Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути государственного бюджета в целом, так и его составных частей. Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
1) раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета;
2) рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета;
3) определить концепции государственного бюджета
4) рассмотреть бюджетный дефицит и государственный долг
5) исследовать современное состояние бюджета страны
6) найти пути улучшения сбалансированности бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………….…………………………. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ. ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ .………………….………..………… 4
1.1. Понятие бюджета. Его роль в государстве ………………….4
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета РБ …………. 6
Глава 2. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА……………………… 13
2.1. Концепции государственного бюджета ……………………… 13
2.2. Бюджетный дефицит и государственный долг ……………… 15
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РБ ……………………………….. 23
3.1. Состояние государственного бюджета сегодня ……………... 23
3.2. Направления улучшения сбалансированности бюджета РБ ... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 30

Файлы: 1 файл

курсовая гос.бюджет.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

• хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;

• повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, тем самым это ведет к росту безработицы, т.к. сокращается производство. [4, с.296]

 

 

2.2. Бюджетный  дефицит и государственный долг

 

Идеалом бюджетной политики является сбалансированный по доходам и расходам бюджет. Однако, достичь этого на практике достаточно сложно, т.к. на экономическую политику государства оказывает влияние достаточное количество факторов. Президент США Ф.Рузвельт считал, «что, не может быть бездефицитного бюджета, пока в стране есть хоть один нищий», а «жить без дефицитного бюджета- значит жить трудно». [4, С.293]

Бюджетный дефицит  представляет собой разницу между  государственными расходами и доходами.

Различают 3 вида бюджетного дефицита: структурный, циклический и фактический.

Структурный дефицит представляет собой разницу между текущими государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

 

                               BDS=G-t*Y*                                                    (2.1)

 

где, BDS –структурный дефицит бюджета,

G – государственные закупки,

t -  налоговая ставка,

Y* - потенциальный ВВП. [2, с.93]

Структурный (активный) бюджетный дефицит возникает, когда государство в целях стимулирования экономического роста, структурной перестройки экономики увеличивает государственные расходы и снижает налоги. Подобная экономическая политика получила название «дефицитного финансирования экономики» и была разработана Дж. М. Кейнсом. [4, с.294]

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.

 

      BDC=BDf - BDS=(G-t*Y) - (G-t*Y*)=t * (Y*-Y)                    (2.2)

 

где, BDC – циклический бюджетный дефицит,

BDf – фактический бюджетный дефицит,

BDS - структурный бюджетный дефицит,

G – государственные закупки,

t -  налоговая ставка,

Y – фактический ВВП,

Y* - потенциальный ВВП. [2, с.93]

Циклический (пассивный) дефицит  бюджета – образуется в результате отставания собираемых налоговых доходов от растущих расходов. Причинами такого развития событий могут быть кризисные явления в экономике, неэффективность финансовой системы страны, разрушение старых, отлаженных хозяйственных связей. Также он может возникать из-за чрезвычайных обстоятельств – крупных стихийных бедствий, войн, которые вызывают значительный рост непредвиденных расходов. [4, с.294]

Способы финансирования дефицита государственного бюджета:

Дефицит государственного бюджета  может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег, за счет займа у населения своей страны (внутренний долг), за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

• Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета: данный способ состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства эмиссионного способа финансирования:

• рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обуславливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

• эту меру можно  осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центробанк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме. [5, с.429]

Недостатки эмиссионного способа финансирования:

• в долгосрочном периоде увеличение денежной массы  ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования;

• этот метод  может оказать дестабилизирующее  воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в  результате роста денежной массы  стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию. [2, с.95]

 • Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа: этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги(государственные облигации), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

• он не ведет  к инфляции, т.к. денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещаются к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

• это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственные  ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрискованы и достаточно доходны (по ним платится процент). [5, с.429-430]

Недостатки этого способа:

• по долгам надо платить. Очевидно, что население  не будет покупать государственные  облигации, если они не будут приносить  дохода, т.е. если по ним не будет  выплачиваться процент. Выплата  процентов по облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е.чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования государственного бюджета, выплата процентов по которым  провоцирует еще больший дефицит;

• долговой способ финансирования вызывает «эффект вытеснения» частных инвестиций. Часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате  объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости  со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обуславливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска;

• долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы». Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Соответственно, при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. «Эффект вытеснения» проявляется также и в том, что наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса. Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов. Это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты. В результате товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей. Это снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обуславливает дефицит торгового баланса. [2, с.95]

 Например, на  протяжение последних 5 лет  сальдо торгового баланса отрицательное, причем с каждым годом оно возрастает со знаком минус.

Рисунок 2.1 – Сальдо торгового баланса РБ за 2007-2011 гг.

Источник: составлено автором по [11]

По диаграмме  видно, что с каждым годом сальдо торгового баланса падает вниз, это означает, что в страну ввозят больше, чем вывозят. Это обусловлено тем, что заграничные товары более дешевые, а наши, отечественные являются неконкурентоспособными. Основными торговыми партнерами республики являются: Россия – 45% от всего объема товарооборота, Украина – 6%, Нидерланды – 5,1%, Германия – 5%, Китай – 3,7%, Венесуэла – 3,5%, Польша – 3,1%, Бразилия – 3%, Азербайджан – 2,9%, Латвия – 2,3%.

 

Рисунок 2.2 - Товарная структура экспорта и импорта РБ в 2011 году

Источник: [13]

Не для кого не секрет, что в РБ очень хорошо развито сельское хозяйство, и по этой диаграмме заметно, что продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье мы экспортируем 12,9%, а импортируем 8,2%. Те цены, которые устанавливаем мы при вывозе товаров данной группы, на порядок меньше тех цен, которые установлены в стране, в которую мы ввозим наши товары. Черные и цветные металлы: в связи с отсутствием полезных ископаемых мы просто должны замещать их, именно поэтому здесь всегда будет импорт больше экспорта, причем с годами показатель импорта будет увеличиваться. Машины, оборудование и транспортные средства: в РБ только 2 предприятия, которые производят транспортные средства, это ОАО «БелАЗ» и  Минский тракторный завод, а вот производство легковых машин нет. За счет этого, что люди всегда стремятся покупать легковое авто, импорт будет больше экспорта. Продукция химической промышленности, каучук: здесь есть необходимость в ввозе только некоторой части сырья. В РБ достаточно высоко развита химическая промышленность. Минеральные продукты: основная группа здесь -это топливо, а топливо получают из нефти, а залежей нефти в Беларуси немного,  открыто 75 месторождений нефти! Нефть имеет свойства заканчиваться и здесь просто необходим импорт.

• Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга (займа): т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка и др.).

  Достоинства этого способа:

• возможность  получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а  финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

• необходимость  возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы  долга, так и процентов по долгу);

• невозможность  построения финансовой пирамиды для  выплаты внешнего долга;

• необходимость  отвлечения средств из экономики  страны для выплаты внешнего долга  и его обслуживания, что ведет  к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

• при дефиците платежного баланса возможность  истощения золотовалютных резервов страны.

Итак, все три  способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства  и недостатки.

Финансовой  наукой и международной практикой определен оптимальный размер бюджетного дефицита, которой не должен превышать

2–3 % ВНП, или 5 % от национального дохода, или 8–10 % от расходной части бюджета. [6, с.49]

В результате использования  второго и третьего способа финансирования дефицита государственного бюджета  образуется государственный долг. [5, с.431-432]

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Таким образом, это показатель запаса, поскольку  рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2011 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).

Причиной появления  и увеличения государственного долга  является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов. [5, с.435-436]

Поэтому, различают 2 вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний  государственный долг - это долг государства в лице его правительства  перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Исходя из приведенного определения следует, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.

Большинство экономистов  утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе. Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь