Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности государственного бюджета, изучение доходной и расходной части бюджета, изучение путей совершенствования государственного бюджета.
Тема данной курсовой работы достаточно хорошо раскрыта в учебных пособиях под редакцией: Н.Е. Заяц., Е.Г.Ефимова., Т.В. Брайчева., Г.К. Мультана., М.К. Бункина., А.С. Нешитой., В.Д. Фетисов., П.В. Вархин., Е.М. Попов., М.В. Романовский.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Экономическая сущность государственного бюджета и его функции..6
Доходы и расходы государственного бюджета………………………...12
Пути совершенствования государственного бюджета…………………28
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемых источников……………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Через государственный бюджет, как известно, перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышение эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим, в частности, связанным с освоением космоса и защитой природной среды. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используется налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Социальная функция государственного бюджета заключается в обеспечении финансовыми ресурсами социальной политики государства.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Функции государственного бюджета осуществляется на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. На основе бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов.                               

 

 

 

 

 

 

 

  1. Доходы и расходы государственного бюджета.

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т. е та его часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.

Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно – экономической формации. Они базируются на финансовых взаимоотношениях между участниками бюджетного процесса. Государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода.

Все источники доходов делятся на две основные группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций, к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство.

Применительно к Республики Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно – территориальной единицы или республиканскому бюджету.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями.

Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производственных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы оказывают также сложившаяся экономическая и социальная ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др. Однако в любом случае главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета. Вместе с тем следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие – увеличение поступлений. В этом заключаются фискальная и стимулирующая функции доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

По мнению М. К. Фисенко «…доходы бюджета выражаю экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов» [16, с 100].

По своему материально – вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством страны в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

    • налоговые доходы;
    • взносы на государственное социальное страхование;
    • неналоговые доходы;
    • безвозмездные поступления.

К налоговым доходам относятся:

    • установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы;
    • суммы задолженности по налогам, сбором (пошлинам);
    • пеня;
    • налоговый кредит, отсрочка и (или) рассрочка;
    • проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой;
    • денежные взыскания (штрафы), предусмотренные за нарушение налогового и таможенного законодательства.

 К неналоговым доходам  относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
    • доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности;
    • денежные взыскания (штрафы), за исключением тех штрафов, которые относятся к налоговым доходам;
    • прочие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

По мнению М.К. Фисенко «…доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания (налоговые, неналоговые и др.), но и по другим признакам, а именно:

  • в зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджета – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся:
  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
  • взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
  • безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов» [16, с 101].

Собственные доходы бюджетов разного уровня бюджетной системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом республики Беларусь.

Регулирующие доходы – это республиканские налоги (в унитарных государствах), распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, установленным при утверждении вышестоящего бюджета:

  • по источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
  • в зависимости о гражданства субъектов налогообложения – уплачиваемые резидентами или нерезидентами;
  • по юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Основная доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес;
  • в зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве);
  • по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.
  • по кредитным видам – на прямые и косвенные налоги. К прямым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым – налог на добавленную, акцизы, таможенные пошлины и др.

Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Таблица 2.1

Доходы республиканского бюджета

Наименование статьи доходов

2005

2006

2007

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Налоговые доходы

15432814951

 

16328164650

64,01

19572519020

63,94

Налоги на доходы и прибыль

16737518180

 

1776516329

6,96

2256507828

7,37

Налоги на товары и услуги

8164251228

 

10385931001

40,72

12631321611

41,26

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

1890517654

 

1964582110

7,70

2381588100

7,78

Налоги на фонд  заработной платы

612842100

 

633630000

2,48

-

-

Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

1456304510

 

1567505210

6,15

2303101481

7,52

Взносы на государственное социальное страхование

7965715423

 

8135917000

31,90

9915768430

32,39

   

                                                          

 

                          Окончание таблицы

Наименование статей доходов

2005

2006

2007

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Неналоговые доходы

839542910

 

1044080434

4,09

1122795829

3,67

Доходы от использования имущества, находящиеся в государственной собственности

217890430

 

356862490

1,40

784737210

2,56

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности

198956434

 

245864636

0,96

169379403

0,55

Всего:

   

25508162084

 

30611083279

 

Собственная разработка. Таблица составлена на основе закона «О бюджете Республики Беларусь» за 2005,2006,2007 годы.

 

Одной из важнейших народнохозяйственных задач страны в 2006 – 2010 гг. является рост доходов бюджетов. Основными резервами увеличения доходов бюджетов являются:

  • рост валового внутреннего продукта;
  • расширение налоговой базы бюджетов, что возможно за счет увеличения доходов предприятий, а также домашних хозяйств;
  • сокращение расходов бюджета на содержание административно – управленческого аппарата, снижение затрат на энергоресурсы во всех отраслях народного хозяйства и др.

По мнению П.Н. Шуляк «…расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям» [17, с. 396].

Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов на отдельные отрасли и сферы экономики – промышленность, строительство, образование, науку, здравоохранение и др. Наряду с прямым изменением расходов воздействие осуществляется также косвенным образом – через дотации, субсидии, субвенции и т.п.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета ограничивается размерами поступающих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать положительное влияние на доходы, содействуя развитию социально – экономических процессов в стране.

Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституций Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально – экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно – территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов на очередной финансовый год.

В бюджете на очередной финансовый год предусматриваются также ассигнования на обслуживание долговых обязательств.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение