Роль органов федерального казначейства в исполнении бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Этим обуславливается актуальность темы исследования.
Предметом исследования является изучение исполнения бюджета органами федерального казначейства.
Для изучения данной темы были рассмотрены:
- задачи органов Федерального Казначейства РФ;
- функции органов Федерального Казначейства РФ;
- структура организации Федерального Казначейства;
- организация исполнения федерального бюджета казначейскими органами.

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.docx

— 61.26 Кб (Скачать файл)

РОЛЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Содержание

 

Введение

Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а также осуществляет управления доходами и расходами федерального бюджета, и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках.

Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений - также бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей.

Федеральное казначейство играет большую роль в организации и осуществления контроля за исполнением бюджета. Представляя интересы государства, органы Федерального Казначейства берут под контроль действия участников процесса исполнения бюджета. Они следят за целевым использованием бюджетных средств, выясняют обоснованность предназначаемых объемов финансирования. Поэтому исполнение бюджета через казначейскую систему, сегодня является важным.

Этим обуславливается актуальность темы исследования.

Предметом исследования является изучение исполнения бюджета органами федерального казначейства.

Для изучения данной темы были рассмотрены:

- задачи органов Федерального Казначейства РФ;

- функции органов Федерального Казначейства РФ;

- структура организации Федерального Казначейства;

- организация исполнения федерального бюджета казначейскими органами.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Теоретическую базу курсового исследования составляют работы отечественных специалистов в области вопросов бюджетной системы, нормативно-правовые источники бюджетного права РФ и электронные ресурсы. 
Глава 1. Теоретические основы казначейского исполнения бюджета

 

    1. Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства

 

Правительство Российской Федерации должно обеспечивать исполнение федерального бюджета и, следовательно, нести ответственность за его исполнением. В тоже время, ЦБ РФ согласно закону о Центральном банке Российской Федерации не имеет права осуществлять кассовое исполнение бюджетов РФ.

Международная практика и практика работы национальной финансовой системы в сложившемся положении приняли решение об организации в Минфине РФ системы федерального казначейства, и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, в качестве первых шагов по установлению контроля Правительства РФ за госфинансами.

Оказание содействия эффективному и целесообразному управлению государственными финансовыми ресурсами является основным предназначением казначейства.

Ежегодно управления Федерального казначейства представляют контрольно-ревизионным управлениям текущую информацию о присутствии на территории субъекта РФ таких организаций, чья деятельность финансируется за счет федерального бюджета или получивших в течение прошедшего года средства из федерального бюджета. Эта информация представляется по состоянию на начало года. На основании запросов контрольно-ревизионных управлений управления Федерального казначейства представляют данные по объему финансирования по перечню предприятий, подлежащих проверке [3]. 

Принципы Бюджетной системы РФ на которых базируется деятельность Федерального казначейства:

-  единства бюджетной системы РФ; 

-  дифференциация доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

-  самостоятельности бюджетов;

-  полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-  сбалансированности бюджета;

-  эффективности и экономности использования бюджетных средств; 

-  совокупного покрытия расходов бюджетов;

-  гласности;

-  достоверности бюджета;

-  адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

    1. Задачи и функции органов федерального казначейства

 

Главными задачами органов Федерального казначейства являются:

- управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы, а также организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, 

- урегулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль поступления и расходования этих фондов;

- реализация краткосрочного прогнозирования количества финансовых ресурсов, и управление ими; 

- сбор, обработка и анализ информации  о состоянии финансов, составление и предоставление соответствующим органам отчета о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ; 

- обслуживание и оперативное управление совместно с ЦБ России и другими уполномоченными банками внутренних и внешних долгов России; 

- составление методик и инструкций по ведению учета операций, находящиеся в компетенции Казначейства;

- разработка бюджетной классификации  и учет операций государственной казны.

Главное управление федерального казначейства Минфина РФ выполняет следующие функции:  

- создание условий для бюджетного и финансового исполнения государственного бюджета;

- финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов, основываясь на принципе единства кассы; 

- организация и управление территориальными органами Федерального казначейства; 

- доставление объема ассигнований из государственного бюджета до территориальных органов Федерального казначейства; 

- вести сводный реестр распорядителей средств государственного бюджета, внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств; 

- распределение дохода между бюджетами различного уровня, в частности, от федерального до бюджетов субъектов РФ;

- передавать отчисления по государственным налогам и доходам в местные бюджеты; 

- управлять доходами и расходами государственного бюджета, и другими денежными ресурсами, которые находятся в подчинения правительства;

- распоряжаться денежными средствами на счетах в банках, за исключением тех средств, которые находятся у государственных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, реализация операций с этими средствами; 

- осуществление взаимных расчетов между бюджетами различных уровней; 

- осуществление: краткосрочного прогнозирования  и кассового планирования средств  государственного бюджета и направления их расходования;

- организация и ведение учета операций по движению средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казначейства;

- организация сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств; 

- осуществление по поручениям  Правительства РФ и Минфина  РФ других операций со средствами, находящимися в ведении Правительства  РФ; 

- организация работы территориальных  органов Казначейства по контролю  за исполнением федерального  бюджета, государственных федеральных  внебюджетных фондов, поступлением  и использованием федеральных  внебюджетных средств; 

- управление и обслуживание  государственного внутреннего и  внешнего долга совместно с  Банком России и другими уполномоченными  банками, организация и осуществление  размещения на возвратной и  платной основе централизованных  финансовых ресурсов, находящихся  в ведении Правительства РФ; 

- организация и ведение операций  по учету государственной казны [2].

 

1.3 Права и обязанности органов Федерального казначейства

В перечень прав, которыми наделены органы федерального казначейства входят: 

-  для зачисления и выдачи средств в ЦБ РФ и его учреждениях, а также в других кредитных организациях органы казначейства могут открывать счета;

-  органы казначейства могут временно замораживать прохождение каких бы то ни было операций по счетам предприятий и банков, которые используют денежные средства внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, если они отказались или не представили соответствующих документов по использованию этих средств органам Казначейства и их должностным лицам; 

-  отдавать распоряжения о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия штрафа в размере ставки рефинансирования ЦБ России; 

- при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета налагать на кредитные организации штраф [6].

1.4 Организационная структура Федерального казначейства РФ

Органы федерального казначейства РФ - это единая централизованная система. Она создана по территориальному принципу и входит состав Минфина РФ. Сама структура органов казначейства в нашей стране имеет три уровня:

1 уровень – Главное управление  Федерального казначейства (ГУФК).  Во главе ГУФКа стоит начальник, который находится в ранге заместителя Министра финансов. ГУФК осуществляет консолидированный учет доходов и расходов бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. В функции ГУФКа входит информировать исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета; управлять деятельностью нижестоящих органов казначейства, получать от них необходимую информацию и выходные отчетные данные о доходах и средствах государственного бюджета, а также обеспечивать исполнение бюджета.

2 уровень – Управление федерального  казначейства (УФК) по административно-территориальным делениям в составе РФ. УФК возглавляет начальником, который назначается и увольняется руководителем ГУФК. УФК должен обеспечить исполнение всех решений о формировании доходов и расходов государственного бюджета, на территории страны через нижестоящие органы казначейства.

3 уровень – Отделения федерального  казначейства по городам, районам  и районам в городах (кроме  городов районного подчинения) (ОФК). ОФК возглавляют начальники, которые назначаются и освобождаются от должности начальником УФК. УФК должны осуществлять формирование доходной части федерального бюджета на территории страны и обеспечивать целевое финансирование расходов по получателям бюджетных средств. УФК должны обеспечить учет операций по движению средств на счетах казначейства и представлять вышестоящим органам казначейства необходимую информацию об исполнении доходов и расходов бюджета по вверенной им территории.

Органы федерального казначейства – это юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти. В своей деятельности они опираются на законодательные и нормативные документы, которые утвержденны Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ или по согласованию с ним.

Также органы Федерального казначейства имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Структура органов федерального казначейства представлена на рис. 1.1


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1 Структура органов федерального казначейства

Отделения Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначенными на должность и освобождаемыми от должности руководителя УФК.

 

 

 

Глава 2. Осуществление Федеральным казначейством управления исполнением федерального бюджета

 

2.1 Лицевые счета органов казначейства  в банках

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации.

Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

Для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, Федеральным казначейством и органами Федерального казначейства открываются следующие виды лицевых счетов:

  • лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (предназначен для отражения операций по доведению и распределению бюджетных данных по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств);
  • лицевой счет бюджета (предназначен для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты) и кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), а также операций, осуществляемых бюджетными учреждениями субъектов РФ (муниципальных образований) со средствами от приносящей доход деятельности);
  • лицевой счет получателя бюджетных средств. Этому виду счета мы хотим уделить особое внимание. На лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются не только операции со средствами федерального бюджета, то есть бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, но и предельные объемы финансирования, полученных получателем бюджетных средств. Этот счет предназначен также для учета следующих операций:

Информация о работе Роль органов федерального казначейства в исполнении бюджета