Анализ затрат на производство продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

В курсовом проекте осуществляется анализ затрат на производство, включающих в себя затраты двух видов материалов, сдельную и повременную оплату труда с обязательными отчислениями на социальное страхование, амортизацию, прочие расходы на двух этапах производства за 12 периодов времени. Таким образом, предметом анализа в данном курсовом проекте являются полные производственные затраты на производство продукции, т.е. ее производственная себестоимость.

Содержание работы

Введение 6
1. Исходные данные 7
2. Анализ объема производства и реализации продукции 8
2.1. Анализ динамики объема производства в натуральном и стоимостном выражении 8
2.2. Анализ сезонности 15
2.3. Факторный анализ объема производства в стоимостном выражении 19
2.4. Факторный анализ методом цепных подстановок 19
2.5. Факторный анализ интегральным методом 22
2.6. Факторный анализ логарифмическим методом 24
3. Анализ затрат и себестоимости продукции 29
3.1. Анализ состава, структуры затрат и себестоимости продукции 29
3.2. Постатейный анализ затрат 35
4. Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа затрат и себестоимости продукции 38
4.1. Определение безубыточного объема продаж, точки закрытия предприятия, порога рентабельности и запаса финансовой прочности 38
4.2. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия 40
Заключение 43

Файлы: 1 файл

Dolnikov.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования                                                  «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»


 

 

Факультет экономики и менеджмента

 

Кафедра Предпринимательства и коммерции

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

на тему «Анализ затрат на производство продукции»

Вариант 1

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 4077/3

___________________

(подпись)

Дольников Е.Б.

 

Принял: к.э.н, доцент

___________________

(подпись)

Попова О.В.

«___»___________2012г.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дольников Е.Б. Анализ затрат на производство продукции: Курсовой проект по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности». – СПб.: СПбГПУ, 2011. - 45 с, рис. - 9, табл. - 16, прил. - 5, библиогр. – 9.

 

АНАЛИЗ, МЕТОД  ЦЕПНЫХ ПОДСТАНОВОК, ЗАТРАТЫ, ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ

 

В курсовом проекте осуществляется анализ затрат на производство, включающих в себя затраты двух видов материалов, сдельную и повременную оплату труда с обязательными отчислениями на социальное страхование, амортизацию, прочие расходы на двух этапах производства за 12 периодов времени. Таким образом, предметом анализа в данном курсовом проекте являются полные производственные затраты на производство продукции, т.е. ее производственная себестоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и их чувствительность к управленческим воздействиям, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

В условиях рыночной экономики исключительно  велика роль анализа затрат на производство и реализацию продукции, поскольку  финансовые результаты деятельности организации непосредственно зависят от себестоимости продукции. Кроме того, в условиях конкуренции зачастую только снижение себестоимости позволяет снизить цену и, как следствие, увеличить или хотя бы сохранить свое присутствие на рынке. В связи с этим выявление факторов и тенденций формирования себестоимости позволяет принимать обоснованные решения по управлению затратами и прибылью.

В процессе анализа данных об объеме производства в натуральном и  стоимостном выражении необходимо установить наличие или отсутствие сезонных колебаний данных показателей, а также построить детерминированную факторную модель для анализа объема производства в стоимостном выражении и рассчитать количественное влияние  изменения включенных в нее факторов на результирующий показатель одним из известных методов.

  1. Исходные данные

Исходные данные к курсовому  проекту включают в себя данные об объеме производства продукции, цене, затратах на производство продукции за 12 смежных кварталов (3 года). Исходные данные приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Исходные данные

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

период

период

период

период

период

период

период

период

период

период

период

период

 

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

план

факт

Объем производства, ед.

540

298

126

376

501

262

108

475

531

224

115

442

553

Отпускная цена , в т.ч. НДС

120

176

308

184

134

224

317

212

181

254

293

153

141

Материал 1

31,15

30,18

25,88

30,45

34,66

49,89

23,03

39,74

33,15

52,48

34,44

26,83

27,11

Материал 2

3,18

6,13

9,89

5,81

4,6

8,31

10,87

6,35

5,73

9,23

11,35

4,95

3,49

Электроэнергия на технологические  нужды

3,44

7,56

5,52

6,71

5,79

7,84

5,59

8,21

7,7

8,79

6,03

5,25

5,11

Заработная плата производственных рабочих сдельная

2,64

10,14

18,65

9,69

4,5

11,22

17,7

10,88

11,49

15,87

24,29

10,03

8,97

Заработная плата производственных рабочих повременная

11,94

16,01

13,3

19,57

11,81

15,17

9,08

22,13

29,42

25,22

13,96

17,8

22,65

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

5,61

10,06

12,3

11,26

6,28

10,16

10,31

12,71

15,75

15,82

14,73

10,71

12,18

Амортизационные отчисления

16,33

21,44

32,91

22,19

15,22

28,48

26,51

17,58

12,79

23,4

32,94

13,28

10,93

Арендная плата за производственные помещения

11,23

14,83

33,18

18,42

13,07

21,61

34,25

13,94

8,62

26,84

37,15

11,82

9,13

Заработная плата административно-управленческого  персонала с отчислениями

5,64

20,87

91,32

24,41

11,74

27,73

116,16

29,85

16,83

26,13

57,76

18,63

9,43

Арендная плата за административные помещения

0,98

3,98

6,74

3,73

0,35

4,23

7,69

3,78

4,24

5,82

7,97

3,66

2,45


  1. Анализ объема производства и реализации продукции

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары в таком объеме, которое оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и  реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, как спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции.

    1. Анализ динамики объема производства в натуральном и стоимостном выражении

Анализ динамики требуемых  показателей начинается с построения графиков объема производства в натуральном и стоимостном выражении, а также отпускной цены и визуального анализа построенных графиков.

Для расчета объема производства в  стоимостном выражении следует  воспользоваться формулой

 

Vд. е. = Vед. * Цед.,

                           

где V д. е   - объем производства в стоимостном выражении, руб.; Vед. - объем производства в натуральном выражении, ед.; Цед. - цена товара за единицу, руб./ед.

Рассчитаем объем производства в стоимостном выражении для  первого периода

Vд. е. =540*120=64800 руб.

 

Аналогичным образом и для остальных периодов. Результаты в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Анализ динамики объема производства

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

Объем производства, ед.

540

298

126

376

501

262

108

475

531

224

115

553

Объем производства, руб.

64800

52448

38808

69184

67134

58688

34236

100700

96111

56896

33695

77973

Отпускная цена

120

176

308

184

134

224

317

212

181

254

293

141


 

На рис. 2.1., 2.2. и 2.3. представлены графики объема производства в натуральном  выражении, в стоимостной выражении  и отпускной цены соответственно.

 

Рис. 2.1. Объем производства в натуральном  выражении

 

Рис. 2.2. Объем производства в стоимостном  выражении

 

Рис. 2.3. Отпускная цена

 

По представленным графикам видно, что значения объемов производства и цены очень сильно колеблются от периода к периоду. Наибольшие значения они принимают в первом квартале каждого года, это может указывать на сезонный характер работы предприятия.

Для количественной оценки параметров динамики необходимо рассчитать обобщающие и средние показатели динамики за весь исследуемый период (12 смежных кварталов). К обобщающим показателям динамики относят: абсолютное изменение за период, темп роста и темп прироста.

Абсолютное изменение может  быть как положительным, так и отрицательным. Оно показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже первого и выражает абсолютную скорость роста или снижения уровней ряда.

Например, абсолютное изменение  объема производства в натуральном  выражении будет равно

Δ = 553-540 = 13 ед.

Аналогично рассчитывается для объема производства в стоимостном  выражении и для цены реализации. Результаты приведены в табл. 1.3.

Далее рассчитаем темп роста. Темп роста  оценивает, во сколько раз уровень текущего периода выше или ниже уровня базисного периода, или сколько процентов он составляет по отношению к базисному. Таким образом, темп роста может быть представлен в виде коэффициента, когда определяется непосредственное отношение абсолютных размеров уровней, и в процентах к базисному уровню, принятому за 100%.

Темп роста в виде коэффициентов  вычисляется по формуле

      ,

где yn – значение показателя за n-й период, n – номер периода,  n=1,…,12.

Рассчитаем темп роста в % для  показателя объема продукции в натуральном выражении

Тр = (553/540)*100=102,41%

За изучаемый период времени  объем продукции в натуральном  выражении увеличился в 1,0241 раза.

Аналогичным образом выполняются вычисления для объема производства в стоимостном выражении и для цены. Результаты приведены в табл. 1.3.

Темпом  прироста - это отношение абсолютного  изменения к базе сравнения, т. е.

,

где Dt ¾ абсолютное изменение данного уровня;

yt-1 — базисный уровень (уровень предыдущего периода);

Tnp — темп прироста (в виде коэффициента).

 Этот показатель  характеризует относительную скорость  изменения уровня ряда в единицу  времени.

Темп прироста, выраженный в процентах, показывает на сколько процентов увеличился или уменьшился текущий уровень по сравнению с базисным, принятым за 100%, или, иначе, сколько процентов составляет абсолютный прирост данного уровня по отношению к базисному уровню.

Поскольку абсолютное изменение (D) за весь период равен уп - у1, то темп прироста за весь период составит: 

,

а есть темп роста за этот период. Тогда

Тпрр – 1.

Рассчитаем темп прироста в % для объема производства в натуральном  выражении.

Тпр = 102,41-100=2,41%.

Текущий уровень объема производства в натуральном выражении  по сравнению с базисным увеличился на 2,41 %.

Аналогичным образом выполняются  вычисления для объема производства в стоимостном выражении и для цены. Результаты приведены в табл. 1.3.

Перейдем к средним показателям. Средние показатели необходимы для  получения обобщающих оценок изменения уровней ряда. Часто использование средних показателей становится просто необходимым.

Средний уровень ряда рассчитывается по формуле средней арифметической простой:

Рассчитаем средний уровень  объема производства в натуральном выражении.

(540+298+126+376+501+262+108+475+531+224+115+553)/12=342,42 ед.

Аналогичным образом выполняются  вычисления для объема производства в стоимостном выражении и для цены. Результаты приведены в табл. 1.3.

Среднее абсолютное изменение можно найти по формуле:

 

Рассчитаем среднее абсолютное изменение объема производства в  натуральном выражении.

Аналогичным образом выполняются  вычисления для объема производства в стоимостном выражении и для цены. Результаты приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Показатели деятельности организации

Обобщающие показатели динамики

Средние показатели динамики

А

Т

К

A

Y

T

K

Абсолютное изменение  за период

Темп роста, %

Темп прироста, %

Среднее абсолютное изменение за период

Средний уровень  ряда

Средний темп роста, %

Средний темп прироста, %

1 способ

2 способ

1 способ

2 способ

Объем производства в натуральном выражении, ед.

13

102,41%

2,41%

1,18

342

100,22%

100,37%

0,22%

0,37%

Цена реализации, руб./ед.

21

117,50%

17,50%

1,91

212

101,48%

100,87%

1,48%

0,87%

Объем производства в стоимостном выражении, руб.

13173

120,33%

20,33%

1197,55

68191,58

101,70%

101,96%

1,70%

1,96%

Информация о работе Анализ затрат на производство продукции