Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности государственного бюджета, изучение доходной и расходной части бюджета, изучение путей совершенствования государственного бюджета.
Тема данной курсовой работы достаточно хорошо раскрыта в учебных пособиях под редакцией: Н.Е. Заяц., Е.Г.Ефимова., Т.В. Брайчева., Г.К. Мультана., М.К. Бункина., А.С. Нешитой., В.Д. Фетисов., П.В. Вархин., Е.М. Попов., М.В. Романовский.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Экономическая сущность государственного бюджета и его функции..6
Доходы и расходы государственного бюджета………………………...12
Пути совершенствования государственного бюджета…………………28
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемых источников……………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Указ Президента Республики Беларусь 15 мая 2006 г № 318 о президентской программе «Дети Беларуси». В  Республике Беларусь проживают 2008 тыс. детей в возрасте  до 18 лет, что составляет 21,3 процента от общей численности населения. Планомерно   развивается  государственная  система   санаторно-курортного  лечения и оздоровления детей. Ежегодно  более  200  тыс.детей  лечатся в здравницах республики, свыше 55 тыс. детей отдыхают за рубежом.

Меры,    принятые    Правительством    по    внедрению    новых альтернативных  форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих  их право  жить  и  воспитываться  в семьях,  способствовали  уменьшению численности  этих детей в интернатных учреждениях.  По  сравнению  с 2000 годом их количество снизилось на 8 процентов. Усилены механизмы защиты  прав усыновляемых детей, в том числе в случае международного усыновления.

              Цели программы следующие:

  • обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей;
  • формирование эффективной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

                     Задачи программы следующие:  

  • повышение качества жизни семей с детьми;
  • профилактика безнадзорности и противоправного поведения             несовершеннолетних;
  • укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;
  • снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей;
  • профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей-инвалидов;
  • профилактика социального сиротства, защита прав и обеспечение интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • производство высококачественных, экологически чистых продуктов детского питания.

Приняты    нормативные   правовые   документы    по    вопросам                                                                           совершенствования  государственной  поддержки  семей,  воспитывающих детей,  системы  адресной  социальной  помощи.  Получила  дальнейшее развитие     система     учреждений    социального     обслуживания, предоставляющих  широкий спектр услуг семьям  и  детям.  Увеличилось количество специалистов, занимающихся вопросами охраны детства.

Указ Президента Республики Беларусь 25 марта 2005 г. № 150 о государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Проблема села  и  сельскохозяйственного  производства - одна из главных в социально-экономическом  развитии  общества  и  укреплении безопасности страны. Основными целями Программы являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения,  уровня  социально-бытового  и  инженерного  обустройства сельских  населенных  пунктов,  сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций. На основе Программы возрождения и развития  села  на  2005-2010 годы предстоит создать устойчивую аграрную экономику,  гарантирующую продовольственную безопасность Беларуси,  обеспечение более высокого уровня жизни сельского населения, соответствующего новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 мая 2004 г. № 645 об утверждении государственной целевой программы развития плодоводства на 2004-2010 г «Плодоводства». В целях  увеличения  объемов  производства и улучшения качества плодов  и  ягод,  насыщения  потребительского   рынка   качественной плодово-ягодной  продукцией  и  продуктами ее переработки,  снижения импорта  и  наращивания  экспортного  потенциала   предусматривается решить следующие задачи:

  • расширить породно-сортовой состав плодовых и ягодных культур;
  • укрепить  материально-техническую  базу;
  • обеспечить  завершение  строительства  оросительных  систем   в научно-исследовательских    организациях    и     питомниководческих хозяйствах;
  • завершить создание системы сертификации посадочного материала в плодопитомниках  всех  форм  собственности,  исключающей поставку на рынок низкокачественного посадочного материала;
  • перевести    плодопитомники    республики    на    производство оздоровленного и тестированного посадочного материала;
  • довести  к  2010  году объем производства посадочного материала плодовых культур  до  1,1  млн.штук,  ягодных  кустарников  - до 1,2 млн.штук, рассады земляники - до 1,9 млн.штук в год;
  • нарастить объемы производства плодов и ягод за счет  выполнения комплекса  мер  по  уходу за действующими садами высокого и среднего бонитета  на  площади  20  тыс.гектаров  и  закладки   новых   садов интенсивного  типа,  в  том  числе в сырьевых зонах перерабатывающих организаций, на площади 12,2 тыс.гектаров;
  • заложить  145  гектаров  плантаций  нетрадиционных  плодовых  и ягодных культур;
  • расширить        объемы        производства       отечественных сельскохозяйственных машин   и   орудий   для  механизации  работ  в плодоводстве на предприятиях республики;
  • обновить    машинно-тракторный    парк    садоводческих       и питомниководческих    организаций  за  счет  поставки  тракторов   и специализированной садовой техники по лизингу;
  • создать сырьевые зоны и обеспечить потребности перерабатывающих организаций в плодово-ягодном сырье;
  • раскорчевать сады   очень  низкого  бонитета  на  площади  12,2 тыс.гектаров;
  • продлить сроки  потребления  фруктов  в  свежем  виде  за  счет окончания   строительства   начатых   и   реконструкции    имеющихся плодохранилищ.

     На эти цели  потребуется 149098 млн.рублей.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 марта 2006 № 422 об утверждении государственной программы развития профессионально-технического образования на 2006-2010 годы. 

Основной  целью  настоящей Государственной  программы  является развитие системы профессионально-технического образования, способной удовлетворять  потребности организаций в  кадрах  требуемого  уровня квалификации   и   качества,  содействовать   реализации   принципов непрерывности  общего  и  профессионального  образования  в  стране, обеспечивать  эффективное  использование финансовых  и  материальных ресурсов.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24 августа 2005 г № 927 об утверждении национальной программы развития туризма на 2006-2010 годы.

Национальная  программа развития туризма в Республике  Беларусь

на  2006-2010 годы разработана в целях  создания необходимой  инфраструктуры  в  туристских  зонах,  эффективного   и рационального   использования   природных   ресурсов   и   историко-культурного  наследия  Республики Беларусь, развития  внутреннего  и въездного туризма.

Целью  Программы является формирование и развитие в  Республике Беларусь   высокоэффективного  и  конкурентоспособного   туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения  потребностей отечественных и  зарубежных  граждан  в разнообразных туристских услугах, а с другой - значительный вклад  в развитие  экономики страны (налоговые поступления в  бюджет,  приток валютных  средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение  и рациональное   использование   историко-культурного    наследия    и природного потенциала).

 

 

 

 

 

Заключение

Данная курсовая работа позволяет сделать выводы об экономической сущности государственного бюджета о его доходах и расходах, позволяет выяснить пути совершенствования государственного бюджета.

Таким образом, государственный бюджет является главным звеном в финансовой системе Республики Беларусь. Государственный бюджет формируется в каждом государстве, так как с помощью него определяются на текущий год финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствования и населением. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона.

Бюджет является важным рычагом воздействия на экономику и стимулирования ее роста. Основными функциями бюджета являются: перераспределения валового внутреннего продукта, государственное регулировании и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительство может регулировать объем совокупного спроса, влиять на колебания экономической конъюнктуры.

 Бюджет представляет  собой сгруппированную сводку  сметных расходов и предусмотренных  для их покрытия доходов на  один финансовый год.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые  в распоряжение центральных и местных органов власти. Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов на отдельные отрасли и сферы экономики – промышленность, строительство, образование, науку, здравоохранение. Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета ограничивается размерами поступающих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывая положительное влияние на доходы, содействуя развитию социально-экономических процессов в стране.

Сущность государственного бюджета его экономическую природу составляют экономические отношения, где всегда в качестве одного из субъектов выступает государство. Внешними признаками бюджета является финансовый план. При формировании доходной части бюджета государство вступает в финансовые взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов.

Бюджет – это экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств государства. Понятие государственный бюджет отражает три важные его стороны:

  1. Материальное содержание бюджета – это фонд денежных средств;
  2. Форма – это план;
  3. Сущность бюджета – это финансово-экономические отношения.

Категория государственного бюджета зависит от многих объективных и субъективных факторов, поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различны в каждом конкретном случае в каждой конкретный исторический период в различных странах.

Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развития экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного воспроизводства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, что в конечном счете позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – образование, здравоохранение, культуры и искусства.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено, прежде всего, объективной необходимостью улучшения качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Бабич, А.М. Финансы : учеб. для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 760 с.
  2. Брайчева, Т.В. Государственные финансы: учеб. пособие для вузов / Т.В. Брайчева. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.
  3. Бункина, М.К. Национальная экономика: учеб. для вузов / М.К Бункина. – М. : Логос, 2003. – 488 с.
  4. Вархин, П.И. Финансы : учеб. для вузов / П.И. Вархин, А.С. Нешитой. – М. : Маркетинг, 2000. – 506 с.
  5. Государственные финансы: учеб. пособие для вузов / Г.К. Мультан . – Мн.: БГЭУ, 2005. – 166 с.
  6. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория : учеб. пособие / Е.Г. Ефимова. – М. : МГИУ, 2007. – 198 с.
  7. Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / А. Луссе. – СПб. : Питер, 1999. – 240 с.
  8. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева. – М. : ГУ ВШЭ, 2002. – 512 с.
  9. Нешитой, А.С. Финансы : учебник / А.С. Нешитой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 512 с.
  10. Попов, Е.М. Финансы и кредит в потребительской кооперации: учебник / Е.М. Попов. – Мн. : ООО «Мисанта», 2001. – 384 с.
  11. Романовский, М.В. Финансы и кредит : учебник / под. ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М. : Высшее образование, 2007. – 575 с.
  12. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 289 с.
  13. Теория финансов: учеб. пособие для вузов / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
  14. Фетисов, В.Д. Финансы : учеб. пособие для вузов / В.Д. Фетисов. – М. : ЮНИТИ, 2003. – 335 с.
  15. Финансы : учеб. для вузов / под ред. В.П. Литовченко. – М.: Дашков и К, 2004. – 724 с.
  16. Финансы: учебник / В.П. Литовченко [и др.] ; под ред. проф. В.П. Литовченко. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 588 с.
  17. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко. – Мн. : Соврем. шк., 2008. – 184 с.
  18. Шуляк, П.Н. Финансы : учеб. пособие / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова. – 4-е изд., испр. И доп. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 606 с.
  19. Экономика: учеб. пособие для вузов / под ред. К.И. Бахитова, Т.С. Ванеркиной. – М.: Экономика, 2004. – 364 с.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение