Сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

гос бюджет.docx

— 23.62 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность государственного бюджета

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Прежде всего необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет может быть выделен в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета и бюджетной системы следует рассматривать прежде всего на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

Государственный бюджет, являясь эффективным регулятором экономики, отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов, определяет налоговую политику в стране, фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.

 

2. Закон Вагнера и его проявление.

Наиболее известным теоретическим положением считается закон Вагнера, известный также как закон возрастающих государственных расходов.

В соответствии с законом Вагнера, по мере развития экономики деятельность и функции правительства увеличиваются. По его словам, комплексные сравнения разных стран и разных времен показывают, что среди прогрессивных народов (обществ), происходит регулярное увеличение активности как центрального правительства, так и местных органов власти. Они постоянно принимают новые функции, при этом выполняя и старые, и новые функции более эффективно и более полно. Таким образом, экономические потребности людей удовлетворяются в большей степени.

Закон Вагнера свидетельствует о том, что государство эволюционирует от свободного рыночного капитализма к государству, в котором население голосует за все возрастающий уровень социальных услуг. Увеличение государственных расходов необходимо по трем основным причинам. Вагнер определял их следующим образом:

1. социальная деятельность  государства;

2. административные и  защитные действия;

3. функции благосостояния.

Следующий материал дает более широкое толкование трех оригинальных положений Вагнера. Итак, причины постоянного увеличения государственных расходов:

1. социально-политические - на протяжении истории происходит  существенное расширение социальных  функций государства (пенсионное  страхование, помощь населению при  стихийных бедствиях и катастрофах);

2. экономические - научно-технический  прогресс, и как следствие, увеличение  государственных ассигнований в  науку, различные инвестиционные  проекты и т.д.;

3. исторические - государство  для финансирования непредвиденных  расходов прибегает займам, год  за годом происходит рост размера  государственного долга и процентов  по нему, иными словами, расходов  на его обслуживание.

Гипотеза Пикока-Вайзмана.

Согласно исследованию о государственных расходах на период 1891-1955 в Великобритании, проведенного Пикоком и Вайзманом, было установлено, что закон Вагнера продолжает действовать. Было также отмечено, что:

Значительное увеличение доходов правительства в связи с экономическим ростом на протяжении многих лет привело к повышению государственных расходов.

Правительство не может игнорировать требования населения по расширению перечня предоставляемых услуг, особенно в условиях увеличения государственных доходов.

Во время войны налоговые ставки увеличиваются для увеличения расходов на оборону. Это явление известно как «эффект вытеснения». Действовавшие ранее налоговые ставки вытесняются новыми, более высокими. Но ставки остаются таким же и после войны, поскольку люди уже привыкли к ним. Такое увеличение доходов соответственно приводит и к увеличению государственных расходов.

Еще одним важным вкладом в развитие налоговой теории стало формулирование Вагнером принципов налогообложения. Наиболее известными на тот момент были четыре принципа Адама Смита:

1. равномерность;

2. определенность;

3. удобство;

4. дешевизна.

У Вагнера принципы получают принципиально новое значение. Он выделяет 9 принципов, которые классифицирует в 4 группы.

I. Финансовые принципы  организации налогообложения.

1. Достаточность налогообложения.

2. Эластичность налогообложения.

II. Народнохозяйственные  принципы.

3. Соответствующий выбор  источника налогообложения.

4. Правильная комбинация  налогов в такую систему, которая  учитывает переложения налогов.

III. Этические принципы.

5. Всеобщность налогообложения.

6. Равномерность.

IV. Административно-технические  принципы.

7. Определенность налогообложения.

8. Удобство оплаты.

9. Низкие затраты взимания  налогов.

Принципы А. Вагнера учитывают много факторов, которые появились после А. Смита. На первом месте Вагнер ставит финансовые принципы (достаточность, эластичность), в отличие от многих финансистов-современников, которые ставили на первое место принципы справедливости, равномерности налогообложения. Это наглядно демонстрирует изменения как в мировой экономике вообще, так и в отношении понимания сущности налогов. Вагнер исходит из того, что общественно-хозяйственная система является столь необходимой для людей, что достаточность средств для нее должна быть поставлена на первое место, а принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы.

 

3.Роль бюджета, регулирование социально-экономических процессов.

Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и расходы бюджета выступают регулятором социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики. При этом реализация целей и задач бюджетной политики происходит путем создания адекватного этим целям бюджетного механизма, который позволяет облечь объективно существующие отношения в организационные формы мобилизации доходов в бюджет и осуществления расходов. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Используя те или иные формы бюджетных изъятий, государство влияет на совокупное потребление, перераспределяя денежные ресурсы между отдельными социальными группами, а также изменяет структуру накоплений субъектов xозяйствования.

Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение расходов — обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Вместе с тем расходы бюджета могут оказывать активное воздействие на общественное воспроизводство. Бюджетные расходы выступают фактором, оказывающим влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Влияние бюджетных расходов на социально-экономические процессы осуществляется как через приоритетное финансирование отдельных отраслей экономики, определяющих перспективное развитие экономики, науки и научно-технического прогресса, так и через выбор адекватных форм бюджетного финансирования, нацеленных на повышение эффективности использования предоставленных бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Сущность государственного бюджета
  2. Закон Вагнера и его проявление.
  3. Роль бюджета, регулирование социально-экономических процессов.

Список литературы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минский институт управления

 

 

 

Управляемая самостоятельная работа №1

По дисциплине «Государственный бюджет»

По теме: «Роль бюджета, регулирование

социально-экономических процессов»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Факультета экономики

Группы 100501с

Борознёнок Дарья Константиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013г.


Информация о работе Сущность государственного бюджета