Внешний государственный долг Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Внешний государственный долг Республики Беларусь – сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени.
Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Содержание работы

1. Внешний государственный долг Республики Беларусь 3
2. Методы бюджетного регулирования 8
Список использованных источников 14

Файлы: 1 файл

Фин_право_9_.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Внешний государственный  долг Республики Беларусь   3

2. Методы бюджетного  регулирования     8

Список использованных источников     14

 

 

 

 

 

1. Внешний государственный  долг Республики Беларусь 

 

Внешний государственный долг Республики Беларусь – сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени.

Государственные заимствования  осуществляются в пределах лимитов внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Привлечение внешних  государственных займов от имени  Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Привлечение внешних  государственных займов Правительством Республики Беларусь и привлечение  внешних займов резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства  Республики Беларусь осуществляются по решению Правительства Республики Беларусь, согласованному с Президентом Республики Беларусь.

При подготовке предложений  по выбору кредитора, срока, валюты и  других условий государственного заимствования  Министерство финансов должно исходить из экономии бюджетных средств и эффективности их использования.

Порядок привлечения  внешних государственных займов устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Лимиты внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Обслуживание и погашение  внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов за счет средств республиканского бюджета.

Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга осуществляются в соответствии с перечнем внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета.

Обслуживание и погашение  внешних займов, привлеченных под  гарантии Правительства Республики Беларусь, осуществляются резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь. В случае неисполнения заемщиком обязательств платежи осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.

Средства внешних государственных  займов и внешних займов, гарантированных  Правительством Республики Беларусь, могут привлекаться заемщиками в  целях их предоставления пользователям  внешних займов. Обслуживание и погашение таких займов осуществляются пользователем внешнего займа за счет собственных средств, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь.

Пользователи внешнего займа несут ответственность за исполнение обязательств по предоставленным внешним государственным займам или внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, перед заемщиками в соответствии с законодательством и договорами.

Гарантии Правительства Республики Беларусь, выданные по внешним займам, привлекаемым в целях предоставления пользователям внешних займов, являются обеспечением исполнения обязательств пользователя внешних займов перед заемщиком без предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам банков Республики Беларусь.

При невозможности исполнения пользователем внешнего займа обязательств по предоставленному ему внешнему займу, привлеченному под гарантию Правительства  Республики Беларусь, Правительство  Республики Беларусь осуществляет перечисление средств на счет заемщика для выполнения платежей по займу перед нерезидентом за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на исполнение гарантийных обязательств по внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Указанные платежи взыскиваются Министерством финансов в бесспорном порядке в республиканский бюджет со счетов пользователей внешних  займов со взиманием процентов по ставке, установленной законом о  республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Министерство финансов ведет учет внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, и осуществляет регистрацию внешних государственных  займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Управление внешним  государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США (таблица № 1.1).

 

Таблица 1.1 – Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

 

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

3 588,8

7 778,8

9486,2

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь.

130,1

112,6

201,0

Всего

3 718,9

7 891 ,4

9687,2


Источник: [5]

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 1.2).

 

Таблица 1.2 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и  услуг, %

220% 

10,0 

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему  продукту, %

50% 

6,4 

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25% 

1,0 

1,3

2,6


Источник: [5]

 

Так, на первое января 2010 года государственный долг РБ составил 7.891.000.000 долларов США (годовой лимит  составляет 8,5 миллиардов долларов США).

Необходимо отметить, что объём кредитов, привлечённых предприятиями и частными лицами под гарантии Правительства РБ, уменьшился до уровня в 112.600.000 долларов США, что составило снижение в тринадцать с половиной процентов. При этом объём займов, привлечённых непосредственно Правительством увеличились более, чем вдвое и составили 7.779.000.000 долларов США. Привлечённые кредиты, согласно информации официальных лиц из Министерства финансов, достаточно удобны для Беларуси, так как срок кредитов составляет от 7 до 9 лет, при этом страна имеет отсрочку, что позволит в 2010 году выплачивать только проценты, не погашая основной суммы.

Согласно отчету Нацбанка, совокупный внешний долг Беларуси на первого  января 2011 года достиг 52,2% ВВП (28,5 млрд. долларов). За четвертый квартал внешний долг увеличился на 11,4% после роста на 10,5% за третий квартал, на 4,2% - во втором квартале и на 0,8% - в первом.

 Краткосрочный госдолг за 2010 год увеличился на 29,6% и составил 12,7 млрд. долларов (23,4% ВВП), долгосрочный - на 29% до 15,7 млрд. долларов (28,8% ВВП).

 Внешний долг органов госуправления  достиг 10,5 млрд. долларов (18,4% ВВП), увеличившись  за 2010 год на 20,3%. Весь объем внешнего  долга госорганов является долгосрочным, на кредиты и займы приходится 8,26 млрд. долларов, долговые бумаги - 1,23 млрд. долларов, другие долговые обязательства - 567,7 млн. долларов, говорится в отчете Нацбанка.

 Внешняя задолженность органов  денежно- кредитного регулирования  увеличилась в 4,4 раза (в том  числе за четвертый квартал  - в 3,5 раза) и составила 1,8 млрд. долларов. Внешний долг банков достиг 5,7 млрд. долларов (рост за год на 61,9%), в том числе краткосрочный – 2,6 млрд. долларов (рост на 66,1%).

 Расходы на обслуживание  валового внешдолга в 2010 году  составили 5,1 млрд. долларов (9,5% ВВП), что на 11,3% меньше, чем в 2009 году. Сумма обслуживания внешнего долга органов госуправления составила 762,1 млн. долларов, увеличившись в 2,6 раза.

Информация о размере государственного долга представлена в приложении.

2. Методы бюджетного регулирования

 

Бюджетное регулирование - перераспределение  бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях  достижения их сбалансированности.

В финансово-экономической науке  бюджетное регулирование рассматривается  в более широкой трактовке. Модель бюджетного регулирования должна включать:

- совокупность механизмов формирования  доходного потенциала бюджетов  всех уровней (а не только  разграничения налоговых полномочий  и доходных источников между  органами власти различных уровней);

-  комплекс мер по организации исполнения бюджетов всех уровней, ориентированных на формирование рациональной структуры расходов, на оценку их социальной эффективности и учет региональных интересов в процессе рассмотрения и утверждения бюджета, и. переходу на единую систему контроля за исполнением как доходной, так и расходной частей;

- систему межбюджетных  отношений, включающих как механизмы  разграничения расходных и доходных полномочий и ответственности, так и взаимоувязанную систему методов оказания финансовой помощи нижестоящим субъектам.

При бюджетном регулировании  источников доходов добиваются следующих  целей:

1)   обеспечить каждый  бюджет необходимой финансовой базой для покрытия отнесенных на него расходов, т.е. постараться сбалансировать каждый бюджет, исходя из нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя страны, а также иных социальных нормативов. Эти нормативы устанавливаются Национальным собранием, исходя из экономической ситуации в целом по республике и социально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц;

2) добиться наибольшей  заинтересованности местных государственных  органов в выполнении и перевыполнении планов поступлений в бюджет общегосударственных доходов за счет регулирующих источников;

3)  выделить доходы  с учетом численности населения,  т.е. равного дохода на душу  населения во всех административно-территориальных  единицах;

4)  обеспечить равномерное поступление доходов, устраняя, таким образом, кассовые разрывы, которые могут возникнуть между поступлением и расходованием денежных средств.

Необходимость применения методов бюджетного регулирования  обусловлена проблемами обеспечения  горизонтального и вертикального выравнивания. Вертикальное выравнивание - это процесс достижения сбалансированности между расходными обязательствами и потенциалом доходных ресурсов того или иного уровня территориального образования. Если доходный потенциал нижестоящего уровня недостаточен для реализации всех возложенных на него полномочий, то из вышестоящего бюджета необходимо предоставить недостающие финансовые ресурсы. Необходимость горизонтального выравнивания вызвана так называемым территориальным фактором, т.е. неравенством в экономическом положении регионов, в их налоговых возможностях. Кроме того, потребность в доходах в каждом конкретном бюджете ежегодно может меняться, что связано, например, с необходимостью строительства крупного объекта или с его окончанием. В связи с эти возникает потребность ежегодно перераспределять финансовые ресурсы между регионами.

В процессе бюджетного регулирования  используются два основных метода: метод регулирующих доходов (метод  процентных отчислений) и метод оказания прямой финансовой поддержки.

Под регулирующими доходами понимаются республиканские налоги, другие обязательные платежи, а также  иные поступления, распределяемые между  вышестоящими и нижестоящими бюджетами  в целях бюджетного регулирования  по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.

Информация о работе Внешний государственный долг Республики Беларусь