Понятия, цели трансфертного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:36, реферат

Описание работы

Изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры.

Файлы: 1 файл

реферат по цене.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди многочисленных средств, используемых для осуществления  более эффективной системы управления производством, особая роль принадлежит  внутрипроизводственным, внутрифирменным, так называемым трансфертным ценам.

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50 – 60-ми годами нынешнего столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной трансфертной ценой. 

Изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия, цели  трансфертного ценообразования.

 

Трансфертная цена определяется как цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных  корпораций, совместных предприятий, между  их подразделениями в разных странах. Трансфертная цена обычно не придается  широкой огласке. В определении  прямо не сказано (хотя подразумевается), что трансфертная цена несколько  отличается от рыночной. Получается, что если бы отличий не было, и все сделки совершались бы по рыночным ценам, то необходимость введения самого понятия трансфертной цены была бы под вопросом.

Трансфертное ценообразование  возникает, когда продукция одного предприятия, входящего в холдинг, потребляется другим предприятием холдинга, и в первую очередь характерно для вертикально интегрированных  холдинговых структур.

Трансфертное ценообразование  должно быть направлено на решение  следующих задач:

1.предоставлять информацию  руководителям предприятий для  принятия обоснованных экономических  решений;

2.обеспечивать согласованность  целей предприятий и группы  в целом;

3.предоставлять предприятиям  автономность в принятии решений;

4.проводить справедливую  оценку деятельности предприятий;

5.целенаправленно перераспределять  часть прибыли между предприятиями;

6.служить целям налоговой оптимизации.

На практике ни одна из трансфертных цен, скорее всего, не сможет в равной степени успешно обеспечить достижение всех указанных выше целей. Поэтому  очень часто имеет место конфликт целей, в результате которого менеджеры  корпоративного центра вынуждены искать компромиссные варианты решения  задач. Например, задача автономности предприятий может вступать в  противоречие с обеспечением согласованности  целей предприятий и группы. Справедливая оценка деятельности предприятий может  противоречить цели перераспределения прибыли. Задачи перераспределения прибыли и налоговой оптимизации могут нарушать автономность предприятий.

Трансфертные цены напрямую влияют на финансовые результаты предприятий. Система трансфертных цен в холдинге определяет типы центров ответственности: является ли предприятие центром  затрат, центром доходов или центром  прибыли. Трансфертные цены влияют на принятие решений «make-or-buy» - производить промежуточный продукт самостоятельно или закупать его на стороне. Промежуточным называют продукт, передаваемый подразделением-производителем подразделению-потребителю.

 

2. Модели трансфертного ценообразования

 

Экономическая интерпретация  проблемы трансфертного ценообразования  была сделана Дж. Хиршлейфером, который рассмотрел независимую от спроса на технологии двухпродуктовую фирму. Задача состояла в нахождении оптимальной трансфертной цены при максимальном выпуске. При помощи классических методов оптимизации ее решением являлось такое значение цены, при котором она равнялась предельным издержкам.

В дальнейшем многие экономисты пытались усовершенствовать данную модель, но все они анализировали  предельные издержки, стремясь максимизировать  прибыль фирмы, и не уделяли внимания автономии подразделений.

В настоящее время исследование проблемы идет по двум приоритетным направлениям: изучение рынка несовершенной конкуренции  и разработка алгоритма определения  трансфертной цены на основе оптимального распределения ресурсов при существующих ограничениях на производительность и  изучение поведения высших менеджеров с целью побуждения менеджеров подразделений  к раскрытию информации. Рассмотрим подробнее данные подходы.

  1. Бухгалтерский подход к трансфертному ценообразованию (согласно

этому подходу трансфертная цена определяется на основе внутрифирменной  информации об издержках).

  1. Бихевиористский подход (трансфертная цена определяется как результат

длительных (но не бесконечных) переговоров).

  1. Организационный подход (трансфертное ценообразование зависит от

стратегии).

 

3. Методы определения трансфертного ценообразования.

Информация о методологии  определения трансфертных цен является строго конфиденциальной.

Практика выработала несколько  методов определения трансфертных цен:

1) Ценообразование на основе рыночных цен. Если для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, то для принятия решений и оценки деятельности предприятий оптимальным является установление трансфертных цен по ценам конкурентного рынка. Финансовые результаты предприятия отражают реальный экономический вклад подразделения в прибыль холдинга. Деятельность предприятия регулируется рынком, и корпоративный центр не оказывает влияния на ее финансовые результаты.      

2)   Ценообразование на основе маржинальных затрат: используется, когда рынок для промежуточного продукта либо не существует, либо является несовершенным, а предприятие-производитель располагает свободными производственными мощностями. Под маржинальными затратами понимаются, как правило, краткосрочные переменные затраты. Данный метод позволяет, согласно экономической теории, максимизировать прибыль холдинга в целом. Однако при этом предприятие, поставляющее продукцию по маржинальным затратам, работает с отрицательным финансовым результатом, равным постоянным расходам. Это негативно сказывается на мотивации сотрудников предприятия. Поэтому на практике этот способ применяется крайне редко.

3)   Ценообразование на основе полных затрат: используется в тех же случаях, что и предыдущий метод, за тем лишь исключением, что в цену включается надбавка, компенсирующая постоянные расходы. Надбавка на покрытие постоянных затрат зависит от объема реализуемой продукции.

4)    Ценообразование на основе подхода «затрат плюс»: используется в тех же случаях, что и ценообразование на основе полных затрат с той разницей, что в цену закладывается надбавка на прибыль, т. е. предприятие работает с заранее определенной рентабельностью. Базой для начисления надбавки могут служить переменные затраты или полные затраты. В первом случае надбавка покрывает постоянные затраты и прибыль, во втором - только прибыль. Наилучшим решением представляется установление надбавки, равной среднеотраслевой рентабельности, при условии, что последняя может быть обоснованно рассчитана.

5)    Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка: предполагает передачу продукции предприятию-потребителю по маржинальным затратам и выплату последним предприятию-производителю фиксированной надбавки.

6)   Ценообразование на основе переговоров. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее приемлемы в ситуациях, когда существует несколько рыночных цен или реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков разные. Данный метод может быть использован при наличии трех условий:

    • предприятие-производитель имеет возможность реализовывать

продукцию на сторону, а предприятие-потребитель  может закупать продукцию на стороне  в неограниченном количестве;

    • предприятия обладают одинаковой переговорной силой;
    • существует разница между реализационными расходами при

продаже товара на внешний  рынок или внутри группы.

Первые два условия  позволяют определить ориентиры  для трансфертных цен, а последнее  необходимо для того, чтобы предприятиям выгоднее было бы сотрудничать друг с  другом, нежели с внешними контрагентами.

7)    Двойное ценообразование заключается в установлении различных цен для предприятия-производителя и предприятия-потребителя. Например, первое может отпускать продукцию по ценам "полные затраты плюс надбавка", второе получать продукцию "по маржинальным затратам". При этом разница списывается на корпоративный центр. На практике двойное ценообразование не получило широкого распространения, основная причина в том, что прибыль группы в целом не равна суммарным прибылям предприятий. Длительное применение двойного ценообразования может привести к ухудшению конкурентоспособности предприятий. Кроме этого, данный метод усложняет консолидацию бухгалтерской отчетности в холдинге, поскольку необходимо постоянно производить элиминирование внутри холдинговых оборотов.

 
4. Международные  методы трансфертного ценообразования

 

В странах-участницах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (США, Австрия, Новая Зеландия, Норвегия, Бельгия, Австрия, Польша,  Германия, Чехия. Израиль, Япония, Великобритания, Франция и т.д.), а также в некоторых других государствах действует иной порядок. Там законодатель обязал налогоплательщиков составлять специальный расчет цены по сделкам, которые могут подпасть под налоговый контроль. На первый взгляд, кажется, что это только усложняет ситуацию. Однако практика говорит об обратном. Как правило, все возникающие разногласия между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросу цены по контролируемым сделкам разрешаются путем переговоров. Арбитражные суды этих стран рассматривают лишь единичные споры по этому поводу.

Основная концепция рекомендаций ОЭСР относительно трансфертного ценообразования  состоит в том, что цены в контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами должны устанавливаться по принципу «вытянутой руки». Однако на практике достичь этого иногда бывает не просто.

В основном трудности связаны  с самим понятием «вытянутой руки». В теории цены, образованные в соответствии с этим принципом, – это цены, которые являются результатом переговоров между двумя не взаимозависимыми сторонами. В реальности же цены, достигнутые в результате переговоров, испытывают влияние различных факторов, которое не всегда поддается измерению.

Например, два покупателя приобретают два идентичных автомобиля в один и тот же день у одного и того же дилера. Один из них платит полную цену в 10 000 долларов, тогда как  другому удается снизить цену, сославшись на условия другого дилера, или благодаря членству в клубе  покупателей, или более умелому  ведению переговоров. И хотя обе  цены различаются между собой, они – результат переговоров в соответствии с принципом «вытянутой руки» между не взаимозависимыми сторонами.

Из приведенного примера  видно, что вряд ли можно однозначно определить цены в соответствии с  принципом «вытянутой руки». Для  решения подобных ситуаций существуют различные методы трансфертного  ценообразования, которые можно  использовать при установлении цен  между взаимозависимыми компаниями.

Согласно Руководству  ОЭСР по трансфертному ценообразованию все методы можно разделить на две группы:

  1. методы, основанные на анализе сделки;
  2. методы, основанные на анализе прибыли.

Здесь стоит обратить внимание на такой важный момент. Большинство  иностранных государств, учитывая рекомендации ОЭСР, отказались от строго установленной  иерархии приоритетности использования  различных методов. Например, в разделе 482 Кодекса внутренних доходов США  прямо закреплен принцип гибкого  подхода к выбору метода. Такая  позиция объясняется тем, что  трансфертному ценообразованию  присуща неопределенность в отношении  выбора наиболее точного метода расчета  цены. Это связано с большим  многообразием фактических данных, отличающих каждую операцию с трансфертными  ценами. Такая неопределенность может  быть снижена благодаря выбору метода ценообразования, который с высокой  степенью вероятности даст надежные результаты.

С учетом этого в нормативных  инструкциях законодательства США  дается объяснение правила наилучшего метода. Наилучшим методом установления трансфертной цены считается метод, который обеспечивает наиболее точное определение результата в соответствии с принципом «вытянутой руки». Налогоплательщик, равно как и налоговый орган, вправе использовать тот метод, который, по их мнению, лучше подходит для конкретной ситуации.

Информация о работе Понятия, цели трансфертного ценообразования