Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕШЕНИЯ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ
2 ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
3 ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
3.1 Принципы трансфертного ценообразования
3.2 Методы расчета трансфертных цен
3.2.1 Трансфертные цены, основанные на рыночной цене
3.2.2 Трансфертные цены, основанные на затратах
3.2.3 Договорные трансфертные цены
3.3 Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 56.65 Кб (Скачать файл)

Для выбора степени децентрализации  организационной структуры управления менеджеры сравнивают сильные и слабые стороны, чаще всего на основе изучения взаимосвязей и анализа функций. Например, функции бухгалтера по управленческому учету, по подготовке информации для проблемных решений, подготовке операционного бюджета, сбору отчетности о деятельности сегментов могут быть децентрализованы. В то же время такие функции, как учет поступления платежей, выбор налоговой политики могут быть централизованы. Децентрализация бюджетирования и учета затрат нужна, например, менеджеру по маркетингу сегмента для анализа влияния развития продуктовой линии на прибыль. Отчеты о специфической информации помогают менеджерам в принятии управленческих решений, направленных на увеличение прибыли. Централизация политики в части налога на прибыль позволит изучить влияние получаемых сегментами прибылей и убытков на совокупный финансовый результат деятельности организации и выбрать стратегию в интересах организации в целом. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

В организациях с децентрализованной системой управления большинство управленческих   решений принимаются    на    уровне    структурных подразделений. В этой связи в целях координации действий и оценки результатов деятельности подразделений в системе управленческого контроля часто используются трансфертные цены.

Трансфертная цена (далее ТЦ) — это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование - это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.

Трансфертное ценообразование  предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности изделия (услуги), что невозможно без организованной системы сегментарного учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная ТЦ будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Трансфертное ценообразование  — это своего рода феномен. Внутрифирменные операции не являются рыночными по своей природе — продукты и услуги на самом деле не продаются и не покупаются, как это принято между субъектами рыночных отношений. Трансфертная цена помогает оценить качество и своевременность решений, принятых менеджерами подразделений. В организациях с налаженной системой трансфертных цен оптимизация деятельности подразделений ведет к оптимизации деятельности организации в целом.

Как и во всех системах управленческого  контроля, трансфертные цены должны способствовать Достижению стратегических и тактических целей организации и совершенствованию организационной структуры управления. В частности, они должны обеспечивать согласование целей и постоянно усиливать мотивацию менеджеров на их достижение. Мотивация менеджеров продающих подразделений должна быть направлена на максимальное снижение затрат, а покупающих подразделений — на то, чтобы приобретать продукцию и услуги внутри компании и эффективно их использовать. Трансфертные цены также должны помогать высшему руководству организации в оценке результатов деятельности отдельных подразделений и их руководителей. Если топ-менеджмент поддерживает высокую степень децентрализации управления, то трансфертные цены должны также обеспечивать высокий уровень автономии подразделений в принятии решений. То есть руководители, болеющие за максимизацию операционной прибыли своего подразделения, должны иметь свободу действий в выборе взаимоотношений с другими подразделениями организации (основываясь на трансфертных ценах) или взаимоотношений с внешними партнерами.[10]

 

3.1 Принципы  трансфертного ценообразования

 

Основное преимущество внедрения  трансфертных цен состоит в том, что они достаточно просто позволяют увязать цели компании в целом и цели подразделений. В отличие от западной практики, где трансфертное ценообразование применяется более чем в 80% компаний, в России лишь самые передовые компании внедрили эту систему. В связи с этим возникает необходимость более подробно рассмотреть и обобщить основные мотивы внедрения трансфертных цен, основные принципы трансфертного ценообразования, методы расчета трансфертных цен, а также возможности и проблемы, стоящие перед компаниями.

Установление трансфертных иен  зависит от существующих форм организации производства.

При централизованной организации производства обмен продукцией и услугами между центрами ответственности преимущественно осуществляется на основе фактической (стандартной) себестоимости.

В условиях децентрализованной организации производства, когда центры ответственности являются относительно автономными, цена внутрифирменной передачи должна назначаться с таким расчетом, чтобы с ее помощью можно было определять реальный и достоверный показатель прибыли для каждого подразделения. Выбор цены внутрифирменной передачи имеет значение не только для выявления результатов деятельности подразделения, но и для принятия решений по таким вопросам, как «производить или закупать», «продавать или обрабатывать дальше», а также при рассмотрении альтернативных вариантов производства.

Установление трансфертной иены должно отвечать следующим основным требованиям:

  • способствовать достижению производственным предприятием намеченных целей и обеспечивать гармоничное сочетание целей подразделения с общими целями организации;
  • быть гибкой и равнозначной для менеджеров разных уровней управления. Трансфертная цена должна обеспечивать достаточный результат подразделению-продавцу при передаче им продукции и услуг подразделению-покупателю, предусматривая при этом, не окажет ли негативного влияния цена передачи на эффективность функционирования подразделения-продавца;
  • способствовать Сохранению автономности, позволяющей руководителям как продающих, так и покупающих подразделений управлять ими на децентрализованной основе;
  • быстро реагировать на изменяющиеся условия внутреннего и внешнего рынков, давать возможность направлять прибыли туда, где они найдут лучшее применение (например, более высокие прибыли направлять в сферы с низкими налогами, а невысокие прибыли - в сферы с высокими налогами либо использовать их на строительство новых производственных мощностей);
  • соответствовать требованиям законодательства;
  • содействовать развитию кооперации между структурными и региональными типами производств.

К сказанному следует добавить, что  трансфертные цены используют в планировании и при осуществлении контроля, они являются элементом экономической политики предприятия. Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутренние хозяйственные связи, используемые в качестве инструмента контроля, обеспечивают достижение плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства и реализации продукции на всех этапах производства и движения товара к конечному потребителю. Немаловажную роль трансфертные цены играют в контроле за выполнением финансового плана. Кроме того, их широко используют в целях распределения ресурсов и прибыли внутри компании.[11]

 

3.2 Методы  расчета трансфертных цен

 

Рассмотрим три основных метода установления трансфертных цен.

  1. На основе рыночных цен. Применяется в случае, если менеджеры подразделений компании могут приобрести аналогичный продукт на внешнем рынке. Также тогда, когда они могут выбирать между рыночной и внутренней 
    ценой, которую предлагает подразделение-продавец.
  2. На основе затрат. Если трансфертные цены вырабатываются на основе затрат, то перед руководителями часто встает вопрос: какие затраты использовать? Например, переменные производственные затраты, производственную себестоимость продукции, полную себестоимость продукции. Полная себестоимость включает все производственные затраты и, кроме того, затраты на НИ и ОКР, маркетинг, сбыт и др. Затраты, которые используют в качестве основы трансфертных цен, могут быть фактическими или бюджетными. В ряде случаев к затратам добавляется процент маржинальной прибыли.
  3. Договорная цена. Используется в случае, если возможны соглашения подразделений по установлению внутренней цены и соглашения об источнике приобретения — внутри организации или на внешнем рынке. Перед проведением переговоров руководители подразделений информируются об уровне затрат подразделений и об уровне внешних цен. Договорные цены обычно вырабатываются в случае, когда рыночные цены нестабильны.[8]

 

 

3.2.1 Трансфертные цены, основанные на рыночной цене

 

Особую популярность в странах  с рыночной экономикой получил рыночный подход определения трансфертных цен. Рыночные трансфертные цены устанавливают тогда, когда на продукцию существует рыночная цена. Таким образом, покупающий центр ответственности не должен платить внутри предприятия больше, чем внешнему продавцу, как и продающий центр, как правило, не должен получить больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Достоинство рыночной трансфертной цены в том, что она объективно и реалистично отражает характер взаимоотношений продающего и покупающего, а недостатком является то, что «настоящая» рыночная цена не всегда четко выражена, так как различные поставщики могут устанавливать разные цены на практически одинаковые товары. Для принятия ценовых решений на рыночной основе необходима четкая политика (например, снижение существующей цены после установления надежности поставщика, а также обеспечение гарантий на товар, условия поставки и кредита).

Преимущество рыночных цен состоит  в их объективном характере, и ТЦ не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности (прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.

Однако применение первого метода имеет свои ограничения: необходимо наличие развитого рынка продукции и услуг, производимых Центром ответственности. Кроме того, организация несет дополнительные расходы по сбору информации об уровне рыночных цен на них.

В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: Центр ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий эту продукцию (услугу) для ее последующей переработки и потребления. При формировании ТЦ на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между ними должны соблюдаться следующие условия:

1. Центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), 
покупает ее внутри фирмы до тех пор, пока продающий центр ответственности не начинает завышать существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри фирмы;

2. Если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий продукцию (услугу) центр ответственности может приобрести ее на стороне. [4]

 

3.2.2 Трансфертные цены, основанные на затратах

 

Второй подход установления трансфертных цен – это затратный подход. Затратные трансфертные цены устанавливаются при отсутствии договорной рыночной цены. Тогда используется затратная трансфертная цена, в основу которой могут быть положены: полна фактическая себестоимость, нормативная себестоимость, переменная стоимость.

В любом случае ТЦ рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т.е. в ТЦ на продукцию передающего подразделения закладывается выбранный показатель себестоимости и фиксированный в виде процента размер прибыли этого центра ответственности. Например, ТЦ может рассчитываться по формуле «110% полной себестоимости» или «150% переменной себестоимости» единицы изделия передающего центра ответственности.

Размер надбавки на прибыль должен быть настолько реальным, чтобы в нем отражался характер производственной деятельности центра ответственности и выпускаемой им продукции.

Преимущество использования первого варианта - объективность и ясность расчетов. Рассчитанная этим методом цена приближается к рыночной, что способствует принятию грамотных управленческих решений. Однако здесь имеются и свои недостатки:

- передающий центр ответственности не имеет стимулов для регулирования эффективности, не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверен, что трансфертная цена их не только покроет, но и превысит на сумму установленной наценки;

- нельзя судить о степени эффективности работы передающего центра ответственности, а, следовательно, контролировать ее;

- с позиции организации приобретение продукции, услуги центром ответственности внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С точки зрения получающего центра ответственности использование рыночной иены в качестве трансфертной даёт большую прибыль, чем цены, определённой на базе полных затрат. При этом следует помнить, что система трансфертного ценообразования эффективна лишь в том случае, когда цели менеджеров различных уровней совпадают с задачами предприятия в целом.

Необходимо иметь в виду, что  при установлении трансфертных цен  на базе полной себестоимости предприятия  входящие в его состав центры ответственности  рассматриваются как центры затрат, а не как центры прибыли или  инвестирования. Именно поэтому такие  критерии для оценки стоимости, как  прибыль на капиталовложения или остаточная прибыль, не могут быть при этом использованы.

Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности