Государственное строительство Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Республика Беларусь унаследовала конструкцию системы права, сложившуюся в советский период. С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время система права состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, семейное право и др.

Файлы: 1 файл

Контрольная ИГПБ.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

Введение

Республика Беларусь унаследовала конструкцию системы права, сложившуюся в советский период. С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время система права состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, семейное право и др.

Конституционное право - это  отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы  и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, финансово-кредитную систему.

Гражданское право - это отрасль  права, регулирующая имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения. Нормы этой отрасли регулируют большинство имущественных отношений, однако не все. Гражданское право регулирует отношения государственных и частных предприятий и организаций, кооперативов и общественных объединений между собой и с гражданами, граждан между собой. Нормами гражданского права устанавливается правовое положение лиц и имущества, закрепляются различные виды собственности, правомочия собственника, определяется порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, заключения различных сделок, договоров. Эта отрасль регулирует отношения в сферах обязательственного, авторского, наследственного, жилищного права и др.

Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как право на имя, честь, достоинство, авторство и т.д. Для гражданско-правового регулирования характерен метод автономии, равноправия участников правоотношения.

Административное право - это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Нормы этой отрасли регулируют деятельность органов исполнительной власти, отношения, возникающие как между этими органами, так и между ними и гражданами (отношения дорожного движения, пожарной безопасности, санитарии и т.п.). Нормы административного права сосредоточены главным образом в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, других законах, декретах, указах Президента, постановлениях правительства, актах министерств, государственных комитетов и других органов.

Брачно-семейное право регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Нормы этой отрасли регулируют порядок вступления в брак и его прекращения, личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, порядок регистрации актов гражданского состояния и др.

Основные нормы семейного  права содержатся в Кодексе о  браке и семье.

Уголовное право объединяет нормы, которые определяют круг деяний, признаваемых в обществе преступлениями, и устанавливает уголовную ответственность за их совершение. Нормы уголовного права направлены на защиту общественного и государственного строя, собственности, личности, прав и свобод граждан от преступных посягательств. [5,c.14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения и дополнения к Конституции Республики  Беларусь

Следующий этап развития законодательства Беларуси был связан с референдумом 1996 г., принявшим Конституцию Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, которая и сейчас является действующим Основным Законом.

В Основном Законе был закреплен  принцип верховенства права (ст. 7), что  обеспечивает более полную реализацию концепции раздела властей и  большую свободу судебных органов  при осуществлении правосудия. Наиболее существенные изменения произошли  в разделе, посвященном организации  и деятельности высших органов государства  — Президента, Парламента, правительства и судов. Были перераспределены и уточнены полномочия между этими органами.

В соответствия с новыми положениями Конституции главой государства, гарантом Конституции  Республики Беларусь, гарантом прав и  свобод человека и гражданина является Президент, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по защите суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти и др. Новыми положениями Конституции был расширен перечень актов законодательства декретами и указами Президента Республики Беларусь.

Согласно Конституции, Национальное собрание является высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь. Оно состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан, которые обладают избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет программу, принимает отставку Президента и пр. Палата представителей принимает решения и по другим вопросам, предусмотренным законодательством.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой  представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты других законов, дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного Суда, председателей и судей Верховного Суда, председателей Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателей и членов Руководства Национального банка, избирает шесть судей Конституционного Суда, рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении им государственной измены или другого тяжелого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее за двух третей голосов от полного состава принимает решение о снятии Президента с должности.

Законопроекты становятся законами после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. Согласно Основному закону, Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью принятых нормативных правовых актов.

Относительно новых положений  Конституции нужно отметить, что  значительно возрос объем полномочий правительства, более выразительно был сформулирован механизм взаимодействия между представительной и исполнительной властью.

Конституция Республики Беларусь регламентирует важные вопросы государственной жизни. Особенными признаками Основного Закона Беларуси стали: делегированный характер Конституции, закрепление в качестве экономической основы разнообразных форм собственности, установление равенства государства и гражданина, наличие в них взаимных обязательств, закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права, раздел и взаимодействие властей, прямой характер действия норм Конституции.

Конституция явилась основой  для дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь.

На функционирование государственной  системы Республики Беларусь большое  влияние оказали выборы депутатов  Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь второго созыва осенью 2000 г., а также выборы 9 сентября 2001 г. Президента Республики Беларусь, в результате которых Президентом Республики Беларусь на второй срок был избран А. Г. Лукашенко.

Осенью 2004 г. было сформировано Национальное собрание Республики Беларусь третьего созыва. 17 октября 2004 г. прошел республиканский референдум, на котором народ Беларуси разрешил первому Президенту Республики Беларусь А. Г. Лукашенко участвовать в качества кандидата в Президенты Республики Беларусь в будущих выборах Президента, в связи с чем были внесены изменения в ст. 81 Конституции Республики Беларусь. 19 марта 2006 г. прошли выборы, в результате которых А. Г. Лукашенко был вновь избран Президентом Республики Беларусь.[4,c.48]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения в уголовном  праве в 1991-2007 годах.

Особенно интенсивными стали  изменения после провозглашения Декларации о государственном суверенитете БССР. С сентября 1991 г. УК БССР стал называться УК Республики Беларусь. Началась подготовка проекта нового УК Беларуси, концепция которого в значительной мере была разработана кафедрой уголовного права Белгосуниверситета. В марте 1993 г. проект УК был одобрен в первом чтении Верховным Советом Республики Беларусь. Этот вариант проекта стал основой для последующих изменений и дополнений в УК 1960 г.

Наиболее масштабные изменения  в содержании и структуре УК Беларуси произошли в связи с принятием  Закона Республики Беларусь от 1 марта 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь и некоторые другие законодательные акты Республики Беларусь».В статье 1 УК первейшей задачей уголовного законодательства определена защита жизни и здоровья человека, его прав и свобод. В ст.7 дано новое определение понятию преступления, приближенное к научному представлению об этом социально-правовом явлении.

Произошли изменения и  в системе наказаний: законодатель отказался от ссылки, высылки, направления  в воспитательно-трудовой профилакторий, увеличил возможности применения штрафа, отменил смертную казнь в отношении женщин. 
       Законом Республики Беларусь от 17 мая 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» создана правовая база уголовно-правовой борьбы с проявлениями организованности в преступности. В статьях 17 и 17 раскрыты формы соучастия: группа, организованная группа, преступная организация. В статье 74 предусмотрена ответственность за создание преступной организации и участие в ней, предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов (ст.152). Многие статьи Особенной части УК были дополнены квалифицирующим признаком — совершение преступления организованной группы. В названном законе наметилась тенденция к ужесточению ответственности за некоторые корыстные преступления.

Тенденция к ужесточению  ответственности прослеживается и  в Законе Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г., которым система наказаний  дополнена арестом и пожизненным заключением, а максимальный предел лишения свободы повышен до 25 лет. В Особенной части УК предусмотрена ответственность за совершение взрыва, поджога или иных действий, посягающих на общественную безопасность, а также за угрозу совершением таких действий (ст.65 и 65). Ужесточены санкции преступлений, связанных с умышленным посягательством на жизнь человека.

Оценивая развитие уголовного законодательства Беларуси в течение 90-х годов, следует констатировать, что изменения в основном были направлены на преодоление идеологической предвзятости и консервативных подходов к уголовной политике.

2 июня 1999 г. доработанный  вариант нового УК Беларуси  был принят Палатой представителей, а 24 июня 1999 г. одобрен Советом  Республики Национального собрания Республики Беларусь. 9 июля 1999 г. принятый Национальным собранием Республики Беларусь Уголовный кодекс Республики Беларусь подписывается Президентом республики. Тем  более сложно давать подобную оценку положениям Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 года, несомненно, современному и прогрессивному закону, в котором удачно реализованы многие позиции, которые мы привыкли считать неотъемлемыми составляющими системы общечеловеческих ценностей.     

Следует отметить, что положения Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь" (далее – Закон) создавались достаточно сложно. Многие из них вызвали острую дискуссию и на стадии разработки законопроекта, и при его рассмотрении в Парламенте. Названный Закон вступил в действие со 2 февраля 2003 года и, как ранее и Уголовный кодекс, он встретил неоднозначные оценки как практиков, так и представителей юридической науки.     

Представляется, что стоит обратить внимание не некоторые положения Закона, которые должны оказать определенное влияние на формирование правоприменительной практики.     

Так, путем внесения дополнений в часть 2 ст.27 Уголовного кодекса- уголовная ответственность за побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст.413 Уголовного кодекса), установлена с 14 лет. Эта новелла представляет определенный интерес в плане ее критики, поскольку действующей редакцией пункте 1 части 2 ст.54 Уголовного кодекса запрещено назначение наказания в виде ареста лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Таким образом, за побег из-под ареста уголовная ответственность с 14-летнего возраста установлена за деяние, которое в принципе не может быть совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет.     

Значительные  затруднения на практике вызвали  вопросы применения ст.74 Уголовного кодекса (правила сложения наказаний), поскольку ее редакция не охватывала всех реально возникающих случаев и сочетаний вариантов сложения различных видов наказания. В настоящее время в данной норме установлено взаимное соотношение наказаний в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, ограничения по военной службе и общественных работ. Не подлежат сложению, а приводятся в исполнение самостоятельно при назначении с перечисленными наказаниями только штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.     

Информация о работе Государственное строительство Республики Беларусь