Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕШЕНИЯ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ
2 ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
3 ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
3.1 Принципы трансфертного ценообразования
3.2 Методы расчета трансфертных цен
3.2.1 Трансфертные цены, основанные на рыночной цене
3.2.2 Трансфертные цены, основанные на затратах
3.2.3 Договорные трансфертные цены
3.3 Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 56.65 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕШЕНИЯ ПО       ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

2 ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

3 ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

3.1 Принципы  трансфертного ценообразования

3.2 Методы  расчета трансфертных цен

3.2.1 Трансфертные цены, основанные на рыночной цене

3.2.2 Трансфертные цены, основанные на затратах

3.2.3 Договорные трансфертные цены

3.3 Трансфертное ценообразование в  системе внутренней отчетности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многие компании в современной  экономике выступают как вертикально интегрированные рыночные структуры, объединяющие различные подразделения. Естественно, что конкурентоспособность конечной продукции всей компании, в том числе уровень издержек и цен, зависит от эффективности работы всех подразделений. Неэффективность хотя бы одного из звеньев технологической цепочки поднимет общий уровень издержек и цену для конечного покупателя, что может привести к снижению продаж для всех звеньев цепи.

К сожалению, одним из часто недооцениваемых  источников неэффективности является способ ценообразования, посредством которого независимые компании и финансово независимые подразделения одной и той же компании устанавливают цены на товары, которые перемещаются между ними.

Эта проблема известна как трансфертное ценообразование. Его применение становится часто причиной того, что независимые компании иногда менее конкурентоспособны по ценам и менее прибыльны, чем их вертикально интегрированные конкуренты.

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.

В современной рыночной экономике  проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств.

Для нашей экономики проблема установления трансфертной цены актуальна, в частности, в связи с начавшимися процессами реструктуризации бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕШЕНИЯ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

 

Цена - это сумма денег, которая уплачивается за товар. Стоимость  денег определяется их покупательной способностью, т.е. тем, что на них можно купить. В условиях рыночной экономики изменение покупательной способности денег в определенных пределах происходит постоянно. Существенный рост цен возникает в результате резкого увеличения инфляции и других кризисных явлений, обусловливающих значительное ухудшение макроэкономических показателей и их производных, к которым относятся валовый и национальный продукт, внешний и внутренний долг страны, дефицит и реальный размер бюджета, размер эмиссии, ставки кредитования, котировки на фондовых и валютных рынках. На рост цен влияют также и иные факторы: уровень совершенства налоговой системы и развития законодательной базы, существование теневого бизнеса и коррупции, преступности, безработицы, уровень и продолжительность жизни, происходящие политические события, состояние мировой экономики и другие.

Установление цены - это  трудный и сложный процесс, требующий  учета большого количества факторов. Одним из факторов, влияющих на формирование цены, является экономическая ценность товара. В сфере ценообразования под экономической ценностью блага для покупателя или ценностью, проявляющейся при обмене, понимается оценка желаемого блага, которая в денежном выражении превышает его цену. С этой точки зрения ценность можно реально измерить на основе соотношения полезности и цены благ, которые являются доступными покупателям альтернативами. Таким образом, под общей экономической ценностью товара понимается цена лучшего из доступных потребителю альтернативных товаров (цена безразличия) плюс ценность для него тех свойств товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы (ценность отличий).[5]

Формирование общей  экономической ценности товара для  потребителя можно описать с  помощью следующей формулы:

Общая ценность = цена безразличия + положительная  ценность отличий - отрицательная ценность отличий.

Иными словами, определяя  для себя ценность товара, покупатель в качестве отправной точки принимает цену наилучших из реально доступных ему разновидностей товаров других фирм, удовлетворяющих ту же потребность. Процедура расчета экономической ценности товара может быть достаточно строго формализована и стать основой для надежных количественных оценок. Практически эта процедура состоит из четырех основных этапов: определения цены безразличия, установления отличий, оценки значимости отличий с позиций потребителя, суммирования цены безразличия с оценками отличий.

Этап 1 - определение цены (или затрат) того блага (товара или технологии), которое покупатель склонен рассматривать как лучшее из реально доступных ему альтернатив. На этом этапе следует функционально соизмерить и определить цену, которую покупатель уплатит, если приобретет функционально соизмеримое количество товаров, предложенных конкурентами.

Этап 2 - определение всех параметров, которые отличают товар как в лучшую, так и в худшую сторону от альтернативного. Наиболее часто анализируются следующие параметры:

  • Функционирование;
  • Надежность;
  • Число (большее или меньшее) полезных свойств;
  • Содержание полезных (вредных) веществ;
  • Затраты на обслуживание;
  • Затраты на ввод в эксплуатацию;
  • Техническое обслуживание.

Этап 3 - оценка значимости отличий параметров товара и его альтернатив с позиций покупателя. На этом этапе отличия товара необходимо оценить в денежном выражении. Такие оценки могут быть получены разными способами:

  • В результате опроса экспертов и продавцов;
  • Путем проведения пробных продаж и опросов покупателей с использованием специальных методик;
  • На основе расчетов экономической эффективности (когда речь идет о параметрах товара, способных напрямую сократить затраты покупателя).

При этом необходимо помнить, что масштаб количественных изменений  уровня того или иного потребительского параметра товара по сравнению с  параметрами альтернативных товаров вовсе не обязательно совпадает с масштабом изменения выгоды от его использования покупателем и, соответственно, с изменением той суммы денег, которую он согласен заплатить за получение этого товара.

Этап 4 - суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности отличий товара от его альтернатив. При этом обычно рекомендуется устанавливать цену ниже верхней границы экономической ценности, чтобы усилить интерес потребителя к товару.

Кроме того, на ценообразование  воздействуют многочисленные факторы  внешней и внутренней среды, поэтому все остальные технико-экономические параметры анализируют и прогнозируют в основном для определения цены производимых товаров и услуг. В реальных условиях цены формируются под воздействием двух групп факторов - внутренних и внешних. Иными словами, в процессе определения цены на предприятии необходимо учитывать информацию как о рынке (внешние факторы), так и о затратах (внутренние факторы). [6]

Внутренние факторы обязательно  должны учитываться при ценообразовании. Они связаны непосредственно  с деятельностью самого предприятия (фирмы). Наиболее существенным из этих факторов является себестоимость. Поэтому при определении цены необходимо сопоставлять величину затрат с возможностью их покрытия. Выживаемость фирмы зависит от степени покрытия не только текущих расходов, но и расходов, связанных с капитальными вложениями, рассчитанными на длительный период. К внутренним факторам относятся:

  • особые свойства товара;
  • вид и способ производства (его трудоемкость, качество материалов и труда);
  • мобильность производства;
  • себестоимость продукции;
  • рекламное обеспечение;
  • ориентация на сегменты рынка;
  • жизненный цикл товара;
  • длительность цикла товародвижения;
  • организация сервиса;
  • репутация предприятия (фирмы) на рынке.

Необходимо принимать во внимание, что товар, обладающий особыми свойствами, уникальными характеристиками, будет иметь более высокую цену, отражающую его качество. Таким образом, цена товара во многом зависит от масштаба производства. Вид и способ производства определяют серийность выпуска продукции. Как правило, мелкосерийная продукция, а тем более уникальная, единичная, имеет более высокие себестоимость и цену. Затраты на выпуск товаров массового производства, как правило, незначительные, поэтому на них устанавливаются относительно низкие цены. Освоение предприятием нескольких сегментов рынка обусловливает дифференциацию цен с целью удовлетворения потребностей различных категорий покупателей, имеющих разные доходы.

Продолжительность и стадия жизненного цикла товара также оказывают  влияние на уровень цены. Обычно продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и относительно низкую - при длительном. Рост числа посредников в цепочке "производитель - потребитель", приводит к существенному увеличению конечной цены товара. Имидж предприятия, отлаженный сервис и послепродажное обслуживание позволяют устанавливать более высокие цены.

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменения общеэкономических процессов, условий в стране и за ее пределами. Внешние факторы определяются рынком, на котором работает фирма. Если на рынке существует сильная конкуренция, имеется большое количество товаров аналогичного качества, то фирма для его завоевания обычно устанавливает более низкие цены, иногда даже меньше полной себестоимости.

Если фирма начинает производство совсем новой и в какой-то степени  уникальной продукции, то при установлении цены она может не учитывать рыночную конкуренцию, но должна иметь в виду, что покупателю надо привыкнуть к новому продукту, поэтому ее задачей становится формирование покупательского спроса. И в этом случае цены, устанавливаемые на продукцию, должны быть достаточно гибкими. Таким образом, для принятия окончательного решения по установлению цены необходимо хорошо знать положение на рынке, т.е. потребности покупателя.

Структура внешних факторов может  быть представлена следующим образом:

  • политическая стабильность в стране;
  • обеспеченность основными ресурсами;
  • масштабы государственного регулирования экономики и, соответственно, цен;
  • общий уровень инфляции;
  • внешнеэкономическая политика государства;
  • совершенство налогового законодательства;
  • характер спроса на продукцию (предпочтение потребителем высокого качества или низкой цены; сезонность покупательского спроса). [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

 

Трансфертное ценообразование  в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы.

Децентрализация управления – это  наделение менеджеров всех уровней  управления полномочиями принимать решения. Автономия определяет степень свободы сегмента компании. Чем больше свобода, тем выше автономия. Термин «сегмент» применим к любой части организации. На практике сегмент может быть крупным дивизионом (дивизион Chevrolet корпорации General Motors) или маленьким отделом (отдел рекламы, состоящий из двух человек).

Полная децентрализация означает минимум принуждения и максимум свободы в принятии решений менеджерами  более низких уровней управления. Полная централизация означает максимум принуждения и минимум свободы в принятии управленческих решений менеджерами более низких уровней управления. В большинстве компаний организационная структура управления находится между этими крайними точками.

Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности