Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути государственного бюджета в целом, так и его составных частей. Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
1) раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета;
2) рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета;
3) определить концепции государственного бюджета
4) рассмотреть бюджетный дефицит и государственный долг
5) исследовать современное состояние бюджета страны
6) найти пути улучшения сбалансированности бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………….…………………………. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ. ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ .………………….………..………… 4
1.1. Понятие бюджета. Его роль в государстве ………………….4
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета РБ …………. 6
Глава 2. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА……………………… 13
2.1. Концепции государственного бюджета ……………………… 13
2.2. Бюджетный дефицит и государственный долг ……………… 15
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РБ ……………………………….. 23
3.1. Состояние государственного бюджета сегодня ……………... 23
3.2. Направления улучшения сбалансированности бюджета РБ ... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 30

Файлы: 1 файл

курсовая гос.бюджет.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

- снижается  эффективность экономики, поскольку  отвлекаются средства из производственного  сектора, как на обслуживание  долга, так и на выплату самой  суммы долга;

- наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала;

- усиливается  неравенство в доходах;

- создается  угроза высокой инфляции в  будущем. Дело в том, что  государство, финансируя дефицит  бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;

- дефицит госбюджета  может стать хроническим явлением;

- необходимость  выплаты процентов по долгу  может потребовать повышения  налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. [5, с.436-437]

Таким образом, внутренний государственный долг - задолженность государства перед своими гражданами - образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой осторожности в своем использовании.

Внешний государственный  долг – эта суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

Внешний долг может  появиться по двум основным причинам:

- в результате  прямого заимствования средств  у иностранных государств, частных  компаний и путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено  необходимостью возвращения долга  и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.

Негативные  последствия внешнего долга состоят  также в том, что: при хроническом  дефиците торгового (платежного) баланса  появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге  привести к валютному кризису, возникает  угроза долгового кризиса. Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и индикаторов государственного долга.

 

Рисунок 2.3 – Внешний долг РБ на начало 2008 -2012 гг.

Источник: составлено автором по [12]

Внешний долг более  опасен, т.к. нужно расплачиваться ресурсами  своей страны.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются  в следующем:

  1. Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  2. Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций; в долгосрочном периоде это может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
  3. Создается угроза высокой инфляции;
  4. Возлагая бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
  5. Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж. [3, с.512-515]

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РБ

 

3.1. Состояние государственного бюджета сегодня

 

Основная доля расходов государственного бюджета планируется на финансирование социальной сферы (33,7% к итогу), отраслей экономики (30% к итогу) и общегосударственных расходов (20,6%).

Структура бюджетных  расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете выглядит следующим образом:

  1. Социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40-50%;
  2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%;
  3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам -10-20%;
  4. Административно- управленческие расходы: содержание государственных органов, милиции и т.д. – 5-10%;
  5. Платежи по государственному долгу – 7-8%.

Утвержден республиканский  бюджет на 2012 год по расходам в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого  объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей.

Доходная часть бюджета, как и ранее, будет сформирована в основном за счет налоговых отчислений. Так, налоговые доходы государства составят 83,5 трлн. рублей, или $10 млрд. (90% всей доходной части бюджета), и вырастут по сравнению с прошлым годом на 10,2%. При этом налоги на доходы и прибыль с граждан и предприятий ожидаются в размере 4,77 трлн. рублей, или $569,5 млн. (5% доходной части бюджета), их рост по сравнению с прошлым годом составит 1,42%. Отметим, что план по сбору налогов с прибыли и доходов будет выполнить проблематичнее в связи со снижением ставки налога на прибыль и уменьшением реальных доходов населения.

Главными налоговыми поступлениями по-прежнему остаются НДС и акцизы: 33,4 и 11,4 трлн. рублей соответственно, или $3,99 и $1,35 млрд. В сумме они дают почти половину всех доходов республиканского бюджета. Поэтому ожидать какого-либо снижения этих двух налогов в ближайшее время не приходится. Государство намерено собрать таких налогов в долларовом эквиваленте почти на 20% больше, чем в прошлом году.

Сбор налогов  от внешнеэкономической деятельности, напротив, ожидает сокращение на 3%: доходы от них ожидаются на уровне 25,4 трлн. рублей, или $3,03 млрд. (27,4% доходной части бюджета). При этом 95% всей суммы составят ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Настораживает запланированный рост по сравнению  с прошлым годом отчислений в  инновационные фонды на $242,1 млн., или на 548,4%. Из этого можно сделать вывод, что ставка на данный вид налога, скорее всего, будет существенно увеличена.

По неналоговым  доходам государства, в том числе по доходам от использования имущества, находящегося в государственной собственности, предполагается снижение доходов на $501,8 млн., или на 41,4%. Связано это, видимо, с грядущими планами приватизации и перехода части госсобственности в частные руки.

Общая структура расходов бюджета практически не изменилась. лидерами роста в абсолютных цифрах стали такие статьи затрат: «Общегосударственная деятельность» — рост на $237,7 млн., или на 4,7%, до $5,3 млрд.; «Национальная экономика» — рост на $34,4 млн., или на 1,73%, до $2 млрд.; «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» — рост на $18,2 млн., или на 9,95%, до $200,8 млн.; «Национальная оборона» — рост на $17,6 млн., или на 3,3%, до $550,1 млн.

При этом сокращению в долларовом эквиваленте подверглись следующие статьи расходов: «Социальная политика» — сокращение на $75,1 млн., или на 6,63%, до $1,06 млрд.; «Охрана окружающей среды» — сокращение на $12,1 млн., или на 15,95%, до $63,5 млн.; «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство» — сокращение на $1,9 млн., или на 19,43%, до $7,7 млн. Если в предыдущем году статьи расходов на социальные нужды («Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») занимали 21,3% всех трат, то в 2012 году они займут уже 20,5%.

В структуре  затрат по статье «Национальная экономику» главное место займут расходы  на топливно-энергетический комплекс — рост расходов на $183,7 млн., или на 75,3%, до $427,8 млн. Произойдет сокращение затрат по следующим статьям: «Дорожное хозяйство» — на $66,3 млн., или на 21%, до $254 млн.; «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» — на $59,5 млн., или на 6,9%, до $804,8 млн.; «Транспорт» — на $28,9 млн., или на 34,6%, до $54,7 млн.

Коснутся сокращения бюджета и органов внутренних дел — расходы на них запланировано  уменьшить на $39,9 млн., или на 10,1%, до $348,2 млн. А вот затраты на здравоохранение и образование, напротив, вырастут, хоть и незначительно — на $13,2 млн. и $10,3 млн., до $452,8 млн. и $551,4 млн. соответственно.

Возникает вопрос: куда будут направлены деньги, взятые из расходов на социальные нужды населения? Для этого надо внимательно рассмотреть статью расходов «Общегосударственная деятельность». Наибольший рост расходов по этой статье пришелся на следующие виды трат: «Обслуживание государственного долга Республики Беларусь» — рост на $249,6 млн., или на 41,65%, до $848,8 млн.; «Резервные фонды» — рост на $224,4 млн., или на 285%, до $303,2 млн.; «Другая общегосударственная деятельность» — рост на $139,5 млн., или на 120,3%, до $255,4 млн.

Подводя итог, можно  сказать, что государство в новом  году собирается увеличить сбор налогов  с предприятий, частного бизнеса и граждан, а взамен планируется некоторое сокращение социальной направленности бюджета. Часть сэкономленных денежных средств пойдет в резервный фонд президента Республики Беларусь, а еще часть будет роздана в виде бюджетных кредитов, займов и ссуд. [8, с.3-5]

 

 

3.2. Направления улучшения сбалансированности бюджета РБ

 

Важнейшее условие успешного функционирования бюджетного процесса – постоянное совершенствование бюджетного прогнозирования. Сегодня требует коренного реформирования методологическая и методическая база бюджетного планирования. Многократная корректировка в течение года показателей по доходам и расходам бюджета связана в том числе и с недостаточно высоким качеством прогнозирования.

Одним из ключевых условий успешного планирования бюджета является достоверный прогноз показателей реального сектора экономики, параметров кредитно-денежной политики.

В настоящее  время доходы бюджета планируются  в основном на основе среднего процента изъятия и прогнозирования налогооблагаемой базы. Альтернативные расчеты плановых сумм поступлений налогов на многовариантной основе не проводятся.

Между тем, оценивать  влияние возможных изменений  налогового и таможенного законодательства на макроэкономические показатели и  увеличение доходов можно только на основе многовариантных аналитических расчетов, обосновывающих необходимость и преимущества нововведений. Такие расчеты могли бы стать базой для многовариантного составления бюджета с целью выбора наилучшего решения, оптимизации структуры доходов.

В области планирования доходов бюджета необходимо формирование рациональной структуры доходов, имеется в виду соотношение налогов и неналоговых платежей, прямых и косвенных налогов. Поступление доходов в бюджет за счет косвенных налогов при инфляции в экономике не зависит  от повышения отдачи вложенных средств и развитие производства, доходы определяются главным образом ростом цен на продукцию. Поэтому роль прямого налогообложения должна увеличиваться, косвенные налоги необходимо замещать прямыми.

Следует совершенствовать налоговое планирование, укрепить законодательные основы налогообложения, оптимизировать налоговую нагрузку.

В целях обеспечения  отраслям экономики равного доступа  к бюджетным ресурсам и создания интегрированной расходной части  бюджета необходимо отказаться от резервирования средств в целевых отраслевых фондах.

Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки  экономики, концентрироваться в  перспективных отраслях, определяющих научно – технический прогресс, экспортный потенциал страны.

Финансовое  обеспечение через бюджет ряда государственных  программ в настоящее время не сокращается, а с каждым годом  увеличивается, поэтому следует  сократить расходную часть бюджета  посредствам сокращения отдельных  непроизводительных расходов (на силовые структуры, управленческие, строительство объектов не первоочередной важности), отказаться от финансирования отдельных приоритетов.

На стадии исполнения бюджета следует ужесточить подходы  к предоставлению субъектам хозяйствования различного рода льгот и преференций, сократить объемы льготного кредитования.

Наличие бюджетного дефицита создает необходимость  изыскания дополнительных источников финансирования государственных расходов. Традиционные налоговые источники  увеличения доходной части бюджета уже исчерпаны, поэтому необходимо изыскивать резервы за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов: использование выгодного географического положения республики, через которую проходят основные транспортные потоки, развитие сервисных услуг, туризма, увеличение поступлений от негосударственного сектора, усиление роли рыночных источников поступления доходов – от приватизации, акционирования, налогов на собственность и др.

Размер дотаций  местным бюджетам не учитывает доходный потенциал и степень участия региона в формировании доходов бюджета. Такое централизованное финансирование дефицита может привести к отсутствию заинтересованности в осуществлении эффективной политики управления расходами. Нужно ввести принцип объективности расчета финансовой помощи, придание ей стимулирующего характера.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь