Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности государственного бюджета, изучение доходной и расходной части бюджета, изучение путей совершенствования государственного бюджета.
Тема данной курсовой работы достаточно хорошо раскрыта в учебных пособиях под редакцией: Н.Е. Заяц., Е.Г.Ефимова., Т.В. Брайчева., Г.К. Мультана., М.К. Бункина., А.С. Нешитой., В.Д. Фетисов., П.В. Вархин., Е.М. Попов., М.В. Романовский.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Экономическая сущность государственного бюджета и его функции..6
Доходы и расходы государственного бюджета………………………...12
Пути совершенствования государственного бюджета…………………28
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемых источников……………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

В целях определения роли и значения расходов бюджета в социально – экономической жизни страны, существует ряд признаков классификации расходов государства. Важнейший из них является функциональный.

Функциональная классификация бюджетных расходов республиканского бюджета отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни общества:

    • общегосударственные расходы;
    • национальная оборона;
    • судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечения безопасности;
    • общеэкономические вопросы;
    • сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность;
    • лесное хозяйство;
    • промышленность, энергетика, строительство, архитектура и градостроительство;
    • транспорт;
    • дорожное хозяйство;
    • связь;
    • гидрометеорологическая деятельность;
    • картография и геодезия;
    • государственная поддержка других отраслей национальной экономики;
    • прикладные научные исследования, научно – технические программы и проекты в области национальной экономики;
    • охрана окружающей среды;
    • жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги;
    • здравоохранение;
    • физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
    • образование;
    • социальная политика;
    • расходы на государственные инвестиционные проекты и программы.

Рассмотрим некоторые из них.

По мнению Н.Е. Заяц «…общегосударственные расходы включают в себя такие затраты, которые обеспечивают функционирование Президента Республики Беларусь, Парламента страны, других органов государственного управления и иных органов исполнительной власти, обеспечивающих общегосударственные функции» [12, с. 48].

Расходы по национальной обороне охватывают финансовые ресурсы, необходимые для: обороны и Вооруженных сил Республики Беларусь; обеспечения военно-мобилизационной и войсковой подготовки; проведения научных исследований в области национальной обороны; функционирования Министерства обороны страны; осуществления других расходов на национальную оборону.

Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности включает в себя такие затраты, которые обеспечивают функционирование органов судебной власти, прокуратуры, организаций уголовно-исполнительной системы, государственной безопасности, а также расходы на пограничные войска; обеспечение функционирования таможенных органов и др.

Расходы на общие экономические  вопросы – это затраты на регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации  и банкротству, на мероприятия по развитию предпринимательства.

Расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность – это расходы на обеспечение функционирования бюджетных сельскохозяйственных организаций республиканского подчинения; развитие сельскохозяйственного производства в части финансирования государственных мероприятий и программ по развитию села и агропромышленного комплекса; мероприятия по сохранению и расширению сельскохозяйственных угодий; иные расходы в области сельского хозяйства; государственное регулирование рыбохозяйственной деятельности и др.

Расходы на развитие промышленности, строительства, архитектуры и градостроительства связаны с реализацией государственной промышленной политики, политики в области энергосбережении, строительства, архитектуры и градостроительство, поддержкой топливно-энергетического комплекса, иные расходы на перечисленные выше отрасли и сферы деятельности государства.

Значительная часть расходов бюджета направляется на социально – культурные мероприятия. Они включают такие затраты, как финансирование образования, здравоохранение, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной защиты населения и др. Определенная часть расходов на социально – культурные мероприятия финансируются из целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства страны, а в расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Общий размер резервов фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 % расходов республиканского бюджета.

Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 % расходов местных бюджетов.

Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно – восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета, а также на покрытие временно кассового разрыва нижестоящих бюджетов.

Предельный размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1% расходов республиканского бюджета.

Средства резервного фонда Президента Республики Беларусь расходуются на финансирование непредвиденных расходов.

Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.

Функциональные расходы из областных бюджетов, бюджетов базового и первичного уровня, а также из бюджетов г. Минска во многом аналогичны тем видам расходов, которые производятся из республиканского бюджета.

На основе Т.В. Брайчева «…по участия в общественном воспроизводстве расходы бюджета можно классифицировать по двум направлениям: первое связано с финансированием материального производства, второе – с использованием средств на содержание и дальнейшее развитие нематериальное производства. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития» [2, с. 143].

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, которые обеспечивают текущее финансирование государственных органов, бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее финансирование, а также включают другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.

По мнению П.И. Вархина «…капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, а также расходы на проведение (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Кроме того, капитальные расходы бюджета включают расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и прав на объекты интеллектуальной собственности» [4, с. 506].

В соответствии с бюджетным Кодексом Республики Беларусь предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

    • расходы на функционирование бюджетных организаций;
    • бюджетные трансферты населению;
    • субсидии организациям и физическим лицам;
    • бюджетные трансферты за границу;
    • межбюджетные трансферты;
    • расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
    • бюджетные ссуды, бюджетные займы;
    • расходы на обслуживание долговых обязательств Республики Беларусь.

В последние годы заметно меняется состав расходов бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как отчисления в бюджет Союзного государства, расходы на финансирование аппарата уставных органов межгосударственной интеграции, расходы свободных экономических зон, расходы на малый бизнес и предпринимательство, а также расходы на прочие мероприятия по развитию рыночной инфраструктуры, расходы государственных целевых бюджетных фондов, расходы на содержание органов финансовых расследований, ассигнования крестьянским (фермерским) хозяйства и др. Появление новых расходных статей в бюджете объясняется, прежде всего, дальнейшим развитием рыночных отношений в стране, а также интеграционных связей и совершенствованием государственного управления экономикой. Осуществляя расходы, государство (в лице его финансовых органов) стремится к тому, чтобы они были рациональными, эффективными. Особую остроту проблемы экономии и рационального использования бюджетных средств в Беларуси приобретают вследствие наличия ежегодного дефицита бюджета, огромных финансовых ресурсов, направляемых на ликвидацию последствий от аварии на Чернобыльской АЭС, и на проведение государственной политики на улучшение материального положения граждан республики.

Основными направлениями сокращения бюджетных расходов могут быть следующие:

  • снижение расходов на содержание аппарата органов государственного управления;
  • сокращение расходов на оборону;
  • повышение эффективности и определение приоритетности направлений расходования бюджетных средств;
  • уменьшение непроизводительных расходов на дотации отдельным отраслям и регионам;
  • снижение расходов по обслуживанию государственного долга;
  • усиление финансового контроля за расходованием бюджетных средств.

На республиканском и местном уровнях решения о сокращении расходов принимаются с учетом значимости и эффективности отдельных видов затрат и приоритетов развития экономики. Исключительно важным направлением сокращения расходов республиканского и местных бюджетов является жесткая экономия расходов на энергоресурсы, покупаемые страной в России и других странах.

 

Таблица 2.1

Расходы республиканского бюджета

Наименование статьи расходов

2005

2006

2007

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Общегосударственные расходы

4116260052

23,54

6061017583

22,75

7389259417

23,08

Национальная оборона

539601974

3,08

908427245

3,41

1130646989

3,53

Национальная экономика

1527005664

8,73

5743056228

21,56

7118508442

22,24

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопастности

1462349383

8,36

1484282502

5,57

1729195084

5,4

Охрана окружающей среды

48433997

6,28

425938477

1,6

480736250

1,5

Жилищно-коммунальные услуги

3236756

0,019

6946805

0,026

8967697

0,028

Здравоохранение

612798407

3,5

732843764

2,75

919458930

2,87

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

241732209

1,38

367931206

1,38

407015564

1,27

Образование

773227432

4,08

1004273451

3,77

1157326639

3,62

     

Окончание таблиц

Наименование статьи расходов

2005

2006

2007

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Социальная политика

8221516567

47,02

9903444838

37,1

11669968267

36,4

Всего:

17486162441

 

26638162084

 

32011083279

 

Собственная разработка. Таблица составлена на основе закона «О бюджете Республики Беларусь» за 2005,2006,2007 годы.

Расходы по национальной экономике увеличились на 13,51 пунктов за счет поддержки предприятий занимающихся экспортом продукции и поддержкой сельскохозяйственной отрасли экономики.  Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности снизились на 2,96 пункта с связи с решением Правительства о сокращении работников данной отрасли (сокращение аппарата – 10%). Расходы на здравоохранение снизились на 0,63 пункта в связи с более эффективным распределением средств, то есть уменьшение количества коек в больницах так как политика в области здравоохранения направлена на предупреждение заболеваний (введение в Республики Беларусь с 1 января 2007 года полной диспансеризация населения).  Расходы на образование снизились на 0,46 пунктов в связи с тем, что уменьшился контингент учащихся, а следовательно уменьшилась сеть образовательных учреждений. Расходы по социальной политике снизились на 10,62 пункта за счет уменьшения помощи семьям воспитывающих детей, так как пособия от 3 до 18 лет семьям имеющим детей выплачивалась до 1 января 2006 года за счет средств республиканского бюджета, а после вышеуказанной даты выплачивается за счет средств Фонда социальной защиты населения.

 

 

 

 

  1. Пути совершенствования государственного бюджета

Республика Беларусь вступила в XXI в. В условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.

Это преобразование всех этапов бюджетного процесса в рамках общей Концепции его формирования.

Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республики Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей Концепции его развития и реформирования.

На основании Т.В. Сорокиной «…на стадии планирования, в области планирования доходов предусматривается:

  1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта, переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
  2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.
  3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения, разработка программ правовой реформы, включая программу налогообложения.
  4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов, усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).
  5. Совершенствование налогового планирования, оптимизация налоговой нагрузки.
  6. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
  7. Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фонда социальной направленности), формирование интегрированной структуры бюджета.
  8. Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-территорильных единиц.
  9. Укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании налогообложения» [12, с. 271].

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение