Роль казначейства в исполнении бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ организации работы органа Федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Бюджет и его исполнение. 6
1.1.Бюджет и бюджетная система РФ. 6
1.2. Бюджетный процесс. Казначейское исполнение бюджета. 11
1.3. Роль казначейства в исполнении бюджетов. 22
Глава 2. Анализ исполнения бюджета Нижегородской области. 26
2.1. Анализ исполнения консолидированного бюджета за 26
январь – сентябрь 2010 года. 26
2.1.1. Доходы консолидированного бюджета. 29
2.1.2. Расходы консолидированного бюджета. 33
2.2. Анализ областного бюджета за январь-сентябрь 2010 года. 36
2.3. Бюджеты муниципальных районов и городских округов. 41
Глава 3. Пути совершенствования казначейской системы. 49
3.1. Бюджетная политика в 2010-2013 годах. 49
3.2. Стратегия Казначейства России на 2010-2015 годы. 53
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Файлы: 1 файл

Роль казначейства в исполнении бюджетов.docx

— 232.80 Кб (Скачать файл)
  1. субсидии – 6 827,3 млн. рублей (70,5% к плану на год), всего предоставлено 33 вида субсидий, в том числе основные:
  • субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярный период – 260,8 млн.рублей (100% к уточненному годовому плану);
  • субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов – 1 801 млн. рублей (100,0% к уточненному годовому плану);
  • субсидии на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства  в рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2010 год" бюджетов – 3 148,6 млн.рублей (73%).

В целях  обеспечения стабильного исполнения местных бюджетов за 9 месяцев 2010 года из областного бюджета оказана дополнительная финансовая помощь в виде бюджетного кредита на покрытие временного кассового разрыва в пределах текущего финансового года:

  • Кстовскому муниципальному району на общую сумму 50 млн.рублей (по состоянию на 1 октября 2010 года долг полностью погашен);
  • Володарскому муниципальному району на сумму 2,4 млн.рублей.

В течение 2010 года выдан бюджетный  кредит на покрытие дефицита бюджета  Кстовскому муниципальному району в  сумме 50 млн.рублей.

По состоянию на 1 октября 2010 года задолженность по выданным до 01.01.2010 кредитам составила 103,5 млн.рублей, в том числе:

  • по бюджетному кредиту на покрытие временного кассового разрыва по Лысковскому району в сумме 5 млн.рублей;
  • по бюджетному кредиту на покрытие дефицита бюджета Выксунского района в сумме 98,5 млн.рублей.

Расходы бюджетов муниципальных  районов и городских округов  за 9 месяцев 2010 года произведены в  сумме 36 802,7 млн. рублей, что составляет 62,3% к уточненному плану на год. Темп роста расходов к 2009 году составил 103 процента (табл. 11).

Во всех муниципальных  районах и городских округах  области (кроме Кстовского муниципального района)  бюджеты исполнены с  профицитом.

 

 

Таблица 11. Расходы бюджетов муниципальных  районов и городских округов

(млн. рублей)

 

раздел

Наименование

Исполнено  на 01.10.2009

2010 год

Уточненный план на год

Исполнено  на 01.10.2010

%  
к плану на год

Темп роста к 2009 году,%

01

Общегосударственные вопросы

3 310,3

4 788,3

3 267,9

68,2

98,7

02

Национальная оборона

21,1

36,3

19,7

54,2

93,4

03

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

340,7

599,4

410,7

68,5

120,6

04

Национальная экономика

5 399,1

7 143,9

4 759,7

66,6

88,2

05

Жилищно-коммунальное хозяйство

6 942,4

12 352,9

6 465,6

52,3

93,1

06

Охрана окружающей среды

41,3

103,8

53,2

51,3

128,9

07

Образование

13 904,1

21 755,7

14 727,6

67,7

105,9

08

Культура, кинематография, средства массовой информации

1 545,7

2 420,2

1 626,4

67,2

105,2

09

Здравоохранение, физическая культура и спорт

3 351,5

6 371,4

4 191,1

65,8

125,1

10

Социальная политика

806,0

3 439,9

1 280,5

37,2

158,9

11

Межбюджетные трансферты

52,1

81,4

0,2

0,2

0,3

 

ВСЕГО РАСХОДОВ

35 714,1

59 093,2

36 802,7

62,3

103,0


 

В структуре расходов наибольший удельный вес составили (рис.12):

  • расходы на образование – 40% всех произведенных расходов,
  • расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 17,6%,
  • расходы на национальную экономику – 12,9%,
  • расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 11,4%,
  • расходы на общегосударственные вопросы – 8,9%,
  • расходы на культуру, кинематографию, СМИ – 4,4%,
  • расходы на социальную политику – 3,5%.

Рис.12. Структура расходов бюджетов.

 

Расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы муниципальных  районов и городских округов  произведены в сумме 15 609,7 млн. рублей, что составляет 42,4% к общему объему произведенных расходов.

Темп роста расходов на заработную плату к соответствующему периоду 2009 года составил 103,7%.

Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений муниципальных районов и городских округов за 9 месяцев 2010 года уменьшилась с начала года на 102 млн. рублей  или на 31,8%.

Просроченная кредиторская задолженность  по состоянию на 1 октября 2010 года составила 219 млн. рублей, в том числе задолженность  по коммунальным услугам – 14,3 млн. рублей (6,5% в общей сумме задолженности).

Просроченная задолженность  по заработной плате с начислениями на нее работникам бюджетной сферы, финансируемым из консолидированного бюджета области, по состоянию на 1 октября 2010 года отсутствует (рис. 13). 

   

Рис. 13. Просроченная кредиторская задолженность  бюджетных учреждений.

 

 

В Кстовском муниципальном  районе просроченная кредиторская задолженность  бюджетных учреждений снизилась  к началу года на 82,3 млн.рублей, в  Борском муниципальном районе –  на 20,9 млн.рублей.

Вадский, Вачский, Краснооктябрьский, Семеновский, Богородский районы и  город Нижний Новгород полностью  погасили имеющуюся задолженность.

Наибольший рост задолженности  отмечен в Выксунском районе –  на 5,1 млн.рублей или на 4,6%, в Сокольском районе – на 1,5 млн.рублей или в 4 раза, в  г.Арзамас - на 1,4 млн.рублей или на 3,2%, в Володарском районе - на 965 тыс.рублей или на 30,9%, в г.Дзержинск  – на 193 тыс.рублей или на 33,6%.

 

Муниципальный долг по состоянию на 1 октября 2010 года составил 1 649,3 млн. рублей, в том числе бюджетные кредиты составили 20% в общем объеме долга, кредиты, полученные от  кредитных организаций – 73,4%, муниципальные гарантии – 6,6%.

За 9 месяцев 2010 года муниципальный  долг уменьшился на 188,4 млн.рублей или  на 10,3%, в том числе по кредитам коммерческих банков - на 140,8 млн. рублей, по муниципальным гарантиям –  на 39,3 млн.рублей, по бюджетным кредитам – на 8,3 млн.рублей.

В 37 муниципальных районах  и городском округе г.Дзержинск  произошло снижение долга к началу года.

Наибольший рост суммы  долговых обязательств отмечен в  Кстовском районе, в основном за счет бюджетного кредита в размере 50 млн.рублей, а также кредитов банков на сумму 46 млн.рублей. За счет привлечения банковского кредита муниципальный долг города Нижнего Новгорода увеличился на 100 млн. рублей, Володарского муниципального района - на 11,4 млн. рублей, Городецкого муниципального района – на 6,3 млн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования казначейской системы.

    1. Бюджетная политика в 2010-2013 годах.

 

В бюджетном послании  Президента РФ «о бюджетной политике в 2010-2012 годах» поставлены основные задачи бюджетной политики на 2010-2012 года, также говорится о совершенствовании технологии формирования и исполнения бюджета в посткризисный период.

В соответствии  с бюджетным  посланием с 2010 года и в среднесрочной перспективе необходимо было осуществить действия по следующим направлениям.

  1. Минимизация бюджетных рисков. Бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза. В федеральном бюджете на 2010 год был предусмотрен достаточный объем резервов, которые могут использоваться по решениям Правительства РФ, а на 2011 и 2012 годы необходимо увеличить объемы условно утверждаемых расходов. Необходимо на практике реализовать принцип безусловного исполнения действующих расходных обязательств, ряд из которых остается недооцененным. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых для их исполнения не только в очередном году и плановом периоде, но и за его пределами. Кроме того, необходимо провести тщательный анализ текущих условных обязательств, оценить их объемы и продумать подходы к снижению бюджетных рисков, вызванных этими обязательствами.
  2. Эффективное управление средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда. Необходимо сохранить бюджетные резервы в форме средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия внешних условий на бюджетную систему. Следует рассмотреть возможности по сдерживанию темпов расходования средств Резервного фонда за счет некоторого повышения в финансировании дефицита бюджета доли государственных заимствований и, на последующем этапе, средств от приватизации федерального имущества. Управление средствами Резервного фонда должно оставаться консервативным. Цель Фонда национального благосостояния изначально формулировалась как обеспечение стабильности бюджетной системы, в том числе поддержка пенсионной системы, на долгосрочный период. Для достижения этой цели необходимо воздержаться от чрезмерного распыления средств Фонда национального благосостояния на решение текущих экономических задач. Следует также сформировать на долговременной основе эффективный механизм управления средствами Фонда, их надежного инвестирования.
  3. Обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета. Все необходимые меры для организации исполнения федерального бюджета должны приниматься до начала финансового года. Все решения в процессе исполнения бюджета, в особенности связанные с реализацией антикризисных мер, должны приниматься и реализовываться максимально оперативно.
  4. Расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств. Организации ритмичного исполнения бюджета может способствовать укрепление утверждаемой законом ведомственной структуры расходов с возможностью ее детализации при формировании и ведении сводной бюджетной росписи, а также предоставление права главным распорядителям бюджетных средств на ведение своих бюджетных росписей. В то же время расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.  В связи с этим необходимо развивать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, использовать ее результаты при оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей.
  5. Совершенствование государственного и муниципального контроля. Должны быть кардинально изменены подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении. Необходимо четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе.
  6. Внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования. Предлагается рассмотреть возможность перехода начиная с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной корректировкой классификации расходов. В ее основу могут быть положены долгосрочные целевые программы. При этом в долгосрочных целевых программах могут предусматриваться и другие, кроме бюджетных, инструменты достижения заданных целей:  правовое регулирование, проведение структурных реформ, контроль, использование имущества, меры налоговой, таможенной и тарифной политики, соглашения с субъектами Российской Федерации и так далее.

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее  со времени подготовки Бюджетного послания «О бюджетной политике в 2010-212 годах», заметно изменилась. В связи с чем было подготовлено  Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

В экономике  проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют  финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при  наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных  ограничений.

Исходя  из этого, необходимо решение следующих  задач.

Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает  в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры  инфляции. Уже в предыдущем бюджетном  послании ставилась задача ограничения  и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда  цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует  некоторые признаки восстановления.

Второе. Координация долгосрочного  стратегического и бюджетного планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным  планированием, отсутствует достоверная  оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации  работает над созданием комплекса  взаимосвязанных мер по повышению  эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли  отражение в Программе повышения  эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой  положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в  виде комплекса долгосрочных государственных  программ.

Четвертое. Разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций.

Пятое. Повышение качества человеческого капитала.

В новом Бюджетном послании выделены основные приоритеты бюджетных  расходов. В нем предлагается при  формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы особое внимание уделять следующим ключевым вопросам, а именно:

  1. Повышение эффективности социальной защиты населения;
  2. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих;
  3. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания;
  4. Обеспечение обороноспособности страны;
  5. Реформа органов внутренних дел;
  6. Развитие транспортной инфраструктуры;
  7. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики;

Также в новом Бюджетном  послании выделены основные направления  налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы, а также политики в сфере межбюджетных отношений.

В сфере межбюджетных отношений  необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Повышение уровня финансового  обеспечения полномочий органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления за счет собственных  доходов - это предпосылка для  повышения эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости  доходов региональных и местных  бюджетов и создания условий для  более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие  бюджеты, с объемом, качеством и  доступностью предоставляемых государственных  или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности  органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.

 

 

    1. Стратегия Казначейства России на 2010-2015 годы.

 

Федеральное казначейство разработало стратегическую карту своих действий на 2010-2015 годы, где выделены основные направления развития Казначейства России: государственная власть, финансовое обеспечение деятельности, внутренние функциональные и управленческие процессы и кадры.

В стратегии развития государственной  власти выделены 3 основные цели:

  1. Сформировать единое информационное пространство финансовой деятельности публичных правовых образований РФ;
  2. Кассовое обслуживание субъектов сектора государственного управления;
  3. Усовершенствовать систему бюджетных платежей.

Информация о работе Роль казначейства в исполнении бюджетов