Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕШЕНИЯ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ
2 ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
3 ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
3.1 Принципы трансфертного ценообразования
3.2 Методы расчета трансфертных цен
3.2.1 Трансфертные цены, основанные на рыночной цене
3.2.2 Трансфертные цены, основанные на затратах
3.2.3 Договорные трансфертные цены
3.3 Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 56.65 Кб (Скачать файл)

Отмеченные недостатки устраняются  расчетом трансфертных цен по второму  варианту – на базе нормативных  затрат. По существу в этом случае рассчитывается нормативная трансфертная цена. Превышение фактической трансфертной цены над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение – о его эффективности.

Однако нормирование издержек приемлемо  не для всех производств и не во всяких экономических условиях. Нецелесообразно  заниматься нормированием в условиях индивидуального и мелкосерийного производства. В этих случаях может  быть использован третий вариант  расчета трансфертных цен – на основе переменной себестоимости, информация о которой аккумулируется в системе  «директ-костинг».

Данный вариант установления трансфертных цен имеет преимущество перед  первым вариантом (на основе полных затрат) в том, что он изначально нацелен  на обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов организации. Это объясняется тем фактором, что с самого начала постоянные затраты остаются неизменными и любое использование средств без дополнительных постоянных расходов увеличивает прибыль организации в целом. Постоянные затраты центров ответственности будут покрываться из выручки организации. При этом может разрабатываться ценовая политика, оптимальная не только для предприятия в целом, но и для его структурных подразделений, с использованием благоприятного сочетания объемов производства и продажных цен. Кроме того, такой вариант расчета трансфертных цен позволяет анализировать и контролировать деятельность центров ответственности.

Однако трансфертная цена с использованием переменной себестоимости в качестве трансфертных цен не возмещает постоянные затраты и не показывает прибыль. Деятельность руководителя такого центра ответственности не может быть оценена на основании показателей прибыли или валового дохода, и роль центра ответственности в этом случае ограничивается ролью центра затрат. Если затраты передаются другим центрам ответственности автоматически, то руководитель центра затрат будет лишен стимула контролировать издержки, которые в результате могут увеличиваться.

При определённых условиях переменную себестоимость можно использовать как трансфертную цену с целью  максимизации прибыли от продаж предприятия, если продающий центр ответственности имеет возможность реализовывать свою продукцию как у «себя», так и на стороне. Предпочтение установлению трансфертной цены на основе переменной себестоимости отдаётся в случае реализации на сторону или наличия неиспользуемых мощностей. Именно поэтому увеличить маржинальный доход можно, применив порядок образования трансфертной цены ниже полной, но выше переменной себестоимости.

Завершая краткое рассмотрение затратного метода трансфертного ценообразования, отметим следующее:

1. Достоинства метода: простота, возможность контроля заинтересованными сторонами внутри предприятия, наличие конкретных исполнителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри компании (заинтересовать в правильном учете);

2. Недостатки метода: заинтересованность сторон в завышении затрат, завышенные цены (иногда выше рыночных) в конечном подразделении (вследствие завышения цен промежуточными подразделениями), зависимость ценообразования от корпоративной культуры. [4]

 

 

 

3.2.3 Договорные трансфертные цены

 

Третий подход трансфертного ценообразования  предполагает расчет договорной трансфертной цены. При этом используется следующая формула:

 

ТЦ =

Удельная переменная себестоимость

+

Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж


 

Эта формула универсальна и применима  в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.

В случае отсутствия рынка промежуточных продуктов, аналогичных производимым подразделением предприятия, трансфертная цена носит договорной характер. Для установления такой трансфертной цены может быть представлена формула, в которой в качестве базы используется конъюнктурная рыночная цена. В соглашениях между подразделениями может быть использована и прочая информация о затратах, выбранная трансфертная цена может не иметь жесткую связь с себестоимостью или рыночными ценами.[9]

Основным  недостатком данного метода является следующее: договаривающиеся стороны нередко имеют противоположные интересы, что  может стать причиной конфликтов при формировании трансфертных цен. Для того чтобы избежать этого, используют ряд механизмов:

- предоставление продающему подразделению права реализовать продукцию не только внутри, но и за пределами компании;

- предоставление покупающему подразделению права приобретать продукцию не только внутри, но и за пределами компании;

- корпоративный арбитраж.

Эффективность договорного метода ценообразования  зависит от корпоративной культуры и наличия о конъюнктуре рынка. Недостатком метода является возможность нарушения целостности предприятия.

Единого правила при установлении трансфертных цен не существует, однако предприятия  стараются создать такую систему  трансфертного ценообразования, когда  руководители действуют не с позиции своих структурных подразделений, а исходя из стратегических задач предприятия в целом. [1]

 

3.3 Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности

 

По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная  трансфертная цена будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность  объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Выделение отраслевых и территориальных (географических) сегментов бизнеса  и формирование по ним отчетности обусловлено острой потребностью в дополнительной информации, необходимой для принятия управленческих решений как внутренними, так и внешними потребителями.

Важным условием функционирования учета по центрам ответственности  является наличие системы трансфертных цен на предприятии. В отечественной  и зарубежной экономической литературе сложилось относительно единообразное мнение по поводу основных положений по трансфертному ценообразованию, которые следует учитывать при организации учета по центрам ответственности. Взаимосвязь с различными видами центров ответственности можно проследить через трансфертное ценообразование. На практике оно связано с обменом данными с центрами затрат, и с центрами затрат, и с центрами прибыли, и с центрами инвестиций. Итак, трансфертная цена – это цена, используемая для определения стоимости продукции (материалов, полуфабрикатов, готовой продукции) или услуг, передаваемых одним центром ответственности внутри одной организации, а трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации. Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления предприятием. В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: центр ответственности, передающий продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий эту продукцию (услугу) для её последующей переработки и потребления.

Система трансфертного ценообразования  предназначена для выполнения ряда функций:

- обмен информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений по повышению прибыльности самостоятельных структурных подразделений;

- формирование сведений, с помощью которых можно оценивать доходы каждой структурной единицы, целесообразность и эффективность её работы;

- повышение конгруэнтности  стратегических и локальных целей и задач.

Трансфертное ценообразование  предполагает четкое фиксирование факта  приемки-передачи между центрами ответственности  продукции (услуг), что невозможно без  организованной системы учета и отчетности. В её основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности.

В силу своей природы трансфертная цена существенно влияет на отчетные показатели центра ответственности (затраты и выручку) и поэтому сама по себе является важным инструментом оценки или даже предпосылкой оценки деятельности подразделения. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развёрнутую информационную систему объективной оценки эффективности и выявления «узких мест» в деятельности предприятия. Центр ответственности, который передаёт свою продукцию или услугу другому центру ответственности того же предприятия, не может быть верно оценён, если при этом не учитывается метод, использованный подразделением при установлении трансфертной цены. В идеале трансфертная цена должна позволять руководителю центров ответственности принимать решения, оптимальные для организации в целом.

Отчетность  по сегментам должна содержать следующие показатели:

  • объем продаж или иных поступлений (доходов) от основной  деятельности в разрезе операций с внешними контрагентами предприятия и другими сегментами;
  • результат деятельности сегмента;
  • используемые активы сегмента (в абсолютном или относительном выражении по отношению к этому же показателю предприятия в целом);
  • принципы трансфертного ценообразования, применяемы во внутрипроизводственной кооперации между сегментами предприятия. [3]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение необходимо отметить, выбор метода исчисления трансфертных цен зависит  от трех основных факторов:

- к какому типу центров ответственности (центр затрат, центр прибыли, центр инвестиций) принадлежит подразделений, на продукцию (работы, услуги) которого устанавливаются трансфертные цены , а следовательно, какими полномочиями располагает данное подразделение;

- состояние рынка промежуточных продуктов (работ, услуг), аналогичных продукции (работам, услугам), на которые устанавливаются трансфертные цены;

- степени децентрализации организационной структуры предприятия и возможности центра ответственности покупать  (получать) и продавать (передавать) как внутри предприятия, так и на стороне.

К сожалению, о широком применении трансфертных цен в России говорить пока рано, поскольку, прежде всего, должна быть решена проблеме усовершенствования бухгалтерского и управленческого учета. Однако проблема изучения и применения трансфертных цен в России будет все более актуально, особенно в связи с увеличением количества и размеров производственных объединений, с развитием хозяйственной самостоятельности их подразделений и связей с поставщиками, а так же при решении проблемы нахождения оптимального варианта централизации и децентрализации деятельности предприятий.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Вахрушина  М.А. Бухгалтерский управленческий  учет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям -М.:Омега-Л, 2005г.

2. Герасименко  В.В. Ценообразование: Учебное  пособие – М.: ИНФА-М, 2007г.

3.Управленческий  учет: Учебное пособие/ Под ред.  А. Д. Шеремета -М.:ФБК-ПРЕСС, 1999г.

4.Хорнгрен  Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет, 10-е изд./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005г.

5. Войко Д. Трансфертное ценообразование в отношениях между центрами финансовой ответственности// Проблемы теории и практики управления. 2007г. №2  

6. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2005г. 2. Шaш H. Т. Ценообразование: Учебное пособие.

7. Интернет ресурс “Центр креативных технологий”. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://www.inventech.ru/lib/pricing/

8. БИЗНЕС – ЖУРНАЛ, статья - “Ценообразование и методы ценообразования”. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://bizkiev.com/

9. Экономический  журнал Высшей школы экономики 2008. №37 (3)

10. Пашкус В.Ю. Теория трансфертного ценообразования в современной организации: понятия, модели, проблемы. – М.:2005г.

11. Бурцева А.М. Методы трансфертного ценообразования //Российский налоговый курьер 2006г. №1


Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности