TEMPLES-анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является организация «Байерсдорф», филиалы которой находятся в Республике Беларусь и Республике Польша, при рассмотрении которых будет применен TEMPLES-анализ. Соответственно в ходе курсовой работы планируется выполнить следующие задачи: Рассмотрение сущности окружающей среды и внешней среды как ее составляющей; Рассмотрение наиболее распространенных видов анализа внешней окружающей среды и методологии их проведения; Рассмотрение сущности, методологии, принципов, преимуществ и недостатков проведения TEMPLES-анализа как расширенного вида PEST-анализа; Провести TEMPLES-анализ на примере стран Республики Беларусь и Республики Польши;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ЕЕ АНАЛИЗА 5
1.2. PEST-анализ 9
1.3. ETOM-анализ 11
1.4. QUEST-анализ 13
2. TEMPLES-АНАЛИЗ 14
2.1. Сущность TEMPLES-анализа 14
2.2. Факторы TEMPLES+I – анализа 15
2.2.1. Технологический фактор 15
2.2.2. Экономический фактор 18
2.2.3. Факторы рыночного окружения 19
2.2.4. Политический и юридический факторы 22
2.2.5. Экологические факторы 24
2.2.6. Социально-демографические факторы 25
2.2.7. Информационный фактор 26
2.3. Методика TEMPLES-анализа 27
2.4. Преимущества и недостатки TEMPLES-анализа 29
3. ПОСТРОЕНИЕ TEMPLES+I – МОДЕЛИ 32
3.1. Технологический фактор 32
3.2. Экономический фактор 36
3.3. Рыночное окружение 38
3.4. Политический фактор 43
3.5. Правовой фактор 44
3.6. Экологический фактор 46
3.7. Социальный фактор 47
3.8. Информационный фактор 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Файлы: 1 файл

Носова Е. TEMPLES-анализ.docx

— 188.33 Кб (Скачать файл)

Но в данном методе анализа внешней среды также  есть недостаток: ETOM-анализ так же, как и PEST-анализ, не учитывает взаимовлияние факторов внешней среды. Для получения более точной оценки вероятность наступления одного события следует рассматривать в совокупности с вероятностью наступления других событий. Это более сложный анализ, когда влияние факторов мало того, что оценивается в самой группе, так еще и подлежит «взвешиванию» вероятностей по отношению к факторам других групп. [28] Данную проблему помогает решить QUEST-анализ.

 

    1. QUEST-анализ

«QUEST-анализ» образован от аббревиатуры Quick Environmental Scanning Technique, что означает технику быстрого сканирования внешней среды.

Первые этапы анализа  совпадают с первыми стадиями уже рассмотренных анализов. Факторы  макросреды ранжируются и выбираются некоторые самые значимые из них. Обычно QUEST-анализ включает рассмотрение пяти факторов, так как он может  быть осложнен большим их количеством. Экспертами составляется таблица, где  во второй колонке они указываются  оценку вероятности проявления фактора (таблица 3.1 приложения 3).

Далее эксперты осуществляют оценку взаимосвязи и взаимовлияния  выбранных факторов. Оценка может  быть в виде балла, а может просто фиксировать наличие связи.

 Таким образом,  стратегические сценарии для  организации разрабатываются, исходя  не только из силы и вероятности  наступления факторов, влияющих  на ее деятельность, но и исходя  из возможности совместного наступления  последствий по этим группам  факторов.

Для простоты практикуется разработка трех прогнозных сценариев: пессимистичного, реалистичного и оптимистичного.

 Для каждого  сценария разрабатываются стратегические  альтернативы, то есть, действия  предприятия при каждом варианте  развития событий. Из представленных  альтернатив выбираются наиболее  привлекательные для компании  с точки зрения достижения  целей организации: роста продаж, захвата или удержания рынка  и так далее.

Данная методика позволяет  более взвешенно подойти к  разработке программ действий по учету  воздействия макросреды на организацию.

 

  1. TEMPLES-АНАЛИЗ
    1. Сущность TEMPLES-анализа

Организации проводят анализ окружающей среды для того, чтобы облегчить процесс достижения своих конкурентных целей.

TEMPLES-анализ – это, по сути, анализ влияния окружающей среды организации на ее деятельность с целью использования этой информации для управления принятием стратегических решений. Предполагается, что если организация в состоянии провести анализ текущей внешней среды и оценить возможные ее изменения, то предприятие будет в лучшем положении, чем его конкуренты, чтобы вовремя среагировать на ее изменения.

Организация сама по себе не может повлиять на внешние факторы, как эти факторы и не могут непосредственно и незамедлительно повлиять на рентабельность организации. Но можно воспользоваться преимуществом понимания окружающей среды, чтобы максимально использовать возможности и свести к минимуму угрозы для организации. Проведение стратегического анализа предполагает сканирование этих экономических условий для выявления и понимания долгосрочных тенденций.

TEMPLES-анализ является расширенным вариантов PESTLE-анализа, однако, дополнительно рассматривается технологический фактор. TEMPLES-анализ показывает, что технологический фактор является первостепенным, так как в настоящее время конкурентные преимущества большинства организаций достигаются за счет технологических инноваций.

TEMPLES-анализ служит полезным инструментом для понимания «общей картины» среды, в которой работает организация. В частности, TEMPLES-анализ является полезным инструментом для анализа рисков, связанных с рыночным ростом или спадом, и, как таковых, позиций, потенциала и направлений для отдельных предприятий и организаций.

TEMPLES-анализ часто используется в качестве общего инструмента, помогающего выяснить, где находятся организация или продукт применительно к аспектам, находящимся за ее пределами и влияющим на аспекты, находящиеся внутри организации. Семь элементов анализа, влияние которых изучается со стороны макросреды, формируют основу для рассмотрения положения организации относительно них, а также могут быть использованы для обзора стратегии или положения на рынке, направления деятельности компании, маркетинговых предложений или идей.

TEMPLES-анализ, как и другие виды анализа внешней среды на основе PEST-анализа, может использоваться для бизнес-, стратегического и маркетингового планирования, организационных изменений, совершенствования предприятия и продукции, исследовательских отчетов.

Завершение  TEMPLES-анализа может быть простым или сложным процессом в зависимости от того, насколько тщательным он должен быть. Данный анализ может проводиться путем различных шкал, как с применением коэффициентов значимости, так и без них. TEMPLES-анализ рекомендуется проводить в группе исследователей, так как проведение анализа одним человеком, только с одной точки зрения, может отнять много времени и вызвать пропуск многих важных факторов и ошибки. Если же проводить анализ только с точки зрения одного человека, он может стать субъективным. Поэтому комбинирование знаний нескольких человек сделает анализ более надежным и значимым.

Данный  анализ позволяет предприятию формировать  стратегию и стратегические решения, связанные со следующими аспектами:

  • Соответствием деятельности организации его окружающей среде;
  • Ценностями, ожиданиями и целями тех влияющих стратегий;
  • Сферой деятельности организации: что она делает или не делает для соответствия деятельности организации структуре и количеству ее ресурсов.
  • Распределением основных ресурсов в организации;
  • Направлением, в котором организация будет двигаться в долгосрочной перспективе;
  • Последствиями изменений во всей организации, организационной структуре, построением маркетинговой информационной системы на предприятии.

Стратегии и стратегические решения, как правило, являются комплексными.

TEMPLES-анализ позволяет одному из важных элементов стратегического анализа – внешней среде – быть исследованным систематически с использованием простой методологии.

TEMPLES-анализ не связан с внутренней средой организации или ее сильными и слабыми сторонами, как в SWOT-анализе. Эти важные аспекты стратегического анализа лучше изучаются с использованием различных методов.

Рассмотрим каждый из факторов, анализируемых в TEMPLES-анализе, и выясним, какие показатели они содержат. Однако прежде, чем уделить внимание составляющим внешней среды, исследуемым при TEMPLES-анализе, следует сказать, что особо важным фактором в наше время является информация. Без информационной составляющей анализ внешней среды был бы неполным. Поэтому далее в данной курсовой работе TEMPLES-анализ будет расширен до TEMPLES+I – анализа.

 

    1. Факторы TEMPLES+I – анализа
      1. Технологический фактор

Термин «технология» означает знания, которые можно использовать для производства товаров и услуг  из экономических ресурсов, в том  числе знание того, как сделать  это эффективно и достичь намеченных целей.

Руководство организации  обязано постоянно следить за технологической составляющей макросреды, чтобы не упустить момент появления  в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации  в условиях конкуренции. Анализ внешней  технологической среды должен учитывать  изменения в технологии производства, в конструкционных материалах, в  применении компьютерной техники для  проектирования новых товаров и  услуг, в управлении, в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.

Однако технологический  фактор тесно взаимосвязан с экологическим, или природным. Технологии не могут  существовать без ресурсов. Более  современная технология может экономить  одни виды природных ресурсов, в  то же время, оказывая негативное воздействие на другие.

Очень часто решение  об установке дорогостоящего производственного  оборудования принимается в условиях высокой вероятности того, что  развитие технологии может вскоре привести к устареванию продукта, который  планируется выпускать на этом оборудовании.

Прогнозирование технологического прогресса, требующее значительных инвестиций, является жизненно важной функцией многих быстроразвивающихся  отраслей промышленности. Благодаря  прогнозированию возможен эффективный  и быстрый выпуск на рынок технологически новой продукции, приносящей более  высокие доходы.

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с  технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии  быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентную способность, все организации вынуждены  идти в ногу, по крайней мере, с  теми разработками, от которых зависит  эффективность их деятельности. [12, с. 74]

При анализе технологических  факторов, кроме анализа новых  продуктов, появившихся на рынке, скорости их обновления и источника идей, необходимо рассматривать также  государственную политику в области  научно-технического прогресса, защиту интеллектуальной собственности, затраты  на НИОКР из разных источников.

Научно-техническая  среда создает предпосылки для  совершенствования производства и  распределения товаров, обновления их потребительских свойств и  появления качественно новых  образцов. Кроме того, она влияет на теорию и практику маркетинга, позволяет внедрять прогрессивные методы сбыта и торговли, способствует полной компьютеризации маркетинговой деятельности, использованию экономико-математических методов моделирования и управления перемещением и складированием товаров (торгово-сбытовая логистика) и т.д.

Использование достижений НТП, научно-технической среды является составным элементом инновационной  политики организации. Их воздействие на маркетинг проявляется в различных формах: моральное старение товара или способа обслуживания, вызывающее необходимость их замены или модернизации; потенциальная возможность создания качественно нового или кардинально усовершенствованного товара; совершенствование технологии, позволяющее резко сократить время на изготовление товара и обеспечивающее экономию производственных затрат, что ведет к снижению себестоимости. С другой стороны, НТП может стать фактором обострения конкурентной борьбы, если его результатами воспользуется конкурирующее предприятие. [3, с. 191]

Показатели технологического фактора рассматривают, что происходит в сфере технологий, которые оказывают влияние на деятельность организации. По мнению специалистов, НТП осуществляет скачок каждые два года, поэтому необходимо проанализировать, каким образом он повлияет на продукцию или услуги организации. Новые технологии постоянно развиваются и темп их изменения растет. Есть также изменения по отношению к барьерам для входа на данный рынок, и изменения в сфере таких финансовых решений, как аутсорсинг и опора на внутренние ресурсы (инсорсинг).

Главная задача эксперта заключается в выявлении и мониторинге эффектов технологических изменений, так как это влияет на конкурентную стратегию.

В качестве показателей  технологического фактора можно  рассматривать:

  • государственные приоритеты развития науки и техники;
  • число колледжей и университетов в регионе;
  • имеющиеся патенты;
  • бюджеты на научные исследования и опытные разработки;
  • скорость технологического изменения;
  • скорость процесса или совершенствования продукта;
  • способность расширения;
  • мировой уровень исследований и разработок в определенной отрасли знаний;
  • тенденции развития новых подходов к производству продуктов и услуг;
  • государственные инновационные программы, проекты;
  • законодательство по технологиям;
  • возможность производства новой продукции;
  • возможность усовершенствования производимой продукции;
  • модернизация технологии изготовления и сбыта;
  • развитие конкурентных технологий;
  • характеристика финансирования исследований;
  • наличие связанных, зависимых технологий;
  • замещающие технологии и решения;
  • зрелость технологий;
  • изменение и адаптация новых технологий;
  • производственная емкость, уровень;
  • потенциал инноваций;
  • доступ к технологиям.

 

      1. Экономический фактор

Экономический компонент  общей окружающей среды отражает распределение и использование  ресурсов в целом обществе. Экономические факторы влияют на решения и действия, как предприятий, так и потребителей. Колебания цикла деловой активности влияют на покупательную способность, так как воздействуют на уровень цен и процентные ставки. Так, можно отметить, что в период экономического роста уровень безработицы снижается, доходы населения повышаются, а низкие темпы инфляции приводят к росту покупательной способности, таким образом, воздействуя на спрос со стороны покупателей на продукцию данной организации.

Обратные тенденции  наблюдаются во время спада: увеличение уровня безработицы ведет к снижению покупательной способности населения, тем самым отрицательно влияя  на спрос на товары или услуги организации.

Информация о работе TEMPLES-анализ