Роль казначейства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в реализации бюджетной политики России определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · рассмотреть этапы становления деятельности Федерального казначейства; · исследовать сущность и функции Федерального казначейства;
· рассмотреть организационно - правовые основы казначейской системы исполнения бюджета; · выявить роль Федерального казначейства в системе финансовых органов России; · проанализировать состояние и перспективы совершенствования Федерального казначейства в управлении бюджетным процессом.

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность  функционирования которого оказывает  непосредственное влияние на качество экономического роста и на уровень  общественного благосостояния. Именно этим фактом объясняется столь серьезное внимание, которое в последнее время стало уделяться вопросам бюджетного устройства и бюджетного процесса. И очень важную роль играет в этом Федеральное казначейство.

Система органов федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее, как отмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы.

На счетах казначейства собирается вся информация о денежных потоках. Центральный банк ежедневно информирует о суммах поступивших, на счета казначейства. Министерства и ведомства, в пределах назначений, определенных Законом о бюджете, должны знать, сколько у них денег, какие суммы они могут дать, когда и кому, а также иметь возможность прогнозировать, сколько доходов они получат. Знать когда эти доходы станут доступными для расходов, так как объем расходов бюджета напрямую зависит от поступивших доходов. Основным поставщиком этой информации является Федеральное казначейство.

Основное предназначение казначейской системы - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить с отменой системы отсрочек, различных форм зачетов, а также с введением единой классификации доходов всеми участниками бюджетного процесса и с повышением качественного уровня используемых информационных технологий в системе казначейства.

Ещё одно немаловажное предназначение казначейства как государственного института - это обеспечение точного учета государственных финансов, что очень важно для регулирования денежных потоков в стране.

Одна из основных задач  Федерального казначейства - обеспечить нормальное функционирование единого  счета бюджета, лицевых счетов бюджетополучателей, нормальную транспортную систему для доведения до каждого участника бюджетного процесса распоряжений главного распорядителя средств (относительно лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования - это всего лишь административные решения, административные ограничения на деятельность тех или иных учреждений). И, в конечном счете, это позволяет через систему регистраций операций представлять информацию об исполнении бюджета.

Федеральное казначейство представляет политикам достоверную  информацию о состоянии дел с исполнением бюджета, подталкивает их к движению в направлении бюджетных реформ.

Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в реализации бюджетной политики России определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть этапы  становления деятельности Федерального казначейства;

· исследовать сущность и функции Федерального казначейства;

· рассмотреть организационно - правовые основы казначейской системы исполнения бюджета;

· выявить роль Федерального казначейства в системе финансовых органов России;

· проанализировать состояние  и перспективы совершенствования  Федерального казначейства в управлении бюджетным процессом.

Предмет данной курсовой работы – бюджетная политика в части исполнения доходной и расходной части бюджетов различных уровней органами федерального казначейства.

Объект курсовой работы - Федеральное казначейство Российской Федерации.

Несмотря на то, что казначейская система уже миновала стадию становления, и является достаточно эффективно работающим механизмом, отдельные элементы казначейской системы исполнения бюджета постоянно совершенствуются, это и обуславливает актуальность выбранной темы.

 

1 Роль казначейства в бюджетной системе России.

 

1.1 История  развития казначейской системы  России

 

Казначейская система  России сегодня - это система, которая оказывает услуги участникам бюджетного процесса, проводит платежи сектора государственного управления. Ее основной задачей является обеспечение нормального функционирования единого счета бюджета и лицевых счетов бюджетополучателей. Казначейскую систему сегодня можно назвать транспортной системой для доведения до каждого участника бюджетного процесса распоряжений главного распорядителя средств (относительно лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования). И, наконец, это система, которая позволяет через свою систему регистрации операций представлять информацию об исполнении бюджета.

В СССР до перестройки эти функции выполнял Госбанк СССР в соответствии с Инструкцией № 27 о кассовом исполнении бюджета СССР и входящих в него республик. В ней было определено, что Госбанк регистрирует операции по поступлению средств, распределяет доходы по уровням бюджетов, по нормативам, установленным законом, и дает информацию об исполнении бюджетов по символам (сейчас – это коды бюджетной классификации) нарастающим итогом. Фактически эти функции, которые выполняли раньше расчетно-кассовые центры Госбанка СССР в части кассового обслуживания счетов бюджетов, выполняет в настоящее время система федерального казначейства с добавлением ряда вопросов, связанных с доведением до участников бюджетного процесса административных решений собственника (прежде всего, это лимиты бюджетных обязательств). Строгость бюджетной системы, закона о бюджете, закона о бюджетной классификации в этот период нивелировалась необязательностью их исполнения. Деньги переводились на счет бюджетного учреждения в банке, дальше бюджетное учреждение свободно и фактически бесконтрольно ими распоряжалось в отсутствии предварительного и текущего контроля. 

Достоверная информация о  том, что происходило на самом  деле (насколько несовершенна была эта система, насколько она была жесткой и неэффективной) в законодательные органы власти фактически не поступала. В результате все это приводило к тому, что учреждение или не могло выполнять свои функции, или сдерживало инициативу (если это учреждение активно занималось на рынке предоставлением услуг). Бюджетная классификация, в свою очередь, порождала массу противоречий. 

Федеральное казначейство на этапе своего становления выполнило  возложенные на него функции органа, отвечающего за исполнение бюджета, и предоставило органам законодательной  и исполнительной власти достоверную информацию о состоянии дел с исполнением бюджета, тем самым, приблизив их к пониманию необходимости бюджетных реформ.

Экономику СССР в период 1980-1990-х характеризовал системный кризис, в рамках которого проявились: структурный, бюджетный, финансовый, платежный, банковский кризисы. Кризис охватил все сферы финансов, а по глубине своего проявления он особенно болезненно проявился в бюджетной сфере. Именно бюджетный кризис стал основным фактором и компонентом финансового кризиса. Хроническая проблема недобора налогов и дефицита федерального бюджета особенно обострилась во второй половине 90-х гг. Покрытие дефицита краткосрочными налоговыми обязательствами государства, которые оседали либо в отечественных банках, либо у иностранных держателей, создало долговую пирамиду. В реальном секторе экономики наблюдался резкий спад производства, который, в свою очередь, привел к значительному снижению налоговых поступлений в бюджетную систему.

Наблюдалась тенденция неуправляемости  и бесконтрольности сферы финансовых отношений. Основной фактор проявления непрозрачности и плохой управляемости бюджетных потоков - бесконтрольное использование государственных денежных средств и разрастание теневого сектора экономики, - стал реальной угрозой безопасности государства. По оценкам правоохранительных органов, ежемесячно из России незаконно «утекало» от 1,5 до 3 млрд. дол.[15, (24)]. Для России бегство отечественных капиталов (в виде прироста остатков средств на корреспондентских счетах в банках за границей, кредитования оффшорных банков и фирм, невозвращения экспортной выручки, завышения платежей по импорту) имело разрушительные последствия.

Одновременно платежный  баланс России сильно пострадал от падения мировых цен на нефть, алюминий, стальной прокат и некоторые  другие экспортные товары.

В таких условиях ЦБ РФ отказался  от поддержания стабильности курса рубля, перешел к свободному «рыночному плаванию», что привело к девальвации рубля к концу 1998 г. почти в 4 раза.

Таким образом, трансформационный  переход России к экономике рыночного типа осуществлялся преимущественно методом «проб и ошибок». Произвол в формировании государственного бюджета административно-командными методами в сочетании с бесконтрольностью его распределения и использования, правовой вакуум, породивший не только мощную теневую экономику, но и стремительное разрастание коррупции, привели к полной неуправляемости бюджетных потоков и форм их движения в рамках бюджетов различного уровня бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Именно в этот период отчетливо проявилась необходимость реформирования экономики, ее финансов.

Вопросы бюджетной политики государства в это время были в центре внимания общества (населения, политиков, органов власти), т.к. в  любой стране бюджет - это форма  выражения существа государственной власти, а процесс его исполнения наглядно демонстрирует ее настоящий характер.

К середине 1992 г. страна пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под  контроля Правительства РФ. Задержки в перечислении налогов и сборов на счета Министерства финансов РФ, а также в представлении отчетности о них были нормой в работе многих банков, включая Центральный банк РФ (Банк России). Последний, в свою очередь, практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне за доходностью стали переводить свои счета в коммерческие банки.

Именно с 1992 года начинается современный этап развития органов  Федерального Казначейства. Именно тогда  возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно и исполнять, и контролировать федеральный бюджет, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. По мнению специалистов, цель создания органов казначейства - обеспечить бесперебойным финансированием бюджетную сферу и государственный контроль исполнения бюджета. В 1992 году был издан Указ Президента РФ от 08.12.1992г. № 1556 «О Федеральном казначействе». Органы федерального казначейства наделялись следующими функциями:

- организация  исполнения бюджета;

- управление  средствами на счетах органов  казначейства;

- сбор, обработка  и анализ информации о состоянии  государственных финансов;

- осуществление  краткосрочного прогнозирования  объема государственных финансов;

-контроль за  исполнением бюджета.

Решение о выделении Федерального казначейства из состава Министерства финансов Российской Федерации в отдельную федеральную службу было принято в 2004 г. в ходе проводимой административной реформы. В это время продолжалось исполнение федерального бюджета 2004г., и органы Казначейства несли ответственность за соблюдение установленных процедур исполнения федерального бюджета. Поэтому Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было предусмотрено, что в новом качестве система федерального казначейства начнет функционировать с 1.01.2005. Это позволило спокойно завершить исполнение бюджета 2004 г. и подготовиться к работе в новых условиях.

Административной  реформой предусмотрено, в частности, четкое разделение правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных и обслуживающих функций между вновь создаваемыми органами исполнительной власти. Поэтому ряд функций, которые ранее выполняло Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ, были переданы новому федеральному органу исполнительной власти - Федеральному казначейству.

Эти изменения  потребовали пересмотра большого количества нормативных актов и, в первую очередь, Бюджетного кодекса РФ. В  декабре 2004 г. в Бюджетный кодекс были внесены принципиальные изменения относительно полномочий Минфина РФ и Федерального казначейства. 

Важной составляющей бюджетной реформы в Российской Федерации явилось становление  казначейской системы. Развитие казначейского  исполнения бюджета невозможно без  организации системы, создающей условия к оптимальному управлению наличностью.

Результатом работы Минфина и Федерального казначейства в течение последних лет стала  действительная реализация принципа «единства  кассы».

Сегодня на повестке дня - задача создания системы, создающей условия к оптимальному управлению финансовыми ресурсами государства. Ее выполнению способствует принятая Правительством и реализуемая казначейством концепция Единого счета казначейства (ЕКС).

Сложность реализации ЕКС связана с территориальными масштабами России (наличием 11-ти часовых поясов), большим количеством участников бюджетного процесса (свыше 70 тыс.) и ограниченными возможностями платежной системы Банка России. Тем не менее, несмотря на все эти сложности, Концепция ЕКС с момента ее утверждения (январь, 2000 г.) внедряется быстрыми темпами.

Функционирование  системы органов федерального казначейства в условиях использования ЕКС  является качественно новой технологией  исполнения федерального бюджета, в  которой принципиальными являются следующие моменты:

- централизация  доходов и средств федерального  бюджета на ЕКС, открытым в  ЦБ РФ;

- централизация  операций по учету доходов  бюджетов разных уровней на  одном счете, открытом УФК,  распределение их между разными  уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

- ежедневное  отражение в Главной книге  федерального казначейства операций  по доходам и расходам федерального  бюджета, произведенным на уровне  УФК.

В настоящее  время продолжается работа по внедрению  в практику новейших технологий. Федеральное казначейство вместе с Департаментом информационных технологий Министерства финансов РФ вводят порядок, позволяющий в ежедневном режиме отслеживать не только суммы собранных по территории всей России доходов, но и информацию о том, в результате уплаты каких налогов и сборов эти суммы получены.

Информация о работе Роль казначейства