Роль казначейства в исполнении бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ организации работы органа Федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Бюджет и его исполнение. 6
1.1.Бюджет и бюджетная система РФ. 6
1.2. Бюджетный процесс. Казначейское исполнение бюджета. 11
1.3. Роль казначейства в исполнении бюджетов. 22
Глава 2. Анализ исполнения бюджета Нижегородской области. 26
2.1. Анализ исполнения консолидированного бюджета за 26
январь – сентябрь 2010 года. 26
2.1.1. Доходы консолидированного бюджета. 29
2.1.2. Расходы консолидированного бюджета. 33
2.2. Анализ областного бюджета за январь-сентябрь 2010 года. 36
2.3. Бюджеты муниципальных районов и городских округов. 41
Глава 3. Пути совершенствования казначейской системы. 49
3.1. Бюджетная политика в 2010-2013 годах. 49
3.2. Стратегия Казначейства России на 2010-2015 годы. 53
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Файлы: 1 файл

Роль казначейства в исполнении бюджетов.docx

— 232.80 Кб (Скачать файл)

На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди  которых районные, городские, поселковые и сельские.

На рисунке 2 показана структура бюджетной системы РФ без государственных внебюджетных фондов.

 



 


 





 



 

Рис. 2. Бюджетная система РФ без государственных внебюджетных фондов.

 

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной  системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя  все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие  от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ (Таблица 1).

 

 

 

Таблица 1. Консолидированный бюджет РФ.

 

Консолидированный бюджет

в том числе

федеральный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. руб.

в процентах к ВВП

млрд. руб.

в процентах к ВВП

млрд. руб.

в процентах к ВВП

 

 

2007

Доходы - всего

10625,8

39,5

6278,9

23,3

3797,3

14,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

налоговые доходы

8046,4

30

3879,6

14,5

2729

10,3

неналоговые доходы

2883,1

10,8

2573,1

9,6

911,5

3,4

Расходы - всего

8375,2

31,1

4284,8

15,9

3657,7

13,6

Профицит

2250,6

8,4

1994,1

7,4

139,6

0,5

 

 

2008

Доходы - всего

13368,3

40,5

7781,1

23,6

4828,5

14,6

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

налоговые доходы

10566,2

31,9

5005,2

15

3589,7

10,7

неналоговые доходы

3156,4

9,6

2972,2

9

1029,4

3,2

Расходы – всего

11378,6

34,5

5986,6

18,1

4790,5

14,5

Дефицит ( - ), профицит

1989,7

6

1794,6

5,4

38

0,1


 

 

 

1.2. Бюджетный процесс.  Казначейское исполнение бюджета.

 

Выполнение органами власти возложенных на них функций связано  в первую очередь с наличием у  государства финансовых средств, которые концентрируются в составе бюджетов. Процесс мобилизации денежных средств в бюджеты и последующее их использование приводят к возникновению финансовых отношений между органами власти и налогоплательщиками, с одной стороны, и между органами власти различных уровней бюджетной системы, с другой стороны. Управление процессами мобилизации денежных средств в бюджеты и их распределения между бюджетами и внутри бюджетов осуществляется посредством выполнения органами власти ряда мероприятий в виде планирования, прогнозирования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также осуществления контроля за выполнением этих мероприятий.

Таким образом, бюджетный  процесс – это процесс составления  проекта бюджета, его рассмотрение, утверждение и исполнение.

Бюджетный процесс проходит 4 стадии:

  1. Составление проекта бюджета;
  2. Рассмотрение проекта бюджета, утверждение;
  3. Исполнение проекта бюджета;
  4. Составление отчетности об исполнении бюджета.

Составлению проекта бюджета  предшествует разработка прогнозов  социально-экономического РФ, а также  подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проекта  бюджета. Проект федерального бюджета  составляется и утверждается сроком на 3 года. Составление проекта бюджета  – исключительно в компетенции  Правительства РФ, высших органов  исполнительной власти субъектов РФ и местных муниципальных образований.

Проект бюджета на очередной  финансовый год вносится на рассмотрение Государственной Думой до 24 часов 26 августа. Одновременно он представляется Президенту РФ.

Госдума рассматривает проект бюджета в 3 чтениях.

В первом чтении Госдума рассматривает  проект бюджета в течение 30 дней со дня его внесения в Госдуму. Предметом рассмотрения являются общие  данные проекта.

Во втором чтении Госдума рассматривает проект в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Здесь происходит детальное рассмотрение проекта.

В третьем чтении проект рассматривается  Госдумой в течение 15 дней со дня  его принятия во втором чтении. Проект выносится на голосование в целом. Принятый  Госдумой проект передается на рассмотрение в Совет Федерации. Одобренный Советом Федерации проект федерального бюджета передается на подписание Президенту РФ.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном  порядке. Исполнение федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местного бюджета осуществляется соответственно Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования.

В  РФ установлена система  казначейского исполнения бюджетов. При ней регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

На органы исполнительной власти возлагается организация  исполнения бюджетов, управления счетами  бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами  всех распорядителей и получателей  бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств  от имени и по поручению бюджетных  учреждений.

Главный распорядитель бюджетных  средств (министерства, ведомства) – орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом (правовым актом) о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом (правовым актом), по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении.

 Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или структурное подразделение администрации субъекта Федерации, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных  средств – распорядитель бюджетных средств, в рамках финансирования по собственной смете, бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Казначейство – орган  исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. К полномочиям казначейства относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений.

К числу задач, решаемых органами казначейства, относятся:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
  • регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;
  • управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;
  • разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

В РФ органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов РФ. Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Система органов казначейства в РФ создана по территориальному принципу и включает три уровня:

  1. Главное управление Федерального казначейства. Осуществляет свою деятельность на федеральном уровне. Его главной задачей является сводный учет доходов и расходов федерального бюджета, управление бюджетными средствами на счетах казначейства, а также информирование высших органов власти о ходе исполнения федерального бюджета. Главное управление Федерального казначейства руководит работой нижестоящих подразделений, обеспечивает исполнение ими принятого закона о бюджете и получает от них оперативную информацию о ходе выполнения доходной и расходной части бюджета. Возглавляет его начальник в ранге заместителя министра финансов.
  2. Управления Федерального казначейства по субъектам РФ;
  3. Отделения Федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджета на соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполнения федерального бюджета на данной территории.

Все органы Федерального казначейства являются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона о бюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают.

Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям.

Все операции и средства бюджета  отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено.

Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его  доходной части в соответствии с  утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

  • налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи;
  • учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;
  • органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;
  • налоговые органы, ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченных налогов.

Информация о работе Роль казначейства в исполнении бюджетов