Государственное строительство Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Республика Беларусь унаследовала конструкцию системы права, сложившуюся в советский период. С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время система права состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, семейное право и др.

Файлы: 1 файл

Контрольная ИГПБ.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

Законом предоставлена возможность назначения отсрочки исполнения и условного  неприменения наказания (ст. 77 и 78 Уголовного кодекса) несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления. Это, безусловно, позволит обеспечить более избирательный подход при решении вопроса об уголовной ответственности данной категории лиц. В то же время значительно увеличен предусмотренный ст.115 и 116 Уголовного кодекса срок лишения свободы, который может быть назначен лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте. С одной стороны, действительно, за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным лишением человека жизни при отягчающих обстоятельствах, наказание в виде 10 лет лишения свободы кажется явно несоразмерным. Судебная практика знает случаи, когда несовершеннолетние убийцы порою превосходят взрослых в изощренности и жестокости совершения убийств. В то же время изменений положений ст.116 Уголовного кодекса выглядело бы более логичным, если бы затрагивало только ситуации, когда в совокупность преступлений или приговоров в отношении несовершеннолетнего входит хотя бы одно особо тяжкое преступление против жизни. Представляется, что эта норма должна иметь прежде всего общепредупредительное значение. Предоставленные законом новые возможности следует применять с особой осторожностью, лишь при наличии обстоятельств, свидетельствующих о крайней социальной опасности обвиняемого, пусть и несовершеннолетнего. Нельзя допускать, чтобы нормой стало назначение несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на срок, превышающий их возраст.     

Изменения, внесенные в целый ряд статей главы 24 Уголовного кодекса-"Преступления против собственности", можно в целом определить как попытку оптимизации уголовной ответственности за данные преступления в общей системе уголовно-правовых санкций. Попытка эта удалась только отчасти, поскольку смягчение нижнего предела санкций в виде лишения свободы при неизменности их верхнего предела данную проблему не решает. К примеру, нижний предел санкции части 4 ст.205 УК (кража в особо крупном размере), является более строгим, чем нижний предел санкции части 1 ст.139 Уголовного кодекса (убийство). Оба деяния относятся к категории особо тяжких преступлений. Можно ли в данном случае говорить о соразмерности установленной за них ответственности? В то же время достаточно удачно скорректирована санкция ст.214 - угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна.      

В целом принятие и введение в действие Закона от 4 января 2003 года - это, безусловно, существенный этап на пути совершенствования уголовного закона. Однако процесс этот еще далек от завершения.      

Анализ  практики применения Уголовного кодекса на протяжении нескольких лет выявил несовершенство целого ряда его норм, оказывающих прямое влияние на решение вопроса о назначении наказаний. Следствием этого является необоснованное преобладание такого вида уголовного наказания, как лишение свободы за нетяжкие преступления, что не соответствует структуре преступности и судимости, общей криминогенной ситуации и возможностям уголовно-исполнительной системы и привело на практике к возрастанию общего числа осужденных, находящихся в местах лишения свободы.     

Такая ситуация сложилась ввиду не вполне обоснованного отнесения ряда преступлений к категории тяжких и особо  тяжких, что привело к завышению  установленного за них наказания; неудачного определения в Уголовном кодексе категорий рецидива преступлений и правил назначения наказания при рецидиве, что существенно ограничило возможности судов по назначению наказания, не связанного с лишением свободы, за неопасные преступления. В уголовном законе также содержится ряд запретов на применение альтернативных лишению свободы наказаний, а также иных мер уголовной ответственности, не связанных с реальным отбыванием наказания, в отношении целого ряда категорий граждан. Поэтому представляется, что следующим направлением, по которому необходимо совершенствование уголовного закона, должна стать оптимизация установленной Уголовным кодексом системы мер уголовной ответственности. 

От 3 декабря 1994 г. N 250" от 12 сентября 2005 г. N 426 дополнены порядок и основания освобождения лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Основные дополнения и  изменения, вносимые Законом от 17 июля 2006 года "О внесении дополнений и  изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" (далее – Закон от 17 июля 2006 года) в ряд законов Республики Беларусь, направлены на выполнение поручений Главы государства, выполнение решений Конституционного Суда, приведение уголовного законодательства в соответствие с международными обязательствами Республики Беларусь, согласование Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 года (далее – УК) с принятыми позднее законодательными актами, усиление ответственности отдельных категорий лиц и за отдельные преступления, а также иное совершенствование уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях с учетом практики его применения.

Так, в перечень должностных  лиц, занимающих ответственное положение, закрепленный частью пятой статьи 4 УК, включаются руководители налоговых органов и их заместители. Это повлечет повышенную ответственность названных лиц за такие преступления против интересов службы, как злоупотребление властью или служебными полномочиями (статья 424 УК), бездействие должностного лица (статья 425 УК), превышение власти или служебных полномочий (статья 426 УК), получение взятки (статья 430 УК). 

Законом Республики Беларусь от 20.12.2007 года № 291-З "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".[3,c.391] 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения в гражданском, брачно-семейном, административном и  других отраслях права в 1991-2007 годах.

Огромный этап развития права  Республики Беларусь, охватывающий конец 90-х гг. ХХ в. — начало ХХI в., отличался внесением значительных изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты и активной кодификационной работой. Так, в 1997 г. были внесены изменения и дополнения в законы: «О Конституционном Суде Республики Беларусь», «О государственной статистике», «О рекламе», «О покровительстве атмосферного воздуха», «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и др.

В 1998 г. были приняты многочисленные законы и кодексы. Так, были приняты  Таможенный кодекс, Водный кодекс, Гражданский  и Хозяйственно-процессуальный кодексы  Республики Беларусь, а также законы «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об объектах, которые находятся только в собственности государства», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», «О Национальной Академии Наук Беларуси», «О внешней трудовой миграции», «О свободных экономических зонах», «Об энергосбережении», «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» и пр.

Также в 1999 г. были приняты  кодексы «О земле», «О браке и  семьи», Воздушный, Гражданско-процессуальный, Жилищный, Трудовой.

Во второй половине 90-х  гг. ХХ в. значительную роль в регламентации  разнообразных вопросов государственной жизни в Республике Беларусь стали играть декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Республика Беларусь при  совершенствовании собственного законодательства учитывает опыт не только бывших советских республик, но всех соседних государств, а также накопленный мировой опыт и нормы международного права. После провозглашения независимости государства Парламентом Республики Беларусь было ратифицировано значительное количество международно-правовых документов.

В развитии права Республики Беларусь в конце XX в. можно выделить несколько тенденций, свидетельствующих об интенсивном совершенствовании отечественной правовой системы: обновление предыдущего законодательства с целью повышения его эффективности и приспособления к новым социально-экономическим условиям на пути построения социального правового государства, принятие ряда новых законов с целью более успешного регулирования наиболее важных сфер жизнедеятельности государства и общества.

Важной тенденцией стала  активная кодификация законодательства Республики Беларусь. Было принято около двадцати новых кодексов по наиболее важным отраслям права — гражданскому, гражданско-процессуальному, хозяйственно-процессуальному, семейному, трудовому, жилищному, административному и др.

Гражданский  кодекс Республики  Беларусь – систематизированный законодательный  акт  от  7  декабря 1998 г. № 218-З (принят Палатой представителей  28  октября  1998 года,  одобрен  Советом Республики 19 ноября  1998  года), вступил в силу с 1 июля 1999 г., действует с учетом  изменений,  внесенных  Законом  от  14  июля 2000 г. № 415-З определяет   правовое  положение участников  гражданского  оборота, основания  возникновения и порядок осуществления права собственности и   других   вещных   прав,  прав   на  результаты  интеллектуальной деятельности,  регулирует  отношения  между  лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность,  или  с их участием, договорные и иные  обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

На современном этапе  в целях дальнейшего совершенствования  системы законодательства актуальным является вопрос о систематизации обновленного законодательства путем создания Свода законов Республики Беларусь.

Основополагающим нормативным  правовым актом, регулирующим отношения  в сфере правового положения  юридических и физических лиц, является Гражданский кодекс Республики Беларусь (подраздел 2 «Лица») (далее – ГК). Кроме того, действует ряд нормативных правовых актов различного уровня. В частности, Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2006 года, Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», которые уточняют и детализируют общие нормативные правила, а также определяют специфику отдельных видов правоотношений.

В настоящее время развитие законодательства в области правового  регулирования положения юридических и физических лиц идет по пути развития нормативных предписаний ГК с учетом отсылочных норм. Прежде всего, принимаются нормативные правовые акты, разработка которых предусмотрена ГК, а также законы, регулирующие ранее неурегулированные отношения в сфере правового положения лиц. В их числе, Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 года); Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»; Закон Республики Беларусь от 25 февраля 2002 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»; Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 «О торгово-промышленной палате»; Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» и другие.

Что касается законопроектной  деятельности, в сфере регулирования  общественных отношений, определяющих правовое положение юридических и физических лиц, пунктом 11 плана подготовки законопроектов на 2003 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2003 г. № 8, была предусмотрена подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О производственных кооперативах». В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует единый законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности производственных кооперативов. Необходимость его разработки была обусловлена тем, что производственный кооператив как самостоятельная организационно-правовая форма коммерческой организации закреплен в ГК и не получил дальнейшей правовой регламентации. Статус производственных кооперативов и их членов остается неясным для многих лиц, желающих вести самостоятельную предпринимательскую деятельность. Вместе с тем, подготовленный законопроект был отозван из Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь исходя из мнения ГГПУ АП РБ (письмо от 14.04.2003 № 11/137-32) о том, что подготовка отдельного закона, регулирующего деятельность производственных кооперативов нецелесообразна.

Вместе с тем, в настоящее  время реализованы не все отсылочные нормы ГК в данной сфере. Так, пункт 6 статьи 113 ГК предусматривает, что  правовое положение унитарного предприятия  определяется законодательством об унитарных предприятиях. В настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, определяющий правовое положение унитарного предприятия. В целях реализации вышеуказанной отсылочной нормы ГК пунктом 20 плана подготовки законопроектов на 2006 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2006 г. № 5, была предусмотрена подготовка проекта Закона Республики Беларусь «Об унитарных предприятиях». Вместе с тем, при согласовании законопроекта перед рассмотрением его во втором чтении Администрацией Президента Республики Беларусь было высказано мнение о нецелесообразности принятия данного законопроекта. Было предложено при необходимости внести соответствующие изменения и дополнения в ГК. В связи с тем, что пунктом 12 плана подготовки законопроектов на 2008 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 666, предусмотрена подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» (по вопросам отчуждения доли в праве собственности создания и деятельности унитарных предприятий), Совет Министров Республики Беларусь письмом от 10 января 2008 года отозвал законопроект из Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Информация о работе Государственное строительство Республики Беларусь