Теоретические основы ценообразования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 22:32, реферат

Описание работы

Главная цель, поставленная в данной дипломной работе – исследование системы и методов ценообразования на торговом предприятии.
Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:
- изучить теоретические основы ценообразования: сущность и особенности ценообразования на предприятиях торговли, функции, виды цен, а также стратегии, принципы и методы их образования;
- проанализировать существующую ценовую политику на конкретном торговом предприятии;
- выбрать наиболее рациональный метод ценообразования и дать ему практическое обоснование.

Файлы: 1 файл

реферат цены.doc.doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 6

Статьи затрат

Расход на 1Гкал

Всего затрат

Сумма

Затраты на 1 Гкал

 
   

Цена

На 1818 Гкал

   

Месячная выработка тепла

         

Расход газа (м3)

165

0,47

300000

141000

7,56

     Расход электроэнергии      (кВт-час)

30

0,773

12000

92760

1,02




Калькуляция на выработку 1 Гкал теплоэнергии

 

          9. Статья «Внепроизводственные расходы». Эта статья включает в себя следующие затраты: заработная плата экспедиторов, грузчиков, которые занимаются непосредственно отгрузкой готовой продукции, стоимость износа и ремонта лотков, в которые кладут продукцию.

Производственная себестоимость и внепроизводственные расходы образуют полную себестоимость. Теперь можно сформировать оптовую цену.

Она состоит из полной себестоимости и прибыли. Оптовая цена плюс НДС - есть свободно-отпускная цена, по которой отпускается продукция на рынок, то  

 

Таблица 5

Удельные нормы потребления электроэнергии, газа, пара для выработки одной тонны продукции

Вырабатываемая продукция

Электроэнергия,

кВт/час

Природный газ, м3

Пар

 
     

тонны

Ккал с коэф. 0,661

Хлебные изделия в т.ч.

 

- хлеб формовой

 

- хлеб подовый

 

20

50

 

75

75

 

1,2

1,6

 

0,793

1,06

Вырабатываемая продукция

Электроэнергия, кВт/час

Природный газ, м3

Пар

 
     

тонны

Ккал с коэф. 0,661

Булочные изделия

Батон и булки

65

850

-

нет

1,6

-

1,06

-

Кондитерские изделия:

- пряники, кексы, печенье

350

2,4

 

1,6

- торт бискв., пирожные

- сухарь панировочный

- сухари - гренки

740

8

30

2,4

-

300

-

-

-

1,6

-

-

Тесто

13

-

-

-

Булки кондитерские

65

 

1,6

1,06




 

есть магазинам. Свободно-отпускная цена плюс торговая наценка плюс налог с продаж - это розничная цена или отпускная для своих магазинов.

Таким образом, оптовая цена 1т пирога «Лакомый» равна 55934 руб.; свободно-отпускная цена с НДС равна 67121 руб. Розничная цена равна 74000 руб. Один пирог «Лакомый» весом 1 кг стоит 74 руб.

          Пирог «Лакомый» - прибыльный.

         Если взять фактическую себестоимость и сравнить с оптовой ценой по калькуляции, то оптовая цена за 1т равна 55934 руб., фактическая себестоимость - 49036 руб. Прибыль равна 6898 руб. (55934 руб. - 49036 руб.) Можно определить рентабельность:

6898 руб. * 100% / 49036 руб. = 13

   Это хороший показатель.

   Так как на предприятии используется всего лишь один метод ценообразования - затратный метод (метод ориентации на издержки), необходимо отметить его плюсы и минусы:

  Плюсы затратного метода: ООО «ЭЛБи-1» имеет всегда больше информации о своих издержках, чем о потребительском спросе. Поэтому данный метод чрезвычайно прост для его использованием специалистами экономического отдела предприятия. Минусы затратного метода: Данный метод не связан с текущим спросом и недостаточно учитывает потребительские свойства производимой и реализуемой продукции.

 Таким образом, определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед ООО «ЭЛБи-1» , как и перед любым предприятием, и  именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. В настоящий момент ООО "ЭЛБи-1" использует затратные методы ценообразования, сущность которых состоит в том, что к издержкам на продукт прибавляют надбавку, соответствующую норме прибыли или желаемому доходу от оборота.

Однако используемые на предприятии затратные методы ценообразования обладают серьезными недостатками, которые могут препятствовать эффективной работе предприятия.

        

Основные из этих недостатков:

  • методы калькулирования косвенных затрат, т.е. отнесения их на

конкретное изделие, являются произвольными, не связанными ни с рыночной эффективностью, ни с технологией производства;

  • обычно в ценообразовании используются не ожидаемые, а текущие

затраты, то есть те, по которым есть информация на предприятии. Между тем такие затраты совсем не обязательно будут в будущем периоде, для которого рассчитываются цены. Отсюда вытекают возможные ошибки в ценообразовании;

  • в затратных методах присутствует привязка к необходимому объему

выпуска, но если не удастся сбыть запланированный объем продукции, и выпуск сократится, то цену придется поднять, перераспределив постоянные затраты на меньшее количество продукции.

   Поскольку проблематично определить объем реализации продукции в будущем периоде, то предприятие рассчитывает затраты на основе текущего фактического либо стандартного среднего объема, то есть некоторой средней степени загрузки мощностей (например, 70%).

  Поэтому в третьей части дипломной работы были предложены рекомендации по совершенствованию механизма ценообразования на предприятии. В частности были показаны преимущества использования рыночных подходов к ценообразованию по сравнению с затратными. Также были даны рекомендации по совершенствованию ценовой тактики ООО "ЭЛБи-1", рассмотрены случаи снижения и роста цен на продукцию предприятия, а также возможные действия фирмы в условиях экономического кризиса.

 

 

   

 3. Совершенствование механизма ценообразования

ООО "ЭЛБи-1"

 

3.1 Выбор рационального  метода ценообразования

 

        Существует множество методов ценообразования на предприятии. Рассчитаем стоимость пирога «Лакомый» различными методами ценообразования, которые не использует ООО «ЭЛБи-1» по данным на 2009 г.

   1. Метод целевой прибыли. На товар устанавливается такая цена, при которой обеспечивается желаемый определенный уровень прибыли, учитывая наличие производственных мощностей. Для этого нужно знать переменные и постоянные издержки. После расчета базовой цены она сравнивается с рыночной.

         Уровень целевой прибыли от реализации i-го товара TPi определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками:

 

TPi=TRi-TCi              (1)

 

где  TPi -уровень целевой прибыли от реализации i-го товара,

          TRi  - валовый доход,

         TCi – валовые издержки.

         TPi =2 229 тыс. руб. - 2167,7 тыс. руб. = 59,3 тыс. руб.

     В свою очередь валовой доход TRi с учетом наличия производственных мощностей, обеспечивающих максимальный выпуск продукции, определяется как:

           TRi=Pi Qimax                    (2)

где   TRi  - валовый доход,

          Pi   - производственные мощности,

          Qimax -максимальный выпуск продукции.

     TRi =74 руб. * 30т= 2 220 тыс. руб.

       Теперь находим расчетную базовую цену i-го товара:

 

         Pi=(TPi+TCi) Qimax               (3)

 

где   Pi  - расчетная базовая цена  i-го товара,

        TPi -уровень целевой прибыли от реализации i-го товара,

        TCi – валовые издержки,

       Qimax -максимальный выпуск продукции.

Pi= (59,3 руб. + 2169,7 тыс. руб.)/30т= 74,3 руб. за 1 кг

           Если Pi<=PMi, то устанавливается рыночная цена. Если же Pi>=PMi, то необходимо учитывать спрос на товар i.

           В нашем случае 74 руб.<74,3 руб., следовательно, необходимо учитывать спрос на товар i.

           В данном подходе также принимается управляющее воздействие на предприятие: производить или нет объем продаж Qi при уровне рыночной цены PMi для данного объема с учетом требуемого уровня прибыли TPi.                        Очевидно, что недостатком данной методики является фиксирование искомого объема производства на уровне максимального для конкретного предприятия. После этого определяется только лишь возможность или не возможность получить необходимый уровень прибыльности с учетом рыночных ограничений по цене для данного объема. В то же время, возможен вариант неполной загрузки производственных мощностей предприятия или распределение их на производство нескольких продуктов.

         Метод рентабельности продаж. При использовании данного метода устанавливается такая цена, которая обеспечивает целевую прибыль на основе рентабельности продаж.

         Уровень целевой рентабельности продаж от реализации i-го вида товара TRCi определяется по формуле:

 

         TRC=(TR-TC)\TR*100%                   (4)

 

где   TRC  - уровень целевой рентабельности продаж от реализации i-го,

         TR   - валовый доход,

         TC – вадловые  издержки.

        TRCi =(2 229 тыс. руб. - 2169,7 тыс. руб.)\2 229 тыс. руб.*100%= 2,6%

      Расчетная базовая цена будет равна: 

 

           Pi=TCi\Qi(1-TRCi\100)                      (5)

 

где     Pi   -расчетная базовая цена  i-го товара,

           TCi – валовые издержки,

          Qi  -выпуск продукции,

         TRCi  - уровень целевой рентабельности продаж от реализации i-го.

Pi=2169,7 тыс. руб.\30 000 кг (1-0,02)= 73,7 руб.

         В данном методе уровень целевой рентабельности задается не абсолютным TPi, а относительным TRCi (%) значением прибыльности, что является удобным при большой номенклатуре продукции.

         Метод прямого определения потребительской стоимости. Суть метода заключается в том, что в процессе анкетирования опрашиваемые распределяют 100 баллов между несколькими аналогичными товарами. Предполагается, что данное распределение отражает соответствующие потребительные стоимости товаров. Кроме того, известна средняя цена i-го товара на рынке Pi, полученная, например, по предыдущему методу.

        Средняя оценка i-го товара j-й фирмы COij (баллы) определяется как

 

СОij= Omij\ni                                    (6)

 

СОij=100\10=10 баллов

Расчетная цена i-го вида товарами фирмы Pij (ден. ед.) определяется по формуле:

 

         Pij= Pi COij qi\100                             (7)

 

где qi - число фирм, выпускающих i-й вид товара,

       Pi - средняя рыночная цена i-го товара.

       Pij =(78*10*11)/ 100 = 85,8 руб.

       Проведенный анализ внутригодовой динамики отпускных цен на пирог «Лакомый» позволил выявить оптимальную цену на данный вид продукции за 2009 г. с точки зрения прибыльности.Она составила 74 руб. за 1 кг. Это и есть та цена, при которой была получена наибольшая прибыль. Но следует отметить, что данная цена является оптимальной только для товара данной группы для определенного ограниченного периода времени (2009 г.), в который не наблюдалось каких-либо изменений.

             В таблице 7 представим данные, полученные при расчетах цен различными методами.

 Таблица 7

Сводная таблица расчета отпускной цены на пирог «Лакомый»

Наименование метода

Отпускная цена, руб.

Метод целевой прибыли

74,3

Метод рентабельности продаж.

73,4

Метод прямого определения потребительской стоимости

85,8


    

          Таким образом, так как на практике определение оптимальной цены задача достаточно сложная, поскольку информация, на основе которой принимается решение, не отличается стабильностью, то и полученные результаты носят ориентировочный, примерный характер. Поэтому при выборе метода ценообразования необходимо ориентироваться на выявленную оптимальную цену. При дальнейшем расчете цен на все виды продукции следует воспользоваться методом прямого определения цены, ориентированным на потребителей, так как  расчетная цена на пирог «Лакомый», полученная этим методом выше оптимальной цены и наиболее близка к ней.

          Далее рассчитаем возможные приросты объемов реализации продукции ООО «ЭЛБи-1» за счет применения предложенного метода. Результаты произведенных расчетов приведены в таблице  8.

           Таблица 8

Прогноз финансовых результатов ООО «ЭЛБи-1» до и после               реализации рыночных методов ценообразования

 

Показатели

Год

Изменение (+;-)

2009

Прогноз

Выручка от продажи данной продукции, тыс. руб.

1234,1

1419,1

185,0

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

1130,7

1281,2

150,5

Валовая прибыль, тыс. руб.

103,4

137,9

34,5

Налог на прибыль, тыс. руб.

24,8

33,1

8,3

Чистая прибыль, тыс. руб.

78,6

104,8

26,2

Информация о работе Теоретические основы ценообразования на предприятии