Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Государственный бюджет является основной составляющей финансовой системы любой страны. Государственный бюджет – это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства. В некоторых странах (Республики Беларусь, Китай) бюджет имеет двухуровневое построение – государственный и бюджет местных органов власти. В других же странах (Российская Федерация, ФРГ) в построении бюджетной системы имеются промежуточные звенья (бюджеты субъектов федерации, земель).

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 42.92 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РБ

Государственный бюджет является основной составляющей финансовой системы  любой страны. Государственный бюджет – это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства. В некоторых странах (Республики Беларусь, Китай) бюджет имеет двухуровневое построение – государственный и бюджет местных органов власти. В других же странах (Российская Федерация, ФРГ) в построении бюджетной системы имеются промежуточные звенья (бюджеты субъектов федерации, земель).

Бюджет Республики Беларусь – многоплановый инструмент, отражающий сложный компромисс необходимости  многопланового развития экономики  и социальной поддержки всех слоёв  населения. Кроме государственного бюджета в Республике Беларусь формируются  местные бюджеты. Местные бюджеты – это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики Республики Беларусь усиливается тенденция повышения их значимости.

К бюджету также относятся внебюджетные фонды, которые количественно не всегда включаются в состав бюджета, однако, по принципу распределения и использования они равнозначны бюджетным расходам государства. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти, группируясь по определённому целевому назначению. Внебюджетные фонды расширяют возможности государственного регулирования экономикой.

Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет  свои особенности. Расходная часть бюджета Республики Беларусь характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и государственного регулирования экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Одна из особенностей нашего бюджета – бюджетные субсидии аграрному сектору Республики Беларусь. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К расходным статьям бюджета Республики Беларусь относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т.д.

Доходная часть бюджета  Республики Беларусь почти на 80 % формируется  за счёт налоговых поступлений, поступлений  от приватизации государственной собственности  и т.п. В условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит.

 

 

 

Период

Объем ВВП,  
трлн. Br

В сопоставимых ценах к предыдущему  году, %

Средневзвешенный курс, Br за 1 USD

Объем ВВП,  
млрд. USD

Темп роста, %

Справочно: 
Дефлятор 
ВВП, 
%

2006

79,267

110,0

2146,28

36,932

122,3

110,8

2012

527,385

101,5

8369,71

63,011

128,8

174,9

Показатели 

2006 год

2012 год

2013 год

Уточненный 
план  

Исполнено 
за январь-декабрь

Уточненный 
план  

Исполнено 
за январь-декабрь

Уточненный 
план  

Исполнено 
за январь-август

Всего доходов

27857,3

28666,6

94971,2

95182,0

122053,6

69187,6

из них:

- налог на прибыль

1716,6

1752,0

5354,1

5481,8

 

10451,2

613,8

- налог на добавленную стоимость

5043,2

5147,3

32610,5

32298,2

41327,5

26204,7

- акцизы

2699,3

2683,7

11014,2

11190,7

16434,0

10649,3

- доходы от внешнеэкономической  деятельности

   

25826,3

25474,9

29809,2

16334,1

- поступления в Фонд социальной  защиты населения

   

x

x

x

x

Всего расходов

28913,4

27488,1

95956,2

95883,5

122421,4

68491,5

из них:

- общегосударственная деятельность

7346,5

6438,5

43312,6

43965,8

 

62826,2

 

33066,7

- национальная экономика

6244,4

6063,5

19588,6

19293,9

18441,7

10759,8

- расходы на финансирование  социальной сферы (социальная  политика, образование, здравоохранение,  физическая культура, спорт, культура  и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения)

12324,3

12076,9

19628,4

19245,5

23265,7

14226,3

Превышение доходов над расходами (+), 
Дефицит (-)

-1056,1

1178,5

-985,0

 

 

-701,5

 
-367,8

 

696,1 


 

Доходы республиканского бюджета за 2012 год составили 95,2 трлн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана, что в       раз больше дохода республиканского бюджета 2006 года. За 2006 год доходы республиканского бюджета составили 28,7 трлн. рублей, или 102,9 процента уточненного годового плана.

За 2012 год поступление НДС составило 45,5 трлн. рублей. Налога на прибыль поступило 19,5 трлн. рублей, или 101,2 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 11,2 трлн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 25,5 трлн. рублей, или 98,6 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 57,0 трлн. рублей, или 98,3 процента уточненного годового плана.

По состоянию на 1 января 2013 года задолженность по налогам  и сборам составила 32,6 млрд. рублей и уменьшилась за декабрь 2012 года на 56,2 млрд. рублей.

В 2006 год динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам была увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций. Налога на прибыль поступило около 1,8 трлн. рублей, или 102,1 процента к уточненному годовому плану. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили около 2,1 трлн. рублей, или 104,5 процента к годовому плану. Задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 234,7 млрд. рублей. По сравнению с началом года недоимка сократилась на 47 млрд. рублей.

Расходы республиканского бюджета 2012 года составили 95,9 трлн. рублей, или 99,9 процента уточненного годового плана, что в     раз больше расходов 2006 года.

Расходы на общегосударственную  деятельность составили 34,6 трлн. рублей (98,6 процента), на финансирование национальной экономики – 29,9 трлн. рублей (98,7 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 120,4 трлн. рублей (98,6 процента).

Расходы республиканского бюджета  за 2006 год составили около 27,5 трлн. рублей, или 95,1 процента годового плана. В целом за 2006 год обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Погашены по наступившим срокам все обязательства Республики Беларусь по государственному долгу.

Кредиторская задолженность за 2006 год составила 26,6 млрд. рублей, сократилась с начала года на 15,5 млрд. рублей. На протяжении всего года она складывалась в стабильно низком объеме 40-50 млрд. рублей (без учета фондов).

Профицит бюджета сектора  государственного управления за 2012 год составил 3,6 трлн. рублей, или 0,7 процента к ВВП.

Дефицит республиканского бюджета  составил -0,7 трлн. рублей, или 0,1 процента к ВВП. По сравнению с 2006 годом данный показатель существенно снизился, так как он являлся положительным и составлял около 1,2 трлн. рублей. Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за 2006 год произошло за счет опережающего поступления доходов Фонда социальной защиты населения над его расходами и средств Фонда национального развития.

Текущий уровень внешнего государственного долга Беларуси является умеренным  как в абсолютном, так и относительном  выражении. Так, в 2012 году внешний государственный  долг Беларуси (включая гарантированные  обязательства) возрос на USD242,4 млн. (или  на 1,8%) до USD13,642 млрд. на 1 января 2013 года, что составляет 22,2%к ВВП.

В целом совокупный государственный  долг (внутренние и внешние обязательства  правительства с учетом гарантий) в 2012 году увеличился в долларовом эквиваленте  на USD2,110 млрд. (на 12,2%) до USD19,372 млрд.на1 января, что составляет 31,5% к ВВП страны.

Ожидаемое увеличение внешнего госдолга в текущем году будет связано  с поступлением стабилизационного  кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, средств российского госкредита и коммерческого кредита Внешэкономбанка  на строительство беларусской АЭС, китайских кредитов.

При этом привлечение валютных ресурсов на внутреннем рынке также позволит правительству рефинансировать  часть ранее накопленного внешнего государственного долга.

Исполнение бюджета сектора  государственного управления (республиканский  бюджет, местные бюджеты и бюджет государственного внебюджетного фонда  социальной защиты населения Республики Беларусь) за январь-август 2013 года

Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года сложились  в сумме 173,5 трлн. рублей, или 63,6 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета  составили 69,2 трлн. рублей, или 56,7 процента уточненного годового плана.

За январь-август 2013 года поступление  НДС составило 37,4 трлн. рублей, или 63,3 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 14,9 трлн. рублей, или 52,7 процента уточненного  годового плана. Акцизы поступили в  сумме 10,6 трлн. рублей, или 64,8 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 16,3 трлн. рублей, или 54,8 процента уточненного годового плана. Поступления  в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составили 50,3 трлн. рублей, или 71,9 процента утвержденного годового плана.

По состоянию на 1 сентября 2013 года задолженность по налогам и сборам составила 152,9 млрд. рублей и уменьшилась  за август 2013 года на 36,7 млрд. рублей.

Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года составили 167,8 трлн. рублей, или 61,7 процента уточненного  годового плана.

Расходы республиканского бюджета  составили 68,5 трлн. рублей, или 55,9 процента уточненного годового плана.

Расходы на общегосударственную деятельность составили 27,5 трлн. рублей (50,1 процента), на финансирование национальной экономики  – 20,5 трлн. рублей (64,1 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 99,4 трлн. рублей (65,8 процента).

Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года составил 5,7 трлн. рублей, или 1,5 процента к ВВП.

Профицит республиканского бюджета  составил 0,7 трлн. рублей, или 0,2 процента к ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

В % к плану 2006 года

В % к плану 2012 года

В % к плану 2013 года

Всего доходов

102,9

100,2

56,7

из них: 

— налог на прибыль

 

102,1

102,4

 

34,6

— налог на добавленную стоимость

102,1

99,0

63,4

— акцизы

99,4

101,6

64,8

Всего расходов

95,1

98,6

54,8

из них:

 

x

x

— общегосударственные расходы

87,6

99,9

55,9

— национальная экономика и ЖКХ

97,1

101,5*

 

52,6

— расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика)

98,0

98,5

58,3

Превышение доходов над расходами (+), 
Дефицит (-)

 
 

 

98,0

61,1





 
 


Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь