Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности государственного бюджета, изучение доходной и расходной части бюджета, изучение путей совершенствования государственного бюджета.
Тема данной курсовой работы достаточно хорошо раскрыта в учебных пособиях под редакцией: Н.Е. Заяц., Е.Г.Ефимова., Т.В. Брайчева., Г.К. Мультана., М.К. Бункина., А.С. Нешитой., В.Д. Фетисов., П.В. Вархин., Е.М. Попов., М.В. Романовский.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Экономическая сущность государственного бюджета и его функции..6
Доходы и расходы государственного бюджета………………………...12
Пути совершенствования государственного бюджета…………………28
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемых источников……………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Белкоопсоюз

Учреждение образования

«Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации»

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Теория финансов»

 

На тему: «Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение»

 

 

                                                                                       Выполнила студентка

                                                                                     Учетно-финансового

                                                                     Факультета

                                                                              Группы Нс – 13

                                                                            А.А. Мурашко

                                                                               Руководитель:

                                                                                    ст. пр. З.Р. Марусик  

 

               

Гомель, 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

  1. Экономическая сущность государственного бюджета и его функции..6
  2. Доходы и расходы государственного бюджета………………………...12
  3. Пути совершенствования государственного бюджета…………………28

Заключение……………………………………………………………………….46

Список используемых источников……………………………………………..49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Курсовая работа состоит 5 страниц, 2 таблиц и 19 используемых источников.

Наименование темы: Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение.

Ключевые слова: доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, распределение, денежные средства, перераспределение, национальный доход.

Объект исследования: государственный бюджет

Предмет исследования: доходная и расходная часть государственного бюджета.

Используемые методы исследования: сравнение, обобщение и описание теоретического материала.

Экономическая и социальная значимость работы: заключается в исследовании государственного бюджета и путей его совершенствования.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитические материалы правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретических, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.    

 

                                           ___________________

 

 

 

Введение

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируются структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса. Это требует реформирование бюджета и бюджетного процесса с учетом особенностей рыночных преобразований.

По–прежнему актуальной проблемой остается создание эффективной системы бюджетных отношений между всеми уровнями власти. Важнейшими задачами в сфере межбюджетных отношений являются укрепление доходной базы местных бюджетов, разработка механизма бюджетного выравнивания доходов регионов посредством оказания им финансовой помощи, распределение расходных функций между уровнями власти с целью создания объективной основы бюджетной самостоятельности административно-территориальных единиц.

В экономической литературе государственный бюджет рассматривается, во – первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во – вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. 

Таким образом, выбранная тема курсовой работы является важной и актуальной.

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности государственного бюджета, изучение доходной и расходной части бюджета, изучение путей совершенствования государственного бюджета.

Тема данной курсовой работы достаточно хорошо раскрыта в учебных пособиях под редакцией: Н.Е. Заяц., Е.Г.Ефимова., Т.В. Брайчева., Г.К. Мультана., М.К. Бункина., А.С. Нешитой., В.Д. Фетисов., П.В. Вархин., Е.М. Попов., М.В. Романовский.

Объектом исследования является государственный бюджет.

Предметом исследования выступает доходная и расходная часть государственного бюджета Республики Беларусь.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия: Теория финансов под редакцией Н.Е. Заяц, Финансовая система Беларуси под редакцией М.К. Фисенко, Государственные финансы под редакцией Т.В. Брайчева, Финансы под редакцией П.Н. Шуляк.

Курсовая работа содержит 5  страниц машинного текста, 19 источников

  1. Экономическая сущность государственного бюджета и его

функции.

Учение о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений – бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.

Возникновение такого фонда предопределено исторически.

Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Это было естественно, поскольку «в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения». Изначально формирование бюджетного фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывает все уровни хозяйствования.

По мнению А.С. Нешитой «…бюджетные отношения носят объективный характер. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально – финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально – культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия издержек государственного управления» [9, с. 512].

В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны. Конкретная величина этого фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях; решаемых обществом экономических и социальных задач. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, имея при этом одновременно ряд особенностей. К ним можно отнести следующее: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений , связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно – территориальных образований; с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими на конкретном этапе его экономического развития; область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.

По Г.К. Мультану «…государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются» [5, с. 59].

Сфера действия распределительной функции определяется, что в отношении с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Также одной из важнейших функций государственного бюджета является регулирующая функция ее суть заключается в стимулирование и регулирование развития экономики по средствам финансов.

Основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства, утверждаемого законодательным органом власти, с экономико-законодательной точки зрения являются: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется до 40% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производственных сил, подъем экономики и культуры на всей территории. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение