Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути государственного бюджета в целом, так и его составных частей. Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
1) раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета;
2) рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета;
3) определить концепции государственного бюджета
4) рассмотреть бюджетный дефицит и государственный долг
5) исследовать современное состояние бюджета страны
6) найти пути улучшения сбалансированности бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………….…………………………. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ. ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ .………………….………..………… 4
1.1. Понятие бюджета. Его роль в государстве ………………….4
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета РБ …………. 6
Глава 2. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА……………………… 13
2.1. Концепции государственного бюджета ……………………… 13
2.2. Бюджетный дефицит и государственный долг ……………… 15
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РБ ……………………………….. 23
3.1. Состояние государственного бюджета сегодня ……………... 23
3.2. Направления улучшения сбалансированности бюджета РБ ... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 30

Файлы: 1 файл

курсовая гос.бюджет.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования  Федерации профсоюзов Беларуси

Международный университет «МИТСО» 

 

Витебский филиал

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТИ. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Курсовая  работа по дисциплине «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

1.

2.

3.

__________________________

Оценка  после защиты:

Студентка     1   курса

Группы 1165зс

Дюкова Ю.Л

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Демидова Е.С.


 

Витебск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

                                                                                                                         Стр.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………….………………………….   3

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ.                                  ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ .………………….………..…………    4

          1.1. Понятие бюджета. Его роль  в государстве …………………..     4                                                                                                                                                                             1.2. Доходы и расходы государственного бюджета РБ ………….     6

 

Глава 2. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА………………………   13

2.1. Концепции  государственного бюджета ………………………   13

2.2. Бюджетный  дефицит и государственный долг ………………   15

 

Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ  ПОЛИТИКА РБ ………………………………..   23

3.1. Состояние  государственного бюджета сегодня  ……………...   23

3.2. Направления  улучшения сбалансированности бюджета  РБ ...   25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………   28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..    30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время, для успешного плана реализации программ государства, все большее  внимание уделяют государственному бюджету страны. Именно в нем намечены те приоритетные отрасли, которые в  данный момент имеют высокий потенциал, именно эти отрасли сегодня требуют вложений, чтобы в будущем приносить доход. Сейчас постоянно растет интерес как СМИ, так и «обычных» людей к государственному бюджету. Особый интерес представляют рассматривание отдельных статей государственного бюджета (каждый выбирает для себя, что ему наиболее интересно), т.к. та или иная отрасль оказывает влияние на экономику страны как структурной единицы, так и в целом.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику.

В настоящее время  в Беларуси достаточно книг, посвященных  формированию и использованию государственного бюджета, бюджетному процессу, проблем государственного бюджета. Все чаще выходят статьи о проблемах сбалансированности государственного бюджета и путей его улучшения. Все издания носят не только теоретический, но и практический характер, огромное количество диаграмм, таблиц, схем в динамике, статистических данных, которые также можно увидеть в динамике.

Целью данной работы является изучение экономической сути государственного бюджета в целом, так и его составных частей. Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:

1)  раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета;

2)  рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета;

3)  определить концепции государственного бюджета;

4)  рассмотреть бюджетный дефицит и государственный долг;

5) исследовать современное  состояние бюджета страны;

6) найти пути улучшения  сбалансированности бюджета.

 Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена сущности государственного бюджета, его составляющим частям. Вторая глава рассматривает сбалансированность бюджета. Третья глава посвящена современному бюджетной политики РБ. В заключении подводятся итоги исследования.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ. ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ

 

1.1. Понятие бюджета. Его роль в государстве

 

Возникновение  бюджета  Беларуси  связано  с историей  развития белорусского государства и формированием княжеской казны белорусских волостей. Доходы казны формировались за счет дани, доходов от крепостных работников и имущества. Расходы шли на содержание двора,  дружины. С  развитием  торговли  существенным  источником  стали торговые пошлины и контрибуции с побежденных народов. С укреплением феодального  землевладения появляются и феодальные повинности:  дань,  оброк  продуктами (XI–XIV вв.),  денежный  оброк (XV–XVI вв.), барщина (XVII в.). В X–XII вв. в Древнерусском государстве были заложены основы формирования бюджетной системы. Кроме того, определялась многоступенчатая система формирования доходов: на уровне государства, отдельных княжеств и внутри них. [1, c.13]

Первый республиканский  бюджет Беларуси был утвержден на 1991г.

Таким образом, государственный бюджет- это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Конгресс, Государственная Дума, Парламент и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнению. [5, c.423]

Бюджет выступает  центральным звеном государственных финансов и одним из самых важных институтов экономического суверенитета государства. Он обеспечивает не только аккумулирование средств, необходимых для финансирования государства, используется не только для частичного перераспределения доходов с целью формирования благоприятного социального среды в государстве, но и активно влияет на экономические, социальные, национальные, региональные процессы в обществе и внедрение вышестоящими органами власти соответствующей национальной стратегии развития, направленной на укрепление государственной безопасности.

В государственном  бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Экономическое значение бюджета заключается в  том, что он формирует значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции, увеличиваются государственные материальные резервы и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения. В рамках бюджета предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, оказывается помощь другим странам. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно- территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.

К числу ее особенностей относятся следующие:

- государственный  бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно – территориальных формирований;

- с помощью  бюджета происходит перераспределение   национального дохода, реже –  национального богатства между  отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного  перераспределения стоимости определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими  перед обществом на каждом  историческом этапе его развития.

Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно  влияет на формирование важнейших экономических  и финансовых показателей: объем  производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.

Государственный бюджет, являясь  основным планом государства, дает органам  власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции:

- распределительную (через  госбюджет перераспределяется от 20 до   60 % национального дохода);

- контрольную (движение  бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

- регулирующую (изменение доходов и расходов  госбюджета позволяет смягчить  спад производства, снизить уровень  безработицы, темпы инфляции и  т.д., т.е. стабилизировать экономику). [7, с.235]

Подводя итог, можно  сделать вывод, что бюджетные  отношения зарождаются задолго  до непосредственного перераспределения  стоимости общественного продукта, а именно – одновременно с формированием  финансовых отношений и в их составе, главным образом, на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей  в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей. 

 

 

1.2. Доходы и расходы государственного бюджета РБ

 

Основную часть  доходной части бюджета составляют налоги. Они являются важнейшим источником финансовых ресурсов государства. В  развитых странах они обеспечивают около 90 % всей доходной части бюджета.

Доходы бюджета  классифицируются по следующим группам:

 1. по методам аккумуляции: налоговые и неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства: арендная плата, доходы от деятельности казенных предприятий, доходы от приватизации, доходы от проведения лотерей, штрафы, пени, сеньораж -доходы от эмиссии денег, доходы от ценных бумаг);

2. по  порядку зачисления средств в  бюджет: закрепленные (собственные) и регулирующие доходы.

Собственные доходы бюджетов – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим региональным или местным бюджетом.

К регулирующим относятся доходы, которые поступают в бюджет в виде процентных отчислений от региональных налогов, неналоговых доходов по определенным нормативам, утверждаемым на каждый год. Если регулирующих и собственных доходов оказывается недостаточно для сбалансированности бюджета, то из вышестоящего бюджета может осуществляться финансовая помощь (дотации, субвенции). Дотация-это средства, выделяемые без заранее оговоренных условий, а субвенция – это целевое пособие, подлежащее его возврату в случае его нецелевого использования. [4, с.279-280]

Для анализа  динамики доходов государственного бюджета РБ за 2007-2011 гг.  составим диаграмму и проанализируем ее:

    Рисунок 1.1 – Динамика доходов гос.бюджета в РБ за 2007-2011 гг.

   Источник: составлено автором по [11]

На этой диаграмме  наглядно заметно, что самый низкий уровень фактических доходов был в 2010 году. Возникает вопрос: а почему так? Давайте проанализируем экономическую ситуацию в стране именно в этот период:  во-первых, основным доходом являются налоги. Но в 1 полугодии 2010 года  работники организаций работали в режиме вынужденной неполной занятости, т.к. уровень покупательской способности снизился, и то количество товаров и услуг, которые нам предлагали – полностью обеспечивали наши потребности, соответственно, уровень производства упал и многие предприятия понесли убытки.  Отсюда следует, что экспорт тоже сократился и соответственно, сократились налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Можно сказать, что это все является последствием мирового финансового кризиса.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь