Проблемы исполнения федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Бюджет, как основная форма осуществления финансовой деятельности государства, имеет первостепенное значение для всех сфер государственной жизни. В ходе осуществления любых государственных функций возникают вопросы: в каком объеме, когда и каким образом будут выделены средства и произойдут необходимые платежи для реализации публичных задач. Федеральный бюджет является крупнейшим по объему и первым по значению бюджетом бюджетной системы Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета непосредственно отражается во всех сферах жизни государства, а также на исполнении иных нижестоящих бюджетов Российской Федерации, доходы которых зависят от правильности исполнения федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

реферат по Бюджетному процессу.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Проблемы исполнения федерального бюджета

 

 

 

Выполнила: студ. 2 курса магистратуры

 юридического  факультета 264 гр.

Мальцева Екатерина

 

 

 

Саратов, 2013

Введение

 

Бюджет, как  основная форма осуществления финансовой деятельности государства, имеет первостепенное значение для всех сфер государственной жизни. В ходе осуществления любых государственных функций возникают вопросы: в каком объеме, когда и каким образом будут выделены средства и произойдут необходимые платежи для реализации публичных задач. Федеральный бюджет является крупнейшим по объему и первым по значению бюджетом бюджетной системы Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета непосредственно отражается во всех сферах жизни государства, а также на исполнении иных нижестоящих бюджетов Российской Федерации, доходы которых зависят от правильности исполнения федерального бюджета.

Любое решение (как правовое, так и неправовое), принятое на стадии исполнения бюджета, влечет за собой конкретную операцию по перечислению денежных средств из бюджета либо в бюджет. Таким образом, правоотношения по исполнению бюджета, характеризуясь публичным методом правового регулирования, вплотную граничат с гражданскими правоотношениями. Именно на стадии исполнения бюджета происходит переход денежных средств из собственности (или, наоборот, в собственность) Российской Федерации.

Исполнение  бюджета является неотъемлемой частью бюджетного процесса, одной из его  стадий, без которой теряют смысл  иные стадии: разработка проекта бюджета, его утверждение и составление  отчета о его исполнении.

В то же время  ни в какой иной стадии бюджетного процесса правовое регулирование не проникает на такую глубину, как при исполнении бюджета.

Еще одной чертой, характеризующей актуальность данной темы, является то обстоятельство, что до последнего времени данное правовое регулирование характеризовалось незавершенностью. Однако в настоящее время значительные изменения в бюджетном законодательстве и принятие новых подзаконных актов позволяют говорить о правовом регулировании исполнения федерального бюджета как о целостной и подчиненной внутренней логике системе.

 

  1. Проблемы исполнения федерального бюджета по доходам

 

Вопрос исполнения федерального бюджета представляется в настоящее время очень актуальным, ведь от того, насколько полно осуществляется сбор доходов в федеральный бюджет, их учет и контроль, а также финансирование бюджетных обязательств, зависит экономическое положение России в мире, уровень социальной защищенности населения страны, экономика самой России.

При банковской системе исполнения бюджетов говорить о полноценном контроле за средствами бюджетов просто не приходится, поскольку в условиях, когда каждый получатель бюджетных средств имеет свой банковский счет, на котором находятся бюджетные средства и с которого он самостоятельно осуществляет текущие и капитальные расходы, у финансовых органов нет даже физической возможности отследить движение бюджетных средств. Что же касается контрольных органов, то они не в состоянии проверить всех получателей на предмет целевого использования бюджетных средств. При этом следует отметить, что в обязанность банков не входит проверка получателей бюджетных средств.

Вследствие  того, что каждая функция учета  и контроля исполнения федерального бюджета оказывается закрепленной за несколькими участниками, возникает  сложная многоуровневая структура, которая не обладает свойствами оперативности, достоверности и полноты при учете и контроле за средствами федерального бюджета. Именно в этих условиях возникает острая потребность во внедрении единой системы, которая бы аккумулировала в себе всю информацию о средствах федерального бюджета и об их движении. Это становится возможным благодаря переходу на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Важным требованием, которое к ней применяется, является централизация бюджетных средств, которая может быть достигнута с внедрением единого счета бюджета, на котором бы учитывались все доходы федерального бюджета, с которого осуществлялись бы санкционированные расходы.

При этом не стоит  недооценивать работу органов федерального казначейства по учету доходов и расходов, приписывая ей исключительно технические функции, не влияющие на развитие государственных финансов. Полнота учета средств возможна только в том случае, когда через сам учетный орган осуществляется движение средств федерального бюджета. Такой порядок должен обеспечить оперативность учета и исключить многоуровневую систему прохождения финансовой информации, ее громоздкость.

Основным признаком  казначейской системы, существенно  отличающимся о той, что существовала ранее, является то, что в основу казначейской системы заложено отражение всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Никакая операция со средствами федерального бюджета невозможна без ее регистрации в бухгалтерском учете федерального казначейства. Этот момент налагает высокую ответственность на органы федерального казначейства, поскольку от своевременности и полноты учета операций с бюджетными средствами зависит выполнение государством финансовых обязательств, что, в свою очередь, влияет на оценку хода исполнения федерального бюджета.

В самом общем  виде исполнение федерального бюджета  по доходам включает:

1. перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального казначейства;

2. распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом регулирующих доходов;

3.  возврат излишне уплаченных доходов;

4. учет доходов федерального бюджета и составление отчетности о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

В ходе исполнения бюджета органы федерального казначейства обязаны выполнить свою наиболее важную функцию: учесть в составе доходов федерального бюджета в полном объеме все средства, поступившие из всех источников, от всех налогоплательщиков, соблюдая при этом порядок отражения по кодам бюджетной классификации.

Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета являются:

 • налогоплательщики  (обеспечивают перечисление налогов  и

 платежей);

 • иные  плательщики (обеспечивают перечисление  неналоговых и прочих доходов в федеральный бюджет);

 • коммерческие  банки и учреждения Центрального  банка РФ (осуществляют безналичные  расчеты между плательщиками  и федеральным бюджетом);

 • органы  федерального казначейства (обеспечивают  получение и учет поступивших  налогов и платежей);

 • территориальные  органы министерства РФ по  налогам и сборам (регулируют  отношения между налогоплательщиками  и федеральным бюджетом по  перечислению налогов, а также  их возврату и зачету);

 • другие  органы.

 

  1. Проблемы исполнения федерального бюджета по расходам

 

Расходы федерального бюджета осуществляются за счет полученных доходов и других привлеченных средств. Для использования доходов предусмотрен специальный механизм: суммы с  транзитных счетов доходов федерального бюджета каждый пятый день зачисляются банком России на лицевой счет Главного управления федерального казначейства Минфина РФ, открытый ему в Банке на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета». С этого счета по распоряжению ГУФК МФ РФ происходит списание средств в пользу территориальных органов федерального казначейства и исполнение федерального бюджета из стадии формирования доходов переходит в стадию исполнения бюджета по расходам.

Главным основанием для расходования средств федерального бюджета служит закон о бюджете  на соответствующий год. Исполнение. расходной части целиком зависит  от исполнения бюджета по доходам  получатели средств федерального бюджета  расположены на территориях, подведомственных органам федерального казначейства. Именно поэтому казначейская система исполнения федерального бюджета должна обеспечить максимально возможное приближение к распорядителю средств и контроль за целевым использованием средств бюджета.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых Процедур санкционирования и финансирования. Процедуры санкционирования необходимы для того, чтобы исключить принятие к финансированию расходы и совершить платежи, не предусмотренные законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета.

В настоящее  время уже можно сделать вывод  о том, что исполнение федерального бюджета через органы федерального казначейства доказало свою эффективность. Распределение регулирующих доходов между бюджетами разного уровня органами федерального казначейства позволило отказаться от неденежных форм исполнения федерального бюджета по доходам, обеспечить полное выполнение бюджетных назначений. Финансирование бюджетополучателей через лицевые счета, открытые в федеральном казначействе, также доказало действенность предварительного и текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств при казначейской системе.

Вместе с  тем, анализ правового обеспечения  казначейской системы исполнения федерального бюджета позволил выявить ряд  проблем, связанных с расхождениями  между положениями Бюджетного кодекса  РФ и действующей практикой, регулируемой подзаконными актами:

• отсутствие в  настоящее время исполнения федерального бюджета через единый казначейский счет (ЕКС), объявленный Бюджетным  кодексом РФ как основной элемент  казначейской системы исполнения федерального бюджета. Реализацию концепции ЕКС  на федеральном уровне намечено осуществить к 2004 году, поэтому на данный момент можно говорить о том, что механизм исполнения федерального бюджета не соответствует действующему законодательству;

 • положения  Бюджетного кодекса РФ о санкционировании  бюджетных расходов, финансировании и расходовании бюджетных средств касаются главным образом ситуации, когда получателем бюджетных средств выступает бюджетное учреждение. Ситуация же, при которой бюджетополучателем выступает иная коммерческая или некоммерческая организация, Кодексом не прописана. На данный момент существуют два механизма финансирования расходов федерального бюджета: через лицевые счета, открытые бюджетным учреждениям в федеральном казначействе к счету по учету средств федерального бюджета, и через расчетные счета, открытые непосредственно получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях;

 • нарушение  сроков разработки и утверждения  бюджетной росписи, лимитов бюджетных  обязательств. В инструкциях и  письмах упоминаются термины  «лимит бюджетного обязательства», «кассовый расход», которых нет в основных нормативных актах.

Кроме того, процедура  санкционирования расходов бюджета  не дает возможности бюджетным учреждениям  получать дополнительное финансирование при перевыполнении доходной части  бюджета (дополнительное финансирование предусмотрено за счет бюджетных источников, и в большинстве случаев такое финансирование вряд ли можно считать бюджетным — ведь расходы фактически оплачиваются физическими и юридическими лицами при обучении, получении медицинской помощи и т.д.)

В бюджетном  законодательстве не урегулирован вопрос о передаче распорядителя или  получателя бюджетных средств на обслуживание в другой орган федерального казначейства. Возможность такой  передачи предусмотрена в Инструкции Минфина РФ о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Минфина РФ счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. Хотя в ней содержатся положения, связанные с переводом бюджетополучателя из одного органа федерального казначейства в другой, но как должен происходить данный переход, кто будет контролировать перевод при смене обслуживающего органа, неясно. Вследствие этого, в процессе перевода могут возникать потери бюджетных средств, невозможность классифицировать их по кодам бюджетной классификации и подобные сложности.

В 1999 году была разработана программа развития казначейства, были выделены средства на эту программу (в частности, на оснащение казначейства современным оборудованием), что должно способствовать повышению привлекательности работы в казначейских органах квалифицированных кадров.

На современном  этапе не налажен порядок взаимодействия налоговых, таможенных и казначейских органов в части исполнения федерального бюджета по доходам. В федеральном  казначействе учет ведется по бюджетной классификации, в налоговых органах – по плательщикам. Нет электронного обмена информацией между этими органами, который необходимо наладить. Кроме того, отчетные формы, представляемые нижестоящим звеном казначейства вышестоящему, постоянно меняются; нет единой инструкции по документообороту, что приводит к большим срокам прохождения информации между звеньями казначейства.

При осуществлении  зачета переплат по одному бюджету  в счет недоимки по другому уровню бюджета, налогоплательщику начисляется пени до тех пор, пока казначейство не сделает по представлению налогового органа зачет переплаты.

Необходимо  создание единого программного обеспечения  между тремя звеньями федерального казначейства. В настоящее время  на каждом уровне бюджетной системы действует своя программа, в большинстве случаев, не взаимодействуя с другими программами.

Информация о работе Проблемы исполнения федерального бюджета