Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:02, контрольная работа

Описание работы

Методология ценообразования включает в себя два составляющих элемента: методики ценообразования и принципы ценообразования.
Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Выделяют пять основных методов ценообразования, которые применяют в зависимости от целей предприятия и его положения на рынке.

Содержание работы

. Теоретическая часть.
1. Методология ценообразования, ее сущность и составные элементы….3
2. Ценовая и неценовая конкуренция и их содержание……………………7
II. Практическая часть.
1. Задача 1……..………………………………………………………………14
2. Задача 2……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Всероссийский заочный институт

Кафедра финансового  менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Ценообразование"

Вариант № 6.

Исполнитель:

Факультет: финансы  и кредит

Специальность: финансы и кредит

Группа:

№ зачетной книжки:

Руководитель: 

 

Москва-200

Содержание.

I. Теоретическая часть.

1. Методология ценообразования, ее сущность и составные элементы….3

2. Ценовая и неценовая конкуренция и их содержание……………………7

II. Практическая часть.

1. Задача 1……..………………………………………………………………14

2. Задача 2……………………………………………………………………17  

   

 

Методология ценообразования, ее сущность и составные элементы.

Методология ценообразования  – это совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования, определения  и обоснования цен, формирования системы цен, управления ценообразованием. 

Методология едина  для всех уровней установления цен, то есть основные положения и правила  формирования цен не меняются в зависимости  от того, кто и на какой срок устанавливает  цены. Это является необходимой предпосылкой создания  единой системы цен, действующей в экономике конкретной страны. 

Методология ценообразования  включает в себя два составляющих элемента: методики ценообразования  и принципы ценообразования. 

Методики ценообразования - это составные части методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен. Есть, например, методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и др.  На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации, как ту или иную стратегию реализовать на практике.

Существующие  методики различаются в зависимости  от уровней управления, видов цен  и групп продукции. Выделяют пять основных методов ценообразования, которые применяют в зависимости от целей предприятия и его положения на рынке.

1. Договорное  ценообразование по принципу  «средние издержки + прибыль». Данный  метод основывается на начислении   наценки на себестоимость товара. Величина наценки, добавляемая фирмой, может быть стандартной для каждого вида товара и широко дифференцируется в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д. Стандартная наценка  не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренции, а следовательно, определить и оптимальную цену. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, как бы тщательно продавцы ни изучали спрос покупателей и цену конкурентов, но издержки они знают лучше. Поэтому, устанавливая цены на базе издержек, они не обязаны все время пересматривать цены вслед за колебаниями спроса. Во-вторых, признано, что это самый справедливый метод по отношению и к продавцу, и к покупателю. В-третьих, метод уменьшает ценовую конкуренцию, так как все фирмы отрасли рассчитывают цену по одному и тому же принципу: «средние издержки плюс прибыль», поэтому их цены очень близки друг к другу. 

2. Расчет цены на  основе анализа  безубыточности и  обеспечения целевой  прибыли. Данный  метод ценообразования  требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточной работы предприятия и получения целевой прибыли. В основе метода лежит подбор цен с точки зрения обеспечения заданной прибыльности и определение точки безубыточности. Прибыль рассчитывается с учетом всех расходов и отчислений, производимых за ее счет. Для использования этого метода необходимо оценить полные затраты при различных объемах  выпуска товара, оценить предполагаемый в течение планируемого периода объем выпуска товара, а также определить прибыль, необходимую для обеспечения жизнедеятельности предприятия и выплаты всех обязательных платежей. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой цене, но не  меньшее ее количество. Здесь особую важность приобретает ценовая эластичность спроса. Используя этот метод ценообразования, фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие покрыть валовые издержки и получить целевую прибыль. 

  3. Расчет цены на основе ощущаемой ценности товара. Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие. Это один из самых оригинальных методов, применяемый в разных странах. Затратные ориентиры тут отходят на второй план, а чтобы усилить в сознании покупателя ценность товара, продавец использует неценовые меры воздействия: предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, право пользования товарной маркой фирмы в случае перепродажи и.т.д. Цена только подкрепляет ощущаемую ценность товара. 

  4.  Расчет цены на основе  прейскурантов цен. Этот метод применяют при расчете цены на промышленную продукцию. Предполагается, что все покупатели платят одинаковую сумму – по прейскуранту за один и тот же товар.

5. Определение цены  посредством конкурентных  торгов применяется  в случаях борьбы  фирмы за подряды.  За основу цены  принимаются ожидаемые  ценовые предложения  конкурентов. Поскольку предприятие ставит целью заполучить контракт, то оно запрашивает цену ниже, чем другие. Конкурентные торги могут быть закрытыми и договорными. Процедура проведения закрытых торгов предполагает, что они происходят в определенное время и победителем становится участник, который предложит самую низкую на данный момент цену.

Принципы  ценообразования  могут быть реализованы  только на основе разработки и применения соответствующих  методов (методик).

Главными  принципами ценообразования  являются:

1. Научность обоснования цен – необходимость познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов. Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровня издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен. 

  2. Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества.  

3. Принцип непрерывности  процесса ценообразования.  Согласно этому  принципу продукция  на каждом этапе  ее изготовления (от  сырья до готового  изделия) имеет  свою цену. Кроме  того, в реальной  рыночной ситуации  вносятся постоянные изменения в уровень действующих на рынке цен в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. 

4. Принцип единства  процесса ценообразования  и контроля за  соблюдением цен.  Целью контроля  является проверка  правильности применения установленных законодательством принципов и правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий – монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии и некоторых других, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение, т.е тех отраслей по которым осуществляется государственное регулирование цен.  За нарушение установленных государством принципов ценообразования предусматриваются экономические и административные санкции.

Ценовая и неценовая конкуренция  и их содержание.

Конкуренция (позднелат. Concurentia, от concurrere – сталкиваться) – это процесс  сознательного соперничества  между экономическими агентами за наиболее выгодные условия  продажи или покупки  на рынке. 

Конкуренция между фирмами может осуществляться различными методами. Обычно выделяют три основных метода: ценовую, неценовую и конкуренцию путем снижения затрат.

Рыночный  характер экономических  отношений означает свободу выбора для  покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Конкуренция одновременно имеет  и положительные  и отрицательные  стороны.

К числу положительных  сторон можно отнести:

1) она способствует  развитию научно-технического  прогресса, постоянно  заставляя товаропроизводителя  применять лучшие  технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведет к удешевлению  издержек производства, тормозит рост  цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной мере  выравнивает норму  прибыли на капитал  и уровень заработной  платы во всех  отраслях национальной  экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу  определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет  к дифференциации  доходов и создает  условия для их  несправедливого  распределения;

3) ее  следствием может  быть перепроизводство  товаров и не  догрузка мощностей  в периоды производственных  спадов.

Ценовая конкуренция – предполагает продажу товаров или услуг по ценам, более низким, чем у конкурентов, за счет временного уменьшения прибыли. Так ,в целях завоевания или удержания покупателей фирмы могут использовать различного рода скидки по сравнению с прейскурантной ценой для  различных категорий покупателей (например для пенсионеров или студентов) или в зависимости от объема покупок и времени их осуществления (например в  период сезонного «затухания» спроса). Закрепившиеся на рынке крупные фирмы на какое-то время могут вообще отказаться от получения прибыли и в целях блокирования вторжения новых конкурентов устанавливать на свою продукцию так называемые лимитирующие цены, т.е. цены ниже уровня минимальной точки кривой долгосрочных средних издержек потенциального конкурента.

Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или  увеличивая цену. Цены представляют собой  гибкий инструмент – ими можно легко маневрировать под воздействием множества факторов. Ценовую конкуренцию вправе начать не только фирма, занимающая господствующее положение на рынке, но и небольшое предприятие с целью выжить в условиях конкуренции. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель ,который располагает  реальными шансами снижения издержек производства.

Механизм  ценовой конкуренции  действует следующим  образом. Фирма- производитель  устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет «войну цен» и дождется нового повышения цен на продукцию. В этом случае цель «войны» не достигается и фирмам придется смириться с его деятельностью на рынке или снова начинать снижение цен.

«Война  цен» - дело трудное  и в значительной степени разорительное. На выигрыш может  рассчитывать только та фирма, которая  имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся  в примерно равных условиях, то ценовая война не просто расточительна, но и бессмысленна.

В ситуации, когда экономическая  мощь конкурентов  примерно одинакова, оправдано маневрирование ценами. Эта политика состоит в предоставлении покупателям различных скидок, тайном снижении цен на продукцию по сравнению с прейскурантами. Установлении  на товары разного качества одинаковой цены или сближение цен. В результате выигрывает покупатель.

А.Смит считал, что цель предпринимателя  – это получить как можно больше прибыли, и им движет эгоизм. Законы рынка  заставят предпринимателя  выпускать не любые  продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.

«Невидимая  рука» может успешно  действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Механизм конкуренции  заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

А.Смит на примере ценовой  конкуренции убедительно  доказал, что рыночная экономика, не управляемая  коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. В соответствие с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой  промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном  мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых  методов конкурентной борьбы. Это  не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"