Анализ затрат на один рубль проданной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Рыночные отношения на сегодняшний день требуют от фирм повышения качества предоставленных услуг, а для достижения данных требований, необходимо, внедрение новых технологий, эффективные формы хозяйствования и управления фирмой. В свою очередь, совершенствование экономического механизма через рыночные отношения, конкуренция фирм (предприятий) и форм собственности повысили заинтересованность в изучении и практическом применении анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Проблема снижения затрат на производство и реализацию продукции - одна из актуальных для предприятий в условиях рыночных отношений. Основными требованиями для конкурентно-способной продукции является хорошее качество и более низкие затраты по сравнению с другими предприятиями. Возможности снижения затрат имеются на каждом предприятии. Выявить эти возможности помогает анализ основных показателей деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………... 3

1. Методологические положения по проведению анализа изменения затрат на 1 рубль продукции. …………………... 5

1.1. Состав анализируемых показателей и способы их определения ……………….. 5
1.2. Метод анализа …………………………………………………….. 20

2. Исходные данные …………………………………………………. 27

3. Проведение расчетов ……………………………………………… 28

3.1. Предварительные расчеты показателей-факторов ……………….. 28
3.2. Проведение анализа по методу …………………………………. 32

4. Выводы …………………………………………………………….. 36

5. Библиография ………………………………………………………. 40

Файлы: 1 файл

Анализ затрат на один рубль продукции.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Смета затрат, тыс. руб.

Таблица № 4

Элементы

Базисный период

Изменение (%)

Текущий период

Смета затрат

 

              1. Материалы
              2. Оплата труда
              3. ЕСН
              4. Амортизация
              5. Прочие

9606,4

 

3240

1765

628,4

1000

2973

Расчет

 

+16

+6,5

расчет

+5,2

+15

10778,2

 

3758,4

1879,7

669,2

1052

3418


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Проведение анализа по методу

 

1. Затраты на 1 рубль продукции  в базисном периоде по формуле  № 11:

 

(400*4313+280*7015+350*8928) + 2792200  =  0,893037 руб./руб.

        400*7100+280*10900+350*13900

 

Расчет коэффициента изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по ценам) по формуле № 12:

 

428*7100+308*10900+368*13900  =  1,0701

400*7100+280*10900+350*13900

 

Расчет коэффициента изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по себестоимости) по формуле № 13:

 

428*6250+308*9880+368*12400  =  1,0702

400*6250+280*9880+350*12400

 

2. Затраты на 1 рубль продукции  при влиянии изменения объема  по формуле № 14:

 

1,0701*(400*4313+280*7015+350*8928) + 2792200)  =  0,892953 руб./руб.

        1,0702*(400*7100+280*10900+350*13900)

 

3. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения структуры по формуле № 15:

 

(428*4313+308*7015+368*8928) + 2792200  =  0,876041 руб./руб.

         428*7100+280*10900+350*13900

 

4. Затраты на 1 рубль продукции  при влиянии изменения переменных  издержек по формуле № 16:

 

(428*4702+308*7228+368*9185) + 2792200  =  0,90442 руб./руб.

         428*7100+280*10900+350*13900

 

5. Затраты на 1 рубль продукции  при влиянии изменения постоянных  издержек по формуле № 17:

 

(428*4702+308*7228+368*9185) + 3156004  =  0,936024 руб./руб.

         428*7100+280*10900+350*13900

 

6. Затраты на 1 рубль продукции  при влиянии изменения цены  по формуле  № 18:

 

(428*4702+308*7228+368*9185) + 3156004  =  0,878665 руб./руб.

        428*7668+308*11554+368*14734

 

Определяем влияние каждого фактора по формулам № 19-22:

 

0,892953-0,893037 = –0,000084 руб./руб.

0,876041-0,893037 = –0,016996 руб./руб.

0,90442 - 0,876041 = +0,028379 руб./руб.

0,936024-0,90442   = +0,031604 руб./руб.

0,878665-0,936024 = –0,057359 руб./руб.

 

Суммарное влияние всех факторов определяется по формуле № 23:

 

-0,000084-0,016996+0,028379+0,031604-0,057359 = – 0,014456 руб.

0,878665-0,893037 = –0,014456 руб.

 

Переходим к анализу сметы затрат. Горизонтальный анализ проводится по формуле № 10:

3758,4-3240 = +518,4 тыс. руб.

1879,7-1765 = +114,7 тыс. руб.

669,2 – 628,4 = +40,8 тыс. руб.

1052-1000 =  +52   тыс. руб.

3418,9-2973 = +445,9 тыс. руб.

10777,2-9606,4 = 1170,8 тыс. руб.

 

Вертикальный анализ (определение величины статьи сметы в 1 рубле продукции) по формуле № 9:


В базисном периоде:

3240 : 10757 = 0,3012 руб./руб.

1765 : 10757 = 0,16408 руб./руб.


628,4 : 10757 = 0,058417 руб./руб.

1000 : 10757 = 0,092962 руб./руб.

2973 : 10757 = 0,276378 руб./руб.


В текущем периоде:

3758,4 : 11511,2 = 0,3865 руб./руб.

1879,7 : 11511,2 = 0,163293 руб./руб.


669,2 : 11511,2 = 0,058134 руб./руб.

1052 : 11511,2 = 0,091389 руб./руб.

3418,9 :11511,2 = 0,267006 руб./руб.

 

Сведем полученные показатели в сводную таблицу сметы и рассчитаем абсолютное изменение величины статьи сметы затрат в 1 рубле продукции по формуле № 10.

 

Смета затрат (тыс. руб.)

Таблица № 5

Показатели

Базисный

Текущий

Изменение

 

  1. Материалы
  2. Оплата труда
  3. ЕСН
  4. Амортизация
  5. Прочие

 

3240

1765

628,4

1000

2973

 

3758,4

1879,7

669,2

1052

3418,9

 

+518,4

+114,7

+40,8

+52

+445,9

  1. Итого затрат на производство

9606,4

10777,2

+1170,8

  1. Объем выпуска продукции в базисных ценах

10757

11511,2

+754,2

  1. Затраты на 1 рубль продукции

0,893037

0,936024

+0,042987

 

  1. Материальные затраты на 1руб.
  2. Фонд оплаты труда на 1 руб.
  3. ЕСН на 1 руб.
  4. Амортизация на 1 руб.
  5. Прочие затраты на 1 руб.

 

0,3012

0,16408

0,058417

0,092962

0,276378

 

0,3265

0,163293

0,058134

0,091389

0,297006

 

+0,0253

-0,000787

-0,000283

-0,001573

+0,020628


 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

После проведенного анализа выяснилось, что основной исследуемый показатель – затраты на 1 рубль продукции – в текущем периоде снизился по сравнению с базисным периодом на 0,014456 руб./руб. Это небольшое изменение было обусловлено изменением следующих факторов:

  • изменение структуры (-0,016996 руб./руб.)
  • изменение цены продукции (-0,057359 руб./руб.)

Очевидно, что наибольшее снижение затрат на 1 рубль продукции было достигнуто за счет увеличения цены на продукцию. Это говорит о том, что предприятие не очень эффективно проводит свою деятельность по снижению затрат на 1 рубль продукции, так как цена, как говорилось выше, только от части внутренний фактор. Резервы ее повышения обусловлены внешними условиями рынка.

Остальные факторы (объема производства продукции, уровень удельных переменных затрат на единицу продукции, увеличение суммы постоянных расходов) вызвали повышение этого показателя соответственно на 0,000084, 0,028379 и 0,031604 руб./руб.

Наибольшее увеличение затрат на 1 рубль продукции произошло за счет увеличения переменных и постоянных издержек на продукцию, что прямо свидетельствует о неэффективном использовании производственных ресурсов.

Для выявления возможных резервов снижения затрат на 1 рубль продукции необходимо определиться: какие элементы сметы повлияли на снижение (увеличение) затрат на 1 рубль продукции.

Из таблицы № 5 видно, что наибольшее увеличение затрат на 1 руб. продукции было вызвано увеличением материалоемкости производства и наибольший удельный вес (0,3012 руб./руб.) занимают материальные затраты на 1 руб. продукции, что говорит о материальном характере производства.

Прочие расходы тоже имеют большой удельный вес в 1 рубле продукции (0,276378 руб./руб.). Их увеличение говорит о расширении предприятием своей внепроизводственной деятельности. Причем нельзя сказать однозначно отрицательно это или нет. В рамках данного текущего периода это имело отрицательный эффект на уровне затрат на 1 рубль продукции.

Наибольшее снижение затрат на 1 рубль продукции было достигнуто за счет снижения затрат на амортизационные отчисления (-0,001573 руб./руб.). Хотя абсолютно мы имеем увеличение амортизации на 52000 руб.

Одновременное увеличение материальных затрат на 1 рубль продукции и снижение затрат по заработной плате (а, следовательно, и ЕСН) говорит о совершенствовании организационно-технического уровня производства.

В ходе анализа мы выяснили, что повышение себестоимости было связано с повышением материальных и прочих затрат на произвродство. Поэтому, для снижения его уровня необходимо принять меры по усилению контроля за более эффективным использованием ресурсов предприятия.

Резервы сокращения себестоимости кроются в сокращении материальных, трудовых и других затрат на производство продукции.

Так, при более эффективном использовании материальных ресурсов появилась бы возможность снижения материалоемкости продукции, что позволило бы сократить размер затраченных материальных ресурсов.

Более эффективному использованию материальных ресурсов будет способствовать внедрение элементов нормативного учета с выявлением отклонений фактических затрат от их нормативных значений. При такой организации учета появляется возможность определить причины отклонений, которыми могут быть: замена одних видов материалов другими, техническая неисправность оборудования, нарушения в технологии изготовления, низкий уровень квалификации рабочих и другие, а также применять меры по устранению отклонений в сторону увеличения расхода материалов.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращению себестоимости способствуют и более эффективное использование трудовых ресурсов, так как оно находит свое отражение в себестоимости через расходы на оплату труда. Приемлемым считается положение, при котором темп роста производительности труда опережает темп роста средней заработной платы рабочего.

Резервы снижения себестоимости также скрываются в сокращении потерь от брака. Затраты на брак и потери от брака представляют собой непроизводственный расход сырья, материалов, заработной платы и других ресурсов, который снижает объем производства и повышает себестоимость продукции.

Большой удельный вес в себестоимости, а также наибольший процент повышения имеют прочие расходы, которые в своем большинстве не зависят от объема производства. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Недостатки в организации управления и производства, перебои в материальном обеспечении вызывают непроизводительные расходы, к которым относятся потери от простоев и др. Сокращение непроизводительных расходов является резервом снижения себестоимости продукции.

  Серьезным резервом снижения  себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов обеспечивают значительное снижение себестоимости продукции, а главное это снижение приобретает не случайный характер, а систематический. А определение возможностей систематического снижения затрат на производство является основной целью анализа себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. «Инструкция ГНС РФ №37 от 10.08.95 г. с изменениями и дополнениями.» М. 1996 Министерство печати и информации Р.Ф.
  2. «Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на полиграфических предприятиях.» М. 1993 Министерство печати и информации Р.Ф.
  3. «Положение  о  составе   затрат  на  производство  и  реализацию   продукции (работ,  услуг),   включаемых  в себестоимость продукции (работ,  услуг),  и  о  порядке  формирования  финансовых  результатов,   учитываемых   при налогообложении  прибыли.» Утверждено  Постановлением  Правительства РФ  от  5  августа  1992 г.,  № 552 ( с изменениями и дополнениями от 1 июля 1995 г.,  № 661 ).
  4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория анализа хозяйственной деятельности» М.: Книга, 2-е издание 2001 г.211с.
  5. Баканов,  Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория  экономического  анализа: Учеб. для  студентов экон.спец.-4-е изд. , доп  и перераб. — М.: Финансы и статистика,1997.-416 с.: ил.
  6. Бартенев С.А, Большакова И.И., Булатов А.С Экономика: Учебник  по курсу "Экономическая теория" / и др.]; Под ред.А.С.Булатова.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Изд-во"Бек",1997.-XXX; 786 с.
  7. Борисов Л.А. «Анализ финансового состояния предприятия» Справочная Правовая система Гарант. Аудитор –, 2002г.
  8. Кобасюк М.Р. «Анализ финансово - хозяйственной деятельности».М.: Финансы и статистика, 2002 г. 450с.
  9. Мисевич А.П. «Анализ хозяйственной деятельности» СПб: Инфо-Пресс, 319 с.
  10. Никольская Э.В. «Анализ хозяйственной деятельности полиграфического предприятия » М. Книга 1989г.
  11. Никольская Э.В. «Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности полиграфического предприятия» М. Изд-во МГАП Мир книги 1995
  12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М.:  ИНФРА - М,  1997. - 576 с.
  13. Савицкая, Глафира Викентьевна. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студентов  вузов, обуч. по  экон. спец. и направлениям.-2-е изд., перераб., доп. — М.: Минск: ИП "Экоперспектива", 1998. 498 с.

Информация о работе Анализ затрат на один рубль проданной продукции