Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать сущность и механизм трансфертного ценообразования.
Задачи данной работы:
1. исследовать сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования;
2. рассмотреть основные факторы, влияющие на установление трансфертных цен;
3. изучить методы трансфертного ценообразования;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Учет и трансфертное ценообразование………………………..5
1. Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования…………5
2. Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной
цены………………………………………………………………………..8
3. Виды ценообразования на основе полных и маржинальных затрат.11
Глава 2 Практические задания…………………………………………14
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Затраты, готовая работа.docx

— 82.63 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1 Учет и трансфертное ценообразование………………………..5

1. Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования…………5

2. Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной

цены………………………………………………………………………..8

3. Виды ценообразования на основе полных и маржинальных затрат.11

Глава 2 Практические задания…………………………………………14

Заключение……………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная фирма может быть представлена как совокупность бизнес-единиц, между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Система управленческого учета, которая позволяет управлять деятельностью всех подразделений базируется на разделении всех структурных бизнес-единиц одной организации на центры ответственности. Центр ответственности – это структурное подразделение фирмы, которое несет ответственность за прибыль и убытки от своей деятельности. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними.

Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) одним структурным подразделением другому называется трансфертной ценой. Эта цена применяется при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями в разных странах; обычно не предается широкой огласке.

Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре. Каждый из его участников преследует свои интересы, которые далеко не всегда совпадают. В итоге, задача эффективного управления превращается в задачу управления контрактными отношениями, внутрифирменной экономикой. Трансфертное ценообразование представляет собой не только необходимое, но и достаточное условие эффективного функционирования фирмы.

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации.

Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает.

Цель данной работы – исследовать сущность и механизм трансфертного ценообразования.

Задачи данной работы:

    1. исследовать сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования;
    2. рассмотреть основные факторы, влияющие на установление трансфертных цен;
    3. изучить методы трансфертного ценообразования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Учет и трансфертное ценообразование

 

  1. Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования

 

Трансфертная цена определяется как цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями в разных странах. Трансфертная цена обычно не придается широкой огласке. В определении прямо не сказано (хотя подразумевается), что трансфертная цена несколько отличается от рыночной. Получается, что если бы отличий не было, и все сделки совершались бы по рыночным ценам, то необходимость введения самого понятия трансфертной цены была бы под вопросом.

Трансфертное ценообразование возникает, когда продукция одного предприятия, входящего в холдинг, потребляется другим предприятием холдинга, и в первую очередь характерно для вертикально интегрированных холдинговых структур.

Трансфертное ценообразование должно быть направлено на решение следующих задач:

  1. предоставлять информацию руководителям предприятий для принятия обоснованных экономических решений;
  2. обеспечивать согласованность целей предприятий и группы в целом;
  3. предоставлять предприятиям автономность в принятии решений;
  4. проводить справедливую оценку деятельности предприятий;
  5. целенаправленно перераспределять часть прибыли между предприятиями;
  6. служить целям налоговой оптимизации.

На практике ни одна из трансфертных цен, скорее всего, не сможет в равной степени успешно обеспечить достижение всех указанных выше целей. Поэтому очень часто имеет место конфликт целей, в результате которого менеджеры корпоративного центра вынуждены искать компромиссные варианты решения задач. Например, задача автономности предприятий может вступать в противоречие с обеспечением согласованности целей предприятий и группы. Справедливая оценка деятельности предприятий может противоречить цели перераспределения прибыли. Задачи перераспределения прибыли и налоговой оптимизации могут нарушать автономность предприятий.

Трансфертные цены напрямую влияют на финансовые результаты предприятий. Система трансфертных цен в холдинге определяет типы центров ответственности: является ли предприятие центром затрат, центром доходов или центром прибыли. Трансфертные цены влияют на принятие решений "make-or-buy" - производить промежуточный продукт самостоятельно или закупать его на стороне. Промежуточным называют продукт, передаваемый подразделением-производителем подразделению-потребителю.

Реально действующие цены в России не являются в полном смысле этого слова рыночными, т.е. они не в полной мере зависят от спроса и предложения, а реагируют на другие причины разного рода, в том числе на ценовые пропорции, находящиеся под влиянием трансфертного ценообразования естественных монополий.

Потребители, как предприятия, так и население, возмущены не столько самим ростом тарифов, сколько неясностью в вопросе о том, насколько это необходимо, кто устанавливает новые цены и куда пойдут дополнительные доходы. Одним из наиболее дискутируемых сегодня вопросов является соотношение налоговых платежей естественных монополий, составляющих доход государства, и так называемых рентных доходов, остающихся в распоряжении организаций. Именно на основе поиска оптимальности этого соотношения формируется государственный подход к регулированию цен естественных монополий.

При этом прослеживаются два направления регулирования цен естественных монополий. Первое - отслеживание их расходов, и прежде всего обоснованность инвестиционных программ. Второе - оценка масштабов использования, так называемого трансфертного ценообразования, в результате которого, например, цена нефти, по данным бухгалтерской финансовой отчетности, оказывается отличной от так называемой справедливой рыночной цены нефти.

Механизм трансфертного ценообразования заключается в следующем: головные нефтяные комплексы покупают нефть у своих дочерних нефтедобывающих предприятий по так называемой трансфертной цене. Некоторую долю нефти в пределах 30—40% реализуют на экспорт, а оставшуюся часть перерабатывают на российских нефтеперерабатывающих заводах, на условиях давальческих контрактов. При этом готовые нефтепродукты реализуются как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

Существует целый ряд факторов, влияющий на установление трансфертных цен:

1. Наличия конкурентного рынка. Для промежуточного продукта основной принцип трансфертного ценообразования гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т.е. к рыночной;

2. Наличия свободных мощностей у подразделения-производителя. Если у предприятия есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более предпочтительной является покупка продукции внутри группы, в результате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть постоянных расходов, которые связаны с простаиванием мощностей);

3. Квалификации менеджеров. Система трансфертного ценообразования требует высокой квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные противоречащие друг другу цели для достижения оптимального для холдинга результата;

4. Переговорной силы предприятий. Трансфертные цены между двумя предприятиями провоцируют возникновение конфликта между ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие-потребитель, наоборот, заинтересовано в максимально низких ценах. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен;

5. Важности для холдинга преимуществ вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические риски в холдинге, в частности риск зависимости от поставщиков и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс создания стоимости - от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это становится особенно важным, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т. е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т. д.).

 

2. Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной цены

 

Под механизмом ценообразования понимается структура правил и ограничений, которые в совокупности характеризуют свойства процедуры ценообразования и благодаря которым принимается решение о цене. Из определения механизма ценообразования следует, что ценообразование - это процесс, который должен осуществляться во времени в определенной методологии и приводит к установлению определенной цены.

Механизм ценообразования включает в себя процедуры прогнозирования, планирования и управления ценами для обеспечения адекватной реакции на изменение условий рынка.

Структура правил и ограничений механизма ценообразования могут варьироваться в широких пределах в зависимости от этого меняются свойства механизма ценообразования. Механизм ценообразования обладает свойством противозатратности, если он обеспечивает экономическую выгодность для каждого подразделения фирмы в экономии ресурсов, снижения цен на продукцию и, таким образом, максимальную эффективность функционирования фирмы.

Механизм трансфертного ценообразования является важнейшим фактором, оказывающим существенное влияние на результаты функционирования. Разработка структуры цены играет исключительно важную роль в механизме ценообразования. Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности компании и ее отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и источниках прибыли.

Основой для установления трансфертных цен могут служить рыночные цены, предельные затраты, издержки производства, договорные и нормативные цены. Международная практика управленческого учета и финансового менеджмента выработала несколько методов определения трансфертных цен.

Ценообразование на основе рыночных цен. Если для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, то для принятия решений и оценки деятельности предприятий оптимальным является установление трансфертных цен по ценам конкурентного рынка. Финансовые результаты предприятия отражают реальный экономический вклад подразделения в прибыль предприятия. Деятельность предприятия регулируется рынком, и корпоративный центр не оказывает влияния на ее финансовые результаты. Можно утверждать, что при данном подходе предприятия действуют автономно, и поэтому их деятельность может быть оценена объективно.

Когда передача продукта происходит по рыночной цене, то возможна полная оценка работы бизнес-единицы. Если поставляющего подразделения не существует, то продукт или полуфабрикат покупается на рынке по текущей цене. В свою очередь, если нет получающего подразделения, то продукт или полуфабрикат будет реализован на внешнем рынке по той же цене.

Действия по подобной схеме практически исключают конфликтные ситуации между направлениями бизнеса, так как поставляющее подразделение ничего не теряет, продавая продукт подразделению-переработчику, и, естественно, если подразделение-переработчик не нуждается в данном объеме продукта, поставляющее подразделение может легко реализовать невостребованный продукт на внешнем рынке. Наоборот, при недостатке продукта закупающее подразделение может легко восполнить недостачу путем взаимодействия с внешним рынком.

Таким образом, при формировании трансфертных цен на основе рыночных цен оба направления вносят вклад в прибыль компании независимо от метода реализации своего продукта (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Взаимодействие подразделений компании при внутренней цене, равной рыночной

 

На практике многие компании корректируют трансфертные передаточные цены на сумму дополнительных расходов, которые могут возникнуть при взаимодействиях с внешним рынком. В результате отпускная цена становится ниже ровно на сумму дополнительных расходов, если взаимодействие происходило на внутрикорпоративном рынке. Но эта цена может быть выше, если возникают отношения с внешним рынком в условиях недопроизводства или перепроизводства продукции (работ, услуг).

Тем не менее, рыночный метод трансфертного ценообразования имеет также и недостатки — его невозможно использовать при отсутствии рынка промежуточных продуктов и стабильных цен. Следовательно, этот метод применим только в условиях минимальной внутренней зависимости подразделений друг от друга.

Информация о работе Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной цены