Роль органов федерального казначейства в исполнении бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Этим обуславливается актуальность темы исследования.
Предметом исследования является изучение исполнения бюджета органами федерального казначейства.
Для изучения данной темы были рассмотрены:
- задачи органов Федерального Казначейства РФ;
- функции органов Федерального Казначейства РФ;
- структура организации Федерального Казначейства;
- организация исполнения федерального бюджета казначейскими органами.

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.docx

— 61.26 Кб (Скачать файл)

- для отражения операций по  распределению лимитов бюджетных  обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций  сектора государственного управления  в пределах доведенных лимитов  бюджетных обязательств (при наличии  соответствующих полномочий);

- для учета принятых бюджетных  обязательств и оплаты денежных  обязательств, осуществления операций  за счет средств бюджета (в  том числе в пределах источника  дополнительного бюджетного финансирования  – то есть средства от аренды);

- для отражения сметы доходов  и расходов по приносящей доход  деятельности, принятия обязательств  за счет средств от приносящей  доход деятельности и осуществления  операций со средствами от  приносящей доход деятельности;

  • лицевой счет администратора доходов бюджета (предназначен для отражения операций по администрированию поступлений в бюджет);
  • лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения (предназначен для отражения операций со средствами, поступающими в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, а также иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации во временное распоряжение получателя средств федерального бюджета, а также подразделения исполнительного производства);
  • лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) (предназначен для отражения операций по доведению и распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета);
  • лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) (предназначен для отражения операций по доведению и распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета);
  • лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (предназначен для учета бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, а также для отражения операций по привлечению и погашению источников внутреннего финансирования дефицита бюджета);
  • лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (предназначен для учета бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внешнего финансирования дефицита бюджета, а также для отражения операций по привлечению и погашению источников внешнего финансирования дефицита бюджета);
  • лицевой счет иного получателя бюджетных средств (предназначен для учета бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, полученных иным получателем бюджетных средств, а также для отражения операций по перечислению (возврату) средств федерального бюджета на счет иного получателя бюджетных средств, открытый ему в банке);
  • лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (предназначен для отражения операций в соответствии с переданными полномочиями получателя бюджетных средств) [9].

 

 

 

 

2.2 Порядок исполнения федерального бюджета по доходам

Источники поступления налогов, платежей и других видов неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и федеральный, - отчисления юридических и физических лиц, которые выступают налогоплательщиками.

Законом о бюджете на соответствующий год за каждым уровнем бюджета закрепляются налоги, полностью перечисляемые в доход федерального или регионального бюджета, - это т.н. закрепленные налоги. Кроме того, определяется перечень налогов, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов – это регулирующие налоги. Получатели закрепленных и регулирующих налогов – органы федерального казначейства на территории. Каждый налогоплательщик должен перечислять налоги и платежи тому органу казначейства, с которым работает территориальный орган государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей самого налогоплательщика. Это связано с тем, что органы федерального казначейства решают все вопросы по учету, возврату и перезачету налогов по уровням бюджетов с соответствующим территориальным органом налоговой инспекции [5].

Таким образом, участники процесса формирования доходной части федерального бюджета:

-налогоплательщики – обеспечивают  перечисление налогов и платежей;

-коммерческие банки и учреждения  Центрального банка РФ – осуществляют  безналичные расчеты между плательщиком  и получателем средств;

-органы федерального казначейства  – обеспечивают получение и  учет поступивших налогов и  платежей;

-органы государственной налоговой  инспекции – регулируют отношения  между плательщиком и получателем  по возврату и зачету налогов  и платежей из федерального  бюджета.

Все участники процесса имеют свои права и обязанности по отношению к бюджету. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме перечислить налоги и платежи в доход бюджета, представив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. Налогоплательщики имеют право обратиться в органы налоговой инспекции с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.

Коммерческие банки или учреждения Центрального банка РФ независимо от состояния расчетного счета плательщика и корреспондентского счета самого банка должны принять платежные документы к исполнению. Банки имеют право не принять расчетно-платежные документы в случае ненадлежащего их оформления. Банки обязаны соблюдать сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Списание средств с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские счета банков-получателей осуществляется учреждениями Центрального банка РФ. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов федерального казначейства [2].

Как было сказано выше, получатели доходов федерального бюджета и регулирующих налогов на территории органы федерального казначейства, которым открыты лицевые счета в банках. Закрепленные налоги зачисляются на лицевые счета территориальных ОФК балансового счета № 40102 «Доходы федерального бюджета», регулирующие налоги – на лицевые счета балансового счета № 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства».

Каждый налогоплательщик может узнать реквизиты органа казначейства для зачисления налогов и платежей в территориальном органе налоговой инспекции по месту регистрации, в банке или непосредственно в ОФК.

Зачисление доходов на лицевые счета органа федерального казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных документов к ней. Задача казначейства состоит в учете всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитывается вид и сумма налога. Все виды налогов, платежей и иных неналоговых поступлений систематизированы и имеют код в соответствии с Бюджетной классификацией РФ. Согласно коду, присвоенному налогу или платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет. Регулирующие налоги учитываются отдельно, т.к. требуют распределения. Распределение регулирующих налогов строго регламентировано законом о бюджете на соответствующий год. Например, в 1997 финансовом году, распределяемыми налогами являлись:

-налог на добавленную стоимость;

-специальный налог, уплаченный  за прошлый период;

-подоходный налог с физических  лиц, уплаченный за прошлый период.

Если органы казначейства исполняют кроме федерального еще бюджет субъекта РФ или местный бюджет, то перечень распределяемых налогов может быть расширен. Все поступившие налоги должны быть распределены согласно утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты соответствующего уровня. Орган федерального казначейства готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает само казначейство, а получателем – финансовый орган от лица исполняемого бюджета или казначейство от лица федерального бюджета.

Следует отметить, что органы казначейства при исполнении бюджета по регулирующим налогам являются плательщиком и получателем средств одновременно, отличаются лишь лицевые счета: сумма списывается с лицевого счета балансового счета № 40101, а зачисляется на лицевой счет балансового счета № 40102. Однако органы казначейства не могут осуществить эту операцию по внутреннему бухгалтерскому учету, т.к. исполнение федерального бюджета осуществляется на счетах казначейства в банках. Органы казначейства обязаны представить платежные поручения на перечисление средств по уровням бюджетов не позднее дня, следующего за днем получения выписки банка на зачисление регулирующих налогов [4].

Банк принимает платежные поручения органа казначейства и осуществляет списание средств в пределах остатка по лицевому счету. Поступления регулирующих налогов не равномерны по дням месяца, кроме того, в установленном порядке осуществляются возвраты ранее зачисленных сумм, поэтому возникают ситуации, когда по отдельным видам налогов образуется отрицательное сальдо. Однако в целом по лицевому счету такой ситуации быть не может.

Сумма поступивших налогов и платежей на территории не всегда пропорциональна количеству платежных документов. Размер доходов зависит главным образом от объемов финансово-хозяйственной деятельности предприятий-налогоплательщиков. По территориям субъектов Российской Федерации доходы собираются неравномерно, и их количество зависит от уровня научно-производственного потенциала региона. Несмотря на то, что сеть предприятий малого и среднего бизнеса на территориях уже достаточно многочисленна, их доля в доходной части федерального бюджета составляет чуть более 10%. Основной источник доходов федерального бюджета – поступления от крупных и средних промышленных предприятий. Этот момент принципиален при понимания процесса исполнения федерального бюджета по расходам, когда доходов, собранных на территории, недостаточно для финансирования всех бюджетополучателей.

Еще одна обязанность органов федерального казначейства при исполнении федерального бюджета по доходам – подготовка и передача территориальной налоговой инспекции сводного реестра поступлений доходов по закрепленным и регулирующим налогам. Реестр заполняется по форме и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета [1].

Государственные налоговые инспекции (ГНИ) учитывают правильность и своевременность уплаты по видам налогов по каждому налогоплательщику. В случае переплаты одного вида налога и недоимки по другим или при переплате по всем видам налогов ГНИ уполномочены принять решение о зачете или возврате сумм налогов, для чего оформляется заключение, которое передается для исполнения органу федерального казначейства. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке чек на возврат или зачет налога. Операции по возврату и зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Возврат налога физическому лицу осуществляется путем оформления денежного чека на имя физического лица и получения им наличных денежных средств в банке, где открыт лицевой счет доходов органа федерального казначейства. Все операции по возврату и зачету осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке по лицевому счету.

Территориальные органы федерального казначейства ежедневно отчитываются перед вышестоящим органом казначейства о суммах, поступивших в федеральный бюджет, и один раз в пять дней – о суммах, поступивших на счет распределяемых налогов. Порядок и сроки отчетности определяет вышестоящий орган федерального казначейства. Кроме того, осуществляется учет доходов нарастающим итогом и представляется в установленном порядке месячная, квартальная и годовая отчетность. Доходы, собранные на территории, с лицевых счетов отделений федерального казначейства в установленном порядке поступают на лицевой счет управления федерального казначейства, открытый на балансовом счете № 40103 «Доходы федерального бюджета, предназначенные для финансирования расходов».

Управлениям федерального казначейства (УФК) дано право за счет доходов, собранных на территории, осуществлять финансирование расходов. Порядок финансирования определен совместно Министерством финансов РФ, Госналогслужбой РФ и Центральным банком РФ. Для этого управлениям федерального казначейства открыты лицевые счета на балансовом счете № 40103 «Доходы федерального бюджета, предназначенные для финансирования расходов». Средства на этом счете не могут накапливаться и оставаться постоянно. Как уже отмечалось выше, поступления доходов в федеральный бюджет неравномерны не только по времени поступления, но и по территориям. Именно по этому исполнение федерального бюджета должно осуществляться по принципу единства кассы. Это значит, что доходы должны зачисляться на единый счет Главного управления федерального казначейства и расходоваться по назначению на всем бюджетном пространстве Российской Федерации.

Предусмотрен следующий механизм использования доходов: Центральный банк РФ зачисляет на счет Главного управления федерального казначейства суммы с транзитных счетов доходов федерального бюджета каждые пять дней – на 3-е, 8-е, 13-е, 18-е, 23-е, 28-е число каждого месяца и отчитывается по установленной форме (ф. 746). Территориальные органы федерального казначейства отчитываются и с их счетов списываются суммы также один раз в пять дней – на 5-е, 10-е, 15-е, 20-е, 25-е, 30-е число каждого месяца. Таким образом, на финансирование расходов на территории предназначаются суммы доходов, поступившие между отчетными датами банка и казначейства. Каждое управление федерального казначейства рассчитывает сумму, которую можно перечислить на финансирование расходов по определенной форме.

УФК готовит платежное поручение и вместе с формой расчета представляет его в учреждение Центрального банка РФ, где после проверки и согласования осуществляется списание средств с лицевого счета УФК на балансовом счете № 40103 и зачисление на лицевой счет УФК на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета». Таким образом, исполнение федерального бюджета органами федерального казначейства по доходам переходит в следующую стадию – исполнение федерального бюджета по расходам [8].

Информация о работе Роль органов федерального казначейства в исполнении бюджета