снижению внутренней задолженности перед центром с целью снижения данного вида затрат. Но необходимо отметить, что этот способ работает только в случае, если в центральном аппарате сосредоточен весь капитал компании (собственный и заемный), т.е. в случае, когда подразделения имеют внутреннюю задолженность перед центром в   виде доли использования этого капитала.

   Независимо от варианта расчета трансфертной цены во внимание должны приниматься, прежде всего, следующие принципы:

   - трансфертная цена должна отражать цели предприятия и способствовать согласованию с ними тактических целей подразделений;

   - трансфертная цена должна поддерживать децентрализованное управление внутри предприятия;

   - трансфертная цена должна быть побудительным мотивом к контролю затрат и обеспечивать гибкость в качестве финансового инструмента управления. [8]

 

  3. Международное Трансфертное ценообразование во внешнеэкономической политике

 

   Ценообразование играет важную роль во внешнеэкономической политике фирмы, определяя характер, географическое направление и структуру ее связей. При этом внутрикорпорационные цены выступают как внешнеторговые цены отдельных стран и выполняют функцию средства платежа в международном товарообороте.

   Поскольку внутрифирменный расчет направлен на повышение глобальной эффективности деятельности фирмы, трансфертные цены используются как экономический рычаг в реализации функции планирования и контроля и выступают важнейшим элементом экономической политики.

   Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутрикорпорационные хозяйственные связи, осуществляемые на основе специализации и кооперирования производства; реализации намеченных планом объемов и структуры производства; обеспечения необходимым сырьем, материалами, компонентами родственных компаний в рамках единого технологического цикла; обеспечения надлежащего качества поставляемой продукции.

   В качестве инструмента контроля трансфертные цены призваны обеспечивать достижение плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства на всех этапах производственного цикла. Они также служат инструментом контроля за выполнением финансового плана (бюджета) и широко используются в целях распределения ресурсов и прибылей внутри компании.

   Трансфертные цены так же, как и цены в коммерческом расчете, устанавливаются на основе единой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления транснациональной корпорации. Однако задачи, выполняемые ими, носят специфический характер. К числу таких задач относятся, в частности:

   - распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями с учетом организационной структуры фирмы, степени децентрализации ее управления, общей политики в отношении определения рентабельности;

   - перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями из стран, где существуют запрет или ограничения на перевод прибылей;

   - намеренное снижение прибылей в отдельных дочерних компаниях из-за опасения требований повышения заработной платы рабочих и пересмотра коллективных договоров;

   - снижение сумм подоходных налогов, уплачиваемых в глобальном масштабе (минимизация налогообложения);

   - снижение сумм уплачиваемых за границей таможенных пошлин и других налогов и сборов;

   - раздел рынков сбыта и сфер влияния между заграничными дочерними компаниями;

   - завоевание позиций на новых и труднодоступных рынках;

   - проведение единой политики в области передачи технологии и предоставления технических услуг дочерним компаниям.

   Это далеко не полный перечень задач, выполняемых трансфертными ценами. Решение этих задач осуществляется в основном путем изменения уровня и структуры трансфертных цен в зависимости от поставленных целей в результате проведения гибкой политики в отношении трансфертных цен, разрабатываемой на высшем уровне управления.

   При определении этой политики и ее конкретизации в отношении определенных целей принимается во внимание совокупность различных факторов, в частности таких, как: положения законодательства принимающих стран в отношении структуры капитала дочерних компаний и обязательной доли участия в них местного капитала; порядок перевода прибылей и выплаты дивидендов; положения налогового законодательства в своей стране и в принимающих странах, определяющего уровень и порядок уплаты подоходных налогов с прибылей; торгово-политический режим (уровень таможенных пошлин, импортных квот) в принимающих странах и требования антидемпингового законодательства; ограничения в отношении заграничного лицензирования в этих странах; степень инфляции на рынке принимающей страны и возможность девальвации ее валюты; уровень цен на внутреннем рынке принимающей страны, степень монополизации рынка, уровень конкуренции и ее формы и др.

   Иначе говоря, проводя единую политику трансфертных цен в глобальном масштабе, транснациональные корпорации приспосабливают ее к различиям в национальном законодательстве, требованиям налогового регулирования, условиям и требованиям конкретных рынков, стратегии и управленческой политике своих заграничных дочерних компаний. Все это оказывает влияние на решение высшего управления ТНК в отношении того, в какой стране и какой дочерней компании предоставить возможность получения сверхприбылей и каким путем достичь максимизации результатов для фирмы в целом.

   Каждая из функций и задач, выполняемых трансфертными ценами, реализуется на основе единой политики в рамках всей фирмы. Представляет интерес рассмотрение механизма манипуляций с трансфертными ценами, при помощи которого реализуются поставленные цели в отношении максимизации прибыли.

   Механизм манипуляции с ценами состоит в назначении намеренно завышенных или намеренно заниженных цен на продукцию, поставляемую материнской компанией своим заграничным дочерним компаниям (сырье, материалы, компоненты, конечная продукция для реализации) и на поставки товаров между родственными компаниями, находящимися в разных странах; на услуги (технические, административные, управленческие), предоставляемые материнской компанией заграничным дочерним компаниям; на поставляемое материнской компанией оборудование (в основном электронно-вычислительная техника); на патенты и лицензии, передаваемые материнской компанией заграничным дочерним компаниям.

   Путем установления завышенных цен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается и таким образом она перераспределяется в пользу материнской компании.

   В целях перераспределения или выкачивания прибылей используются не только завышенные цены на товарные поставки, но и устанавливаются повышенные суммы на предоставляемые материнской компаний административные и управленческие услуги; высокие ставки текущих отчислений по предоставляемым материнской компанией патентам и лицензиям, техническим услугам и ноу-хау.

   Важную роль трансфертные цены играют в распределении прибылей между дочерними компаниями, обеспечивающими единый технологический процесс (т.е. поставщиками сырья и материалов и выпускающими конечную готовую продукцию) в зависимости от целей, которые ставит фирма в отношении получения прибыли и ее стратегии на рынке. Если целью является получение сверхприбыли на первых стадиях технологического цикла, соответственно устанавливаются высокие трансфертные цены на сырье и материалы, поставляемые добывающими дочерними компаниями родственным компаниям, которые выпускают конечную продукцию. Это делается, когда материнская компания заинтересована иметь минимально низкую норму прибыли в производстве конечного продукта в целях предотвращения перелива в отрасль новых капиталов и, следовательно, усиления внутриотраслевой конкуренции.

   В тех случаях, когда дочерняя компания ориентируется только на поставки сырья родственной компании, путем установления соответствующего уровня трансфертных цен ее обязывают производить только такое количество продукции, которое необходимо перерабатывающей дочерней компании. Здесь трансфертные цены выступают регулятором производства и нормы прибыли обоих дочерних компаний, участвующих в разных стадиях технологического цикла.

Информация о работе Трансфертное ценообразование